Главная / Газета 31 Мая 2010 г. 00:00 / Общество

«Игла»-читальня

Школьников предлагают «подсаживать» на книги, как на наркотики

АННА СЕМЕНОВА

Накануне Общероссийского дня библиотек, который отмечается в конце мая, специалисты ассоциаций чтения разных стран обсудили, как сделать книги более популярными среди школьников. Несмотря на то что Россия, согласно международным опросам, является одной из самых читающих стран, наша молодежь все равно предпочитает проводить свободное время за компьютером или с ровесниками. Страницы среднестатистический школьник перелистывает только в рамках домашнего задания, а удовольствие от чтения получает менее 10% российских учеников. Эксперты винят в сложившейся ситуации недочеты системы образования и равнодушных к чтению родителей.

Специалисты считают, что детский интерес к книгам часто пропадает в подростковом возрасте.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Специалисты считают, что детский интерес к книгам часто пропадает в подростковом возрасте.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
На днях в издании «Исследование социальной стратификации и мобильности» (Research in Social Stratification and Mobility) были опубликованы результаты исследования, проводившегося в течение 20 лет в 27 странах мира. Ученые выяснили, что процесс освоения новых знаний проходит более успешно и эффективно у тех детей, в чьем доме большая библиотека. Судя по недавним соцопросам, таких с каждым годом становится все меньше. Постоянно и с удовольствием читают около 8% россиян. Теряют интерес к книгам в школьные годы: если в 10 лет дети демонстрируют хорошие результаты в чтении, то к 15 показатели резко ухудшаются. Уже к концу школы удовольствие от чтения получают не больше четверти россиян.

По мнению экспертов, причина кроется в недочетах отечественной системы образования. В нынешних школах учителя порой сами не знают, как работать с текстом. У детей, не слишком расположенных проводить досуг за книгой, из-за этого пропадает последний стимул. Сокращается число часов, отведенных на занятия литературой, а серьезное итоговое сочинение превратилось в набор тестов с маленьким эссе, которое все равно надо писать по четким и давно устаревшим правилам. «Сочинения у нас привязаны к одному и тому же списку литературы, где изменения если и есть, то очень редки и незначительны, – рассказал «НИ» учитель русского языка и литературы Сергей Райский. – Список требует серьезного пересмотра. Бессмысленно давать в седьмом классе «Тараса Бульбу», а в десятом – «Преступление и наказание». Дети просто не способны понять эти книги на момент их изучения. Более того, темы для сочинения подбираются косные, например, нравственный путь Пьера Безухова школьники отслеживают из года в год». Большую роль в исчезновении любви к книгам играет пример взрослых. «Чтение в жизни ребенка повторяется дважды: сначала ему читают родители, потом он начинает делать это сам, подражая им, – говорит «НИ» проректор по инновационной деятельности Московского городского педагогического университета (МПГУ) Маргарита Русецкая. – Если родители не читали ребенку в детстве, сами не сидели за книгой, ему неоткуда знать о таком способе проведения досуга».

Эксперты приводят в пример зарубежный опыт. Так, в 2002 году в США был реализован проект «Дорога в школу», суть которого в том, что ребенку по дороге в учебное заведение обязательно должна попасться библиотека или книжный магазин. В Великобритании и Швеции роль «книжных наставников» отдали спортивным тренерам. Ведя своих подопечных к новым победам, они должны рекомендовать детям определенные произведения и потом обсуждать прочитанное. Также в Англии действовала программа «Распространители книг», созданная по принципу продажи наркотиков: «барыги» предлагали мальчикам, как наименее читающим, книги, журналы или хотя бы комиксы. Кстати, в России есть свои распространители книг, только в отличие от британцев у нас целью является не приучение к чтению, а финансовая выгода. «Книжные дилеры» работают по принципу сетевого маркетинга, и в этом ничем не отличаются от распространителей косметики или бытовой химии по каталогам.

Россиян в библиотеки заманивают разными способами, правда, направлены они больше на взрослых, а не на школьников. Набирает популярность движение буккросинга – обмен книгами в общественных местах. Любой участник движения может оставить прочитанную книгу, к примеру, в ресторане или метро, а взамен в условленном месте забрать новый том. В последнее время стали появляться и кафе, где посетитель может взять любую книгу с полки. Увы, нередко тома подбираются не по содержанию, а по цвету обложки, так что в заведении велик риск нарваться не на увлекательный роман, а на пособие по расчету систем отопления на китайском языке. В 2008 году по Кольцевой ветке столичной подземки начал курсировать поезд «Читающая Москва». Стены вагонов украшены изображениями литературных персонажей, репродукциями характерных сцен и цитатами из известных произведений для детей и взрослых.

Некоторые эксперты полагают, что популяризировать чтение среди российских школьников не надо. Впрочем, это может потребоваться в ближайшем будущем, если образовательные традиции будут и дальше уничтожаться. «Наша система начального образования построена на приучении детей к книгам. За рубежом считается, что читать или нет – личное дело каждого, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – А ведь чтение дает не только навыки работы с книгой, но и учит усидчивости, а также помогает эмоциональному развитию ребенка. Между тем именно наша страна первой стала направленно развивать специальную детскую литературу, разработала особый формат и макет детских книг, ввела часы внеклассного чтения и включила в уроки литературы «сеансы» чтения вслух. Эти традиции надо беречь, однако реформаторы образования, похоже, этого не понимают».

Опубликовано в номере «НИ» от 31 мая 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: