Главная / Москва / 26 Апреля 2010 г.

Пойдут в народ

Безработным москвичам предложат заняться сетевым маркетингом

ПАВЕЛ НИКУЛИН

В Мосгордуме прошел «круглый стол», посвященный альтернативным способам трудоустройства горожан в кризис. Столичные парламентарии предложили направлять безработных москвичей в компании, занимающиеся сетевым маркетингом, то есть продажей определенных товаров по каталогу. Инициатива пока находится в стадии обсуждения, однако ее сторонники настроены решительно. А вот эксперты восприняли идею снабдить безработных каталогами и упаковками товаров скептически. По мнению одних специалистов, работа такого рода вообще не должна получать господдержку. Другие же считают, что будущее у этой идеи есть, но только в случае гарантированного стабильного дохода.

По данным Росстата, в феврале 2010 года уровень безработицы в стране составил 6,436 млн. человек, при этом достаточно большая часть вакансий, предлагаемых службами занятости, остается невостребованной: даже в кризис не каждый москвич готов браться за любую работу. Участники «круглого стола» во главе с заместителем председателя комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Иваном Новицким рассудили так: не хочешь идти в дворники – тебя с радостью примет любая MLM-компания. Аббревиатура MLM происходит от фразы network or multilevel marketing (сетевой многоуровневый маркетинг).

Механизм сетевого маркетинга таков: человек регистрируется в качестве сотрудника компании, продающей, скажем, косметику, бытовую химию или посуду. За свои деньги он приобретает каталог и «джентльменский набор» товаров, а потом продает их знакомым и незнакомым людям с определенной наценкой (обычно 20–30% от стоимости продукта), чтобы хотя бы «отбить» затраченные средства. Из разницы в стоимости как раз и складывается его заработок. Если сотрудник MLM-компании приводит новых «адептов» в качестве работников, часть их заработка также приплюсовывается ему.

Московские депутаты порекомендовали столичному правительству поддержать программу развития сетевого маркетинга как альтернативу обычному трудоустройству безработных горожан. Планируется, что при регистрации в центрах занятости людям будут предлагать работу в одной из сетевых компаний. По замыслу сторонников идеи, такой способ трудоустройства будет экспериментальным. Впрочем, пока не решено, продлится он полгода или год, а также будет ли проведен в рамках одного округа или же всего города.

Какие именно работники «попадут в сеть», легко можно вычислить. Кризис сильнее всего ударил по молодежи, пенсионерам и женщинам: к примеру, в феврале число безработных представительниц прекрасного пола составило 2,8 млн. человек. «Сетевой маркетинг – это женская отрасль. Если посмотреть на объемы продаж и оказания услуг, то многие товары и услуги, которые реализуют сетевые компании, нацелены на женщин, и именно дамы составляют подавляющее большинство работников этой сферы», – рассказал «НИ» замдиректора «Женского делового центра» Юрий Игонин.

Если опыта у соискателя нет вообще, то его смогут обучить всем тонкостям продаж при специальных центрах, созданных при биржах труда. Но кто именно будет его обучать – сетевая компания или специализированные школы – и кто будет за это платить, участники «круглого стола» не уточнили. Отметим, что это далеко не все вопросы, которые вызывает инициатива у экспертов. Пока в стране нет четкой законодательной базы, которая бы приравняла сетевой маркетинг к полноценному трудоустройству. А потенциальных работников отпугивает негативный имидж такой профессии, а также отсутствие гарантированного оклада – по сути, человек получает только проценты от товара. «Сетевой маркетинг – это схема ухода от социальных выплат, от законного оформления трудовых отношений, – выразил «НИ» свое мнение президент Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) Борис Кравченко. – Я допускаю, что эта вещь может работать как временная и краткосрочная замена постоянной занятости. Но под нее нельзя подводить никакую законодательную базу. Государство не должно поддерживать это явление в принципе». Гриффины смотреть

Эксперт Института глобализации и социальных движений Анна Очкина считает, что если государство сохранит пособие по безработице на момент обучения, а MLM-компания пообещает стартовую зарплату, то люди пойдут заниматься сетевым маркетингом.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 апреля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: