Главная / Москва / 27 Апреля 2010 г.

Ложный посыл

«Почта России» тратит все больше государственных средств, а работает все хуже

ТАТЬЯНА ЕРЕМИНА, ЗИНАИДА ТИТОВА, ДАРЬЯ БЕГОУЛОВА, АЛЕКСАНДРА КОШКИНА

Счетная палата РФ представила на днях результаты проверки «Почты России». Выяснилось, что почтовый монополист в минувшем году получил из госбюджета более трех млрд. рублей субсидий, однако потратил эти деньги на субсидирование доставки изданий «сомнительного развлекательного характера». Между тем почта совершенно не в состоянии наладить своевременную доставку писем и посылок: нередко опоздания превышают месяц, некоторые отправления и вовсе теряются.

По мнению экспертов, слишком большой объем работы почтальоны проделывают вручную.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
По мнению экспертов, слишком большой объем работы почтальоны проделывают вручную.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Проведенная Счетной палатой проверка показала, что «Почта России» получила из бюджета в минувшем году 3,03 млрд. рублей – почти в полтора раза больше, чем годом ранее (2,1 млрд. рублей). Выяснилось, что государственные деньги тратились в том числе и на субсидии за доставку «изданий сомнительного развлекательного характера, не имеющих социальной значимости («Ступени Оракула», «Каббала сегодня», «СПИД-Инфо»). В докладе Счетной палаты отмечается, что подобное «не может являться эффективным использованием государственных средств». Почтовики оправдываются, что по действующему законодательству субсидировать положено подписку на все СМИ, так как «критерии отбора и перечень изданий, доставка которых должна субсидироваться, относятся к исключительной компетенции государства».

Отзывы со стороны клиентов почтового ведомства еще более критичны. Москвичка Светлана Решетникова хотела сделать своим трем детям и двум племянницам новогодний подарок – отправить посылку от Деда Мороза. Одной из племянниц, самой младшей, посылка не дошла. «Хорошо, что девочка маленькая и ситуацию быстро забыла. А не получи более старший ребенок подарок от Деда Мороза, когда все кругом получили – была бы трагедия», – вспоминает в беседе с «НИ» Светлана. На рассмотрение ее претензии у «Почты России» ушло два месяца, на получение денег за потерянную посылку – еще полгода. «Почтальон не донес, его вина, с него и спрашивайте», – твердили почтовые чиновники. Почтальон, а им в этом районе работает пенсионер-инвалид, приходил домой к Светлане и просил написать заявление, что он все посылки приносил и вообще хорошо работает.

Если смотреть на ситуацию в целом, то почтовое сообщение между регионами находится на грани обрыва: клиенты никогда не уверены, дойдет ли отправленное письмо, и особенно – посылка. Родственник одного из авторов статьи отправил из Москвы в Бурятию посылку с лекарствами. Спустя три недели поинтересовался ее судьбой и обнаружил, что посылка так и продолжала лежать на одном из железнодорожных вокзалов столицы. А житель Воронежа Роман П. решил 1 апреля подшутить над коллегой и заказал в начале марта по почте плюшевую черепаху в одном из столичных интернет-магазинов. Шутка не удалась: отправленная полтора месяца назад черепаха в пути до сих пор. «Наверное, они ее саму «живьем» отправили до Воронежа», – высказывает «НИ» предположение Роман.

В конце 2009 – начале 2010 года на почте и вовсе случился коллапс: письма, посылки и открытки неделями «зависали» в почтовых отделениях и на складах. «Я девять месяцев путешествовала по странам Азии, несколько раз отправляла посылки в Москву, – рассказала «НИ» москвичка Елена Бахтерева. – При этом из Китая самая дешевая посылка, отправленная обычной почтой, дошла в два раза быстрее, чем мы рассчитывали. А вот из Индии посылка с сувенирами, отправленная в начале декабря, не дошла до сих пор. Индийскую границу она пересекла, куда делась дальше – неясно, отследить это никак нельзя, в московском отделении почты отсылают разбираться с индийцами».

«Новые Известия» и сами оказались жертвами медлительности почты: еще в конце ноября мы провели эксперимент, разослав несколько писем за рубеж и по России нашим собкорам. Те, в свою очередь, в тот же день должны были отправить одно письмо сами себе, а одно – в Москву. Результаты оказались не очень утешительными: одно письмо из Ульяновска не дошло вообще, два – из Стокгольма и Санкт-Петербурга – опустились в почтовый ящик в конце января, а открытка из Тбилиси дошла до московского адресата только накануне 8 Марта. Также «НИ» написали о задержке писем из Бельгии и Германии, дошедших только 8 января, на e-mail «Почты России». Оказалось, что электронная почта работает ненамного быстрее обычной: ответ, из которого мы узнали, что контрольных сроков доставки писем из-за рубежа не существует в природе, пришел только через 10 дней. Выяснить, куда делась затерянная корреспонденция или где пропадала запоздавшая, нельзя: если письмо не заказное, то его перемещения никак не отслеживаются.

Почтовики ссылаются на рост числа почтовых отправлений. За последние девять лет, по данным пресс-службы ФГУП «Почта России», число отправленных писем увеличилось с 984,7 млн. штук до 1,5 млрд. штук, в основном за счет деловой корреспонденции и биллинговых счетов. За тот же период посылок стало больше почти в четыре раза – с 12,9 до 49 млн. штук. Произошло это из-за стремительно набравшего популярность интернет-шопинга: недавний опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 12% российских юзеров пользуются Интернетом исключительно для совершения покупок, а согласно исследованию консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в Москве и Санкт-Петербурге в интернет-магазинах закупаются 87 и 79% пользователей соответственно. В апреле в Подольском районе Подмосковья был запущен региональный автоматизированный сортировочный центр (АСЦ), в который вложили 3,5 млрд. рублей. Планируется, что через АСЦ будет проходить четверть всего почтового обмена страны.

Ручная работа

В «Почте России» наличие проблем признают. «В российской почтовой отрасли остается проблема высокого износа инфраструктуры и транспорта, – сказали «НИ» в пресс-службе «Почты России». – Перевозка почты в значительной степени привязана к транспорту общего пользования – железнодорожному и авиационному. С момента утверждения контрольных сроков доставки произошли значительные изменения в расписаниях движения железнодорожного и особенно авиатранспорта. Почта может отправляться несвоевременно из-за разовых отказов ОАО «РЖД» во включении почтовых вагонов в составы скорых поездов, запрета на отправку составов почтово-багажных поездов, в которых менее 15 вагонов. Такое случалось не один раз. Особенно напряженное положение складывается на межрегиональных перевозках в северных регионах страны, где основным перевозчиком являются местные авиакомпании, которые даже запланированные рейсы выполняют по пассажирозаполняемости. А труднодоступных населенных пунктов, с которыми в периоды распутицы и бездорожья невозможно организовать регулярный обмен почтой ведомственным транспортом, насчитывается около 3,5 тысячи в 51 регионе РФ».

Существенно влияет на скорость доставки писем и открыток человеческий фактор: объем работы сотрудники почты выполняют огромный, а зарплату им платят мизерную. Средний оклад в прошлом году составил 11 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на жалкие 6%. А среднемесячная зарплата сельского почтальона составляет без малого шесть тыс. рублей. «Такое положение во многом стало следствием принятого снижения тарифов на доставку пенсий и пособий: из-за недополучения запланированных доходов предприятие не может существенно повысить заработную плату», – посетовал в беседе с «НИ» председатель Общероссийского профсоюза работников связи Анатолий Назейкин.

Но главным тормозящим фактором в работе организации специалисты называют ручную сортировку корреспонденции и вообще нехватку автоматизации производства. Еще в 1960-х годах корреспонденция сортировалась специальными машинами. «Однако к началу 1990-х это оборудование уже имело большую степень износа, но главное – не могло эксплуатироваться без запчастей, производившихся на территории бывших республик СССР, – рассказали «НИ» в пресс-службе «Почты России». – Кроме того, в 1990-х – начале 2000-х годов в стране не было единого федерального почтового оператора. Разобщенные региональные управления федеральной почтовой связи просто не имели возможностей для инвестирования в автоматизацию производства».

В конечном итоге можно констатировать, что все объяснения пресс-службы ведомства о том, почему «Почта России» работает столь неэффективно, сводятся к традиционному выводу – не достает средств. И в некоторых СМИ уже появляются материалы об очередном плане модернизации, которую намерен провести очередной глава почтового ведомства Александр Киселев. Предыдущему руководителю Андрею Казьмину не удалось справиться либо с этим неповоротливым монстром, либо со структурами, претендующими на почтового монополиста. В «Сбербанке», которым Казьмин до перехода в «Почту России» руководил много лет, он свою менеджерскую эффективность доказал. В почтовом ведомстве бывший банкир проявить свои способности толком, наверное, и не успел – назначен был в конце 2007 года, а уже в начале 2009-го снят. На масштабное хозяйство пришел бывший руководитель «Связьинвеста» Александр Киселев, считавшийся протеже скандально известного экс-министра связи Леонида Реймана. И уже вскоре появились планы глобальной модернизации почтового монополиста, требующие, как водится, глобальных многомиллиардных средств. Мы вскоре постараемся проанализировать эти планы более подробно, собрав комментарии специалистов, хорошо знакомых и со спецификой почтового ведомства, и с былыми достижениями главы «Связьинвеста». Но уже сегодня нет повода сомневаться, что опыт освоения таких средств у господина Киселева богатый. Станет ли от этого эффективнее почтовая служба? Внешне возможно и станет. В газетах уже появились образцы новой парадной формы, которую для почтовиков разрабатывает модельер Зайцев. Освоение бюджетных средств на модернизацию идет полным ходом. Правда, газеты к подписчику поступают с опозданием на несколько дней, как и при прежних руководителях ведомства. Письма идут неделями, посылки месяцами. Но даже если всех почтальонов страны переодеть в парадную форму и поставить впереди них Киселева в лампасах, вряд ли письма и посылки полетят быстрее при такой «модернизации».


ВЫСЫЛАЕМЫЕ ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНА ПИСЬМА ПЕРЕХОДЯТ ГРАНИЦУ С БОЛЬШИМ ТРУДОМ
Азербайджанская почта, которая со времени распада СССР до 2000 года переживала нелегкие времена, в последнее десятилетие пошла на поправку. Начиная с 2002 года все структурные подразделения государственного предприятия «Азерпочт» стали рентабельными. В последние пять лет количество принимаемой письменной корреспонденции в пределах Азербайджана возросло с 2 млн. 656 тыс. штук до 4 млн. 982 тыс. Увеличился объем исходящей международной письменной корреспонденции – с 413 тыс. штук до 655 тыс. Втрое (до шести тыс. штук) выросло количество исходящих международных посылок. Почти утроилось и число посылок, принимаемых в пределах Азербайджана, достигнув 102 тыс. штук. Львиную долю этих посылок составляют отправления по льготным ценам военнослужащим.
Почта Азербайджана оказывает около сорока видов услуг. Несмотря на то что сегодня в республике в основном подписываются только на несколько правительственных газет, работы у почтальонов не убавилось, поскольку, кроме разноски писем, телеграмм и газет, появилось много иных функций, таких, как, например, прием платежей за коммунальные услуги на дому. В республике немногим меньше тысячи почтальонов, порядка 400 из них работают в Баку. Разносивших почту старушек постепенно заменяют молодые люди, многие из которых имеют высшее образование, но не могут устроиться на работу по специальности. И хотя зарплата почтальонов ниже средней по республике, свободных мест на почте нет.
В Баку трудно найти человека, хотя бы раз не потерявшего с помощью почтовых работников письмо или посылку. К примеру, два месяца назад знакомый ученый разослал 12 заказных писем с приглашением оппонировать по его докторской диссертации. Четыре из них не дошли до адресатов до сих пор. Он, правда, предусмотрительно продублировал эти письма уже из другого отделения. Оттуда до адресатов дошли 10 писем. А 73-летний Сабир вообще перестал писать за границу, поскольку ни одно (!) из высланных им в последние годы за рубеж писем до места назначения не дошло, тогда как все высланные ему оттуда посылки прибывали. Для общения с зарубежными друзьями он собирается приобрести и освоить компьютер.
Рафаэль МУСТАФАЕВ, Баку

УКРАИНСКАЯ ПОЧТА СКОРО МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В АПТЕКУ
Традиционная бумажная переписка для граждан Украины постепенно становится анахронизмом. Даже дедушки и бабушки постепенно освоили искусство переписки по SMS и не хотят связываться с почтальонами. Когда корреспондент «НИ» пыталась разузнать у своих друзей и знакомых какие-то истории, связанные с проблемами работы почты, то столкнулась с искренним непониманием и удивлением: «Да ты что? Я не знаю даже, сколько сейчас стоят конверт и марка! А что, еще где-то висят почтовые ящики?». «Зачем мне почта, если есть Skype? Я со своим братом из Москвы каждый день бесплатно общаюсь. Дети платят, конечно, за Интернет», – поясняет «НИ» «продвинутая» 67-летняя киевлянка Тамара Андреевна.
Только в прошлом году, по данным «Укрпочты», объемы письменной корреспонденции сократились на 23%, а спрос на посылки и переводы упал на 15%. «80% всех писем составляет деловая переписка», – поясняет «НИ» заместитель генерального директора «Укрпочты» Людмила Кузнецова. Однако она уверена, что офисы еще долгое время будут нуждаться в бумажных носителях информации, а, значит, почтовики не останутся без работы. Прибыль национального почтового оператора выросла в 2009 году на 15%, но произошло это исключительно из-за повышения цен. Почтальоны же работают по сокращенному графику и, соответственно, за меньшую зарплату.
Почта, впрочем, реформируется и старается соответствовать современным технологиям. Относительно недавно там появилась такая услуга: вы отправляется электронное письмо, а на почте его распечатывают и присылают адресату в бумажном виде. Одно слово стоит 45 копеек, а слов в письме должно быть минимум 30. Минимальная стоимость такого письма – 13,5 гривны или 1,7 доллара США. Это достаточно дорого, и ажиотажа эта услуга пока не вызывает. В одном из почтовых отделений Киева «НИ» сообщили, что за месяц у них бывает 20–25 таких курьерских писем. Сотрудница почты предположила, что люди еще просто мало осведомлены о такой услуге. Кроме комбинирования обычной и электронной почты, доставки разнообразных товаров, почтовики изобретают и другие способы заработать денег. Как обещают в кабинете министров страны, в отделениях «Укрпочты» скоро разрешат продавать... лекарства.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Опубликовано в номере «НИ» от 27 апреля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: