Главная / Москва / 17 Мая 2010 г.

Первые шаги

Российских водителей обязали внимательнее относиться к пешеходам

АННА СЕМЕНОВА

В Правила дорожного движения внесены существенные поправки. То, за что «Новые Известия» долго боролись, организовав акцию «Операция «Зебра», наконец, узаконено. (Напомним, что наша редакция около пяти лет проводила вместе с сотрудниками ГИБДД рейды на улицах Москвы и других городов, стараясь приучить автомобилистов пропускать пешеходов на «зебрах».) И вот теперь водители обязаны пропускать пешеходов, только ступивших на нерегулируемый переход, тормозить должны и соседние автомобили на всех полосах. Кроме того, в дневное время машины обязаны двигаться с включенными фарами ближнего света либо со специальными устройствами, позволяющими заметить автомобиль издалека даже в самую пасмурную погоду. Действовать новые правила начнут через полгода. Эксперты поддерживают пункты «пешеходного пакета», однако считают их небрежно прописанными.

По измененным правилам, машины на всех полосах должны тормозить, как только пешеход ступил на «зебру».<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
По измененным правилам, машины на всех полосах должны тормозить, как только пешеход ступил на «зебру».
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Десятого мая правительство РФ внесло в Правила дорожного движения (ПДД) ряд поправок, призванных уменьшить число аварий с участием пешеходов. Так, теперь автомобилисты обязаны включать на городских улицах в светлое время суток фары ближнего света, дневные ходовые лампы или габаритные огни с противотуманными фарами. Раньше делать это положено было только за городом. Такие меры позволят сделать машины более заметными даже в пасмурную погоду. Впрочем, в городских условиях машину, проезжающую по дороге, не заметить сложно. Другое дело, если она выезжает из-за угла, и чем тут поможет ближний свет – не совсем понятно. Кроме того, фары дневного света «съедают» много энергии, а дневные ходовые лампы можно установить не на каждой машине, жалуются автолюбители.

Еще одно важное изменение призвано повысить внимательность автомобилистов рядом с нерегулируемым пешеходным переходом. Если раньше водители должны были пропустить пешехода, который уже переходил проезжую часть по «зебре», то теперь то же самое придется делать и для тех, кто только ступил на переход. Более того, новыми правилами запрещается обгон машин, тормозящих или останавливающихся в соседних рядах перед переходящими дорогу людьми. Иными словами, перед каждой «зеброй» водители должны будут проверить, нет ли пешехода перед соседними машинами.

Эксперты отнеслись к этому пункту в поправках неоднозначно. «Представьте Ленинский проспект, четыре полосы в каждую сторону, автомобилист находится в крайней левой. Пешеход ступил на переход, за то время, как он дойдет до того автомобилиста, водитель успеет покурить, протереть стекла и долить тосола, – рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Кроме того, откуда водитель может знать, зачем пешеход ступил на «зебру»? Может, он хотел посмотреть, не идет ли его троллейбус, или такси поймать – из-за этого должно вставать все движение? Автомобилисты не должны создавать помехи пешеходу на переходе, то есть пешеход должен не шарахаться от машин, а спокойно пересечь проезжую часть, не меняя скорости и направления. А данные поправки слишком формализованы, они не учитывают реальных ситуаций».

Смущают экспертов и другие пункты поправок, в особенности те, что касаются дефиниций. К примеру, обгоном теперь считается опережение с выездом на встречную полосу, тогда как раньше – простой выезд за пределы своей полосы. При этом обгон тихоходных (то есть со скоростью менее 30 км/час) транспортных средств, гужевых повозок, двухместных мотоциклов без коляски и мопедов разрешен. Однако совершенно не ясно, как доказать то, что конкретное транспортное средство двигалось со скоростью 28 км/час, а не 32 км/час. Коснулись изменения и детских поддерживающих устройств: люльки, автокресла, адаптера ремня (устройство, «снижающее» уровень ремня так, чтобы он приходился ребенку не на горло, а на грудь) и бустера (своего рода подушка, благодаря которой ремень безопасности приходится на грудь, а не горло). Ранее устройства должны были быть специальными, то есть сертифицированными. Теперь – не обязательно. «Это фактически означает, что родители могут вместо автокресла использовать хоть санки, вместо адаптера – прищепки, а вместо бустера подложить под ребенка, например, чемодан», – опасается Виктор Травин.

Поправки в ПДД, по задумке авторов, должны устранить противоречия между старыми правилами и Административным кодексом. В частности, в правилах теперь прописано, что считать условиями недостаточной видимости, а также препятствием. Однако вместо того, чтобы внести ясность, новые пункты лишь добавили тумана. «Это дает право любому сотруднику ГИБДД трактовать нарушение правил по-своему, – считает Виктор Травин. – Например, для меня «дефектом дорожного полотна» может считаться трещина в асфальте, а для сотрудника ГАИ – нет. А ведь разница в наказаниях огромна: если выезд на встречную полосу произошел из-за препятствия, то автомобилиста штрафуют на тысячу рублей, если препятствия не было – отбирают права».

Поправки в ПДД не до конца проработаны, убеждены эксперты. «Чем консервативнее ПДД – тем лучше, любые поправки в них должны вноситься, если только они жизненно необходимы, причем после широкого обсуждения, – выразил «НИ» свое мнение председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – У нас ничего этого не было, поправки были приняты кулуарно. Как поступить в такой ситуации людям, которые только получили права, что делать тем, кто пять–десять лет ездил по старым правилам? Им очень сложно будет перестроиться».

Через полгода, когда поправки вступят в действие, эксперты прогнозируют невероятный рост «дорожной коррупции». «В Норвегии, если приняты даже самые незначительные изменения в ПДД, водителям на дом высылают специальные брошюрки, где все объясняется понятным языком. Если есть какие-то вопросы, там указан телефон поддержки, – привел пример Виктор Травин. – У нас все мудрено написано, не сразу разберешься. Гаишники начнут штрафовать даже за то, чего в правилах нет, а мы не сможем им возразить, потому что так и не разобрались в изменениях».

Опубликовано в номере «НИ» от 17 мая 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: