Главная / Газета 9 Апреля 2010 г. 00:00 / Общество

Сказать веское слово

Российская молодежь начала читать рэп «на злобу дня»

АННА СЕМЕНОВА, ЕЛЕНА ПЕТЕШОВА

На днях в Интернете появился клип на песню рэп-группы «Шага», посвященную известному ученому Григорию Перельману и якобы его отказу от премиального миллиона долларов. Авторы трэка называют математика «боящимся риска» и говорят, что «на его месте от «ляма» (сленговое наименование миллиона. – «НИ») не отказались бы». Вообще же сочинять рэп-композиции на актуальные темы явно становится модным – песни, посвященные ДТП на Ленинском проспекте и терактам в московском метро, уже стали настоящими народными хитами. Эксперты объясняют такую тенденцию тем, что традиционные способы протеста безнадежно устарели и перестали интересовать современную молодежь.

shadow
Под довольно заунывную музыку сменяются размытые кадры: Григорий Перельман вдохновенно пишет формулы на доске, в нелепой шапочке шагает по сугробам, ходит по супермаркету. Мрачный голос констатирует: «от «ляма» отказался тот, кто боится риска» и признается, что «плохо учился в школе», но «на месте Перельмана не отказался бы от денег». Это – рэп-композиция, сочиненная московской группой «Шага», которая появилась после того, как математик был удостоен премии тысячелетия в миллион долларов за доказательство гипотезы Пуанкаре. Пока неясно, согласится ли Перельман принять награду, но, если верить слухам, он все-таки от денег отказался.

shadow Буквально через пару дней после теракта на станциях московского метро «Лубянка» и «Парк Культуры» пользователи Интернета увидели ролик на песню рэп-исполнителя Dino MC 47 – «29 марта 2010 года». Рэпер рассказывает, что «от атаки на главный российский город» ему «очень страшно и по спине холод», обвиняя во всех грехах «наглые, сытые рожи с мигалками и охраной», которые «говорят нам с экрана, что нас не запугать», а тем временем «их дети в Лондоне, все деньги на Кайманах». В финале трека исполнитель задает риторический вопрос о смысле песни, иронизируя, что «горе и страх наш народ запьет водкой». И наконец, самый известный пример – песня «Mercedes S666. Дорогу колеснице», которую написал Иван Алексеев, более известный под псевдонимом Noize MC. Композиция посвящена ДТП на Ленинском проспекте с участием вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова. В аварии погибли два врача – акушер-гинеколог московского Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова Вера Сидельникова и ее невестка, тоже акушер-гинеколог Ольга Александрина. Виновник аварии еще устанавливается, но рэпер категорично описывает, как высокопоставленный чиновник на своей «колеснице» «торопится в ад» и утверждает, что «в преисподней» тот «будет вариться в соседнем котле с Евсюковым».

Все ролики были просмотрены сотни тыс. раз, вмиг превратившись в гимн нового поколения. Эксперты считают, что рэп как жанр используется не случайно. «Музыка – простая, тексты – всегда с критикой и эпатажем, это удобный формат для отражения экстремальных событий, – рассказал «НИ» психолог Александр Кичаев. – В сознании общества присутствует так называемый архетип бунтаря, который люди раньше выражали посредством рок-музыки, а теперь – рэпа. Особенно актуальны такие песни для представителей нижнего уровня среднего класса – молодых и, как правило, не очень обеспеченных людей».

shadow По мнению экспертов, сочинение песен на злободневные темы – очень важная тенденция, которая говорит о росте гражданской сознательности молодежи. «Распространение в Интернете рэп-роликов в ответ на теракты, аварию на Ленинском проспекте и другие события – свидетельство того, что просыпается современная молодежь, поколение, которое выросло после того, как исчез советский коммунистический режим, режим вялого подавления, – убежден социопсихолог Леонид Китаев-Смык. – Это проявление современной культуры как ответа на требования нынешней действительности, которая побуждает к протесту. Последние месяцы были богаты критическими ситуациями, к которым молодежь не может оставаться безразличной. Кроме того, наступила весна, а она побуждает активных молодых людей выражать свою политическую неудовлетворенность, озабоченность взрывами в Москве и на Северном Кавказе, и выражать это в такой актуальной форме, как рэп».

Поиск новой формы протеста стал необходим из-за безнадежного устаревания пикетов, митингов и маршей, отмечают эксперты. Сейчас люди не могут выразить свою гражданскую позицию без риска быть обвиненными в причастности к какой-либо политической структуре. «Современной молодежи это неинтересно, идея провести пикет, как 1985 году, никакого энтузиазма у них не вызывает, – пояснил «НИ» заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – А какой-то необычный флеш-моб или сочинение песни на актуальную тему – неплохой способ выражения давно назревшего протеста. Причина популярности таких роликов еще и в том, что они совпали с общественным запросом, люди требовали какой-то реакции. Если говорить о самой первой песне про Баркова, то тут сказался еще и личностный фактор: автор трека близко к сердцу воспринял трагедию, так что текст получился очень искренним».

Опубликовано в номере «НИ» от 9 апреля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: