Главная / Москва / 16 Марта 2010 г.

Всех выкурят

В Москве собираются запретить продажу сигарет в ларьках

АННА СЕМЕНОВА

Столичные курильщики больше не смогут купить табачные изделия на каждом углу, решили вчера депутаты Мосгордумы на заседании комиссии по здравоохранению. Таким способом народные избранники хотят оградить несовершеннолетних от доступного табака и равнодушных продавщиц, заинтересованных только в прибыли. Лояльным к курящим школьникам владельцам киосков и ларьков будет грозить уголовная ответственность. Кроме того, в ближайшее время в московских ресторанах и кафе может быть введен полный запрет на курение. Эксперты решение столичных парламентариев поддерживают, однако считают подобные шаги полумерами.

Выпить в столичных ресторанах будет по-прежнему можно, а вот закурить – не факт.<br>Фото: AP
Выпить в столичных ресторанах будет по-прежнему можно, а вот закурить – не факт.
Фото: AP
shadow
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России от заболеваний, вызванных курением, умирает до полумиллиона человек в год. К 2020 году, по прогнозам ВОЗ, курение станет единственной ведущей причиной смерти, а к 2030 году из 60 млн. смертей 10 млн. будут «на совести» сигареты. «Москва занимает одно из первых мест по числу курящих подростков 13–15 лет, – рассказала на заседании Мосгордумы заведующая лабораторией комплексной оценки состояния здоровья детей в организованных коллективах НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Ирина Звездина. – В исследованных нами школах курит 20% мальчиков и 25% девочек, у 13% и 7% соответственно – никотиновая зависимость. Каждый третий подросток впервые берет в руки сигарету в возрасте до 10 лет».

Исправить ситуацию в Москве пытались давно: к примеру, в прошлом году началась масштабная акция «Брось курить сегодня», которая уже помогла избавиться от «табачного рабства» 10% горожан. Но этого явно недостаточно, особенно если речь идет о школьниках. «Ребенок психологически бессмертен, поэтому надписи на пачках о предупреждениях Минздрава и даже красочные плакаты с изображением легких курильщика на него мало действуют, – пояснил «НИ» президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. – Для подростков табак – не способ «словить кайф», а важный коммуникативный элемент. Недаром исследования наших ученых показали, что чаще всего дети, особенно девочки, называли привлекательными курящих людей, считая, что у них больше друзей».

Столичные парламентарии справедливо рассудили: если нельзя контролировать продажу табака в ларьках, лучше ее запретить вообще. Из согласованного ассортимента московских киосков исчезнут сигареты и пиво, а руководители предприятий, нарушивших запрет, будут привлечены к уголовной ответственности. Но ограничение мест продажи будет иметь смысл только в том случае, если исчезнут специализированные табачные киоски. Иначе все ларьки смешанного ассортимента переквалифицируются в сигаретные: выгода от продажи табака для киосков колоссальна.

Впрочем, это далеко не все антитабачные козыри в рукаве московских властей. «Мы собираемся помочь в подготовке закона «О защите москвичей от табачного дыма», – рассказала на заседании Мосгордумы представитель Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КонфОП) Марина Чернова. – На региональном уровне возможно ввести запрет на курение в общественных местах, в частности, в организациях, подведомственных мэрии Москвы. Также городским властям под силу разобраться с рекламой. Надо сделать невозможными ситуации, когда в метро на одной стене антитабачный плакат, а на другой – в два раза большая по размеру реклама сигарет. С федеральной стороны нужно снизить ценовую доступность сигарет, повысив акцизы».

Однако эксперты считают, что в отсутствие комплексного подхода все частные инициативы так и останутся полумерами. «Табачную продукцию необходимо исключить из визуального ряда вообще, – заявил «НИ» Олег Зыков. – Сигареты должны продаваться только в крупных магазинах, в незаметном уголке, а не на кассе, без витрины и большой вывески. А выбирать новый сорт сигарет курильщик должен не благодаря рекламе в метро, а открыв специализированные журналы, где о табаке будет рассказываться как о товаре, а не как символе успешного и модного человека».

Опубликовано в номере «НИ» от 16 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: