Главная / Газета 12 Февраля 2010 г. 00:00 / Общество

Балл для взяточников

ЛЕОНИД ОЛЬШАНСКИЙ
shadow
Руководитель ГИБДД России генерал Виктор Кирьянов во время своего выступления на «парламентском часе» в Госдуме ратовал только за одни репрессии. В первую очередь он предложил вернуться к печально известной балльной системе учета нарушений ПДД. Напомню, что еще при советской власти существовали талоны предупреждений, в которых за каждое нарушение правил инспекторы компостером делали дырки-просечки. Три дырки – лишение прав и без переэкзаменовки водительское удостоверение назад не выдавалось. Горбачевская перестройка ознаменовала собой похороны и баллов, и талонов. Однако благодаря стараниям бывшего руководителя ГАИ России Владимира Федорова они вновь ненадолго вернулись и просуществовали с 1992 по 1997 год. В 1997 году баллы были сначала изъяты из старого Кодекса об административных правонарушениях РФССР, а затем их похоронили в рабочей группе при подготовке нового КоАП РФ.

Однако представители ГАИ год за годом не оставляют попыток вернуться к балльной системе учета. Почему? Потому что это самый первый источник взяток и вымогательства. Давайте посмотрим: сегодня за одни деяния, например за вождение в нетрезвом виде, положено лишение прав, а за другие, менее тяжкие деяния положен штраф. Заплатил штраф – свободен. А что получается с баллами? Они будут начисляться параллельно со штрафом. Сегодня при отсутствии балльной системы сумма взятки равна половине суммы штрафа, очерченной в кодексе. Водители дают взятки, чтобы сэкономить время, не составлять протокол на месте и не ездить в сберкассы. Как только появляются баллы, схема меняется – сумма взятки становится равна удвоенному размеру штрафа, указанному в КоАП. Разговор носит уже другой характер: «Командир, я вдвое больше дам, только не пиши баллы». Ибо за 15 баллов грозит лишение прав.

Так почему же ГАИ с завидной настойчивостью проталкивают то, что всеми теоретиками права признано грубым нарушением Конституции? А в Конституции и во многих кодексах сказано, что запрещается дважды наказывать за одно деяние. Балльная же система наказывает трижды. В первый раз – за конкретное деяние водитель платит штраф. Второе наказание – за это же деяние параллельно начисляются штрафные баллы. И третье наказание – по совокупности набранных ранее баллов водитель лишается права управления автомобилем. Можем ли мы себе представить воришку, который два, три, четыре срока отсидел за кражу, а в пятый раз он ничего не совершил, но его посадили в тюрьму по совокупности предыдущих «отсидок»? Можем ли мы себе представить начальника колонии, который в день окончания срока не открывает ворота перед заключенными, а требует у них сдать экзамены по Уголовному и по Уголовно-процессуальному кодексам? Правда, это смешно? Однако именно такое сегодня предлагают гаишники.

За истекшие годы, с момента начала перестройки, не только в политике, но и на дороге мы избавились от очень многих репрессивных мер – от повального применения эвакуаторов, от неограниченного снятия номерных знаков, от платных парковок. Сейчас мы даже говорим о том, чтобы передать техосмотр из ведения ГАИ коммерческим структурам. Однако самая страшная и взяткоемкая статья может вернуться. Президент Дмитрий Медведев неоднократно говорил, что перед внесением в Госдуму все законопроекты должны проходить экспертизу на коррупционные составляющие. Но здесь даже неспециалисту видна взяткоемкость предложной гаишниками инициативы. Значит, по большому счету предложение генерала Кирьянова противоречит линии президента нашей страны, направленной на борьбу с коррупцией. Хочу также напомнить, какие волнения были в Дальневосточном регионе по поводу увеличения таможенных пошлин на ввозимые иномарки, какие волнения были в Калининграде из-за повышения транспортного налога в этом регионе. Балльная же система затронет интересы многомиллионной армии автомобилистов, как частников, так и работающих на общественном транспорте. Я думаю, что грандиозные волнения охватят страну даже при внесении данного законопроекта. Считаю, что эту идею нужно похоронить в зародыше и не нарушать положения Конституции и теории права.

Автор – почетный адвокат России, вице-президент Движения автомобилистов России

Опубликовано в номере «НИ» от 12 февраля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: