Главная / Газета 24 Декабря 2009 г. 00:00 / Общество

Вылететь за пьянство

Злоупотребляющих алкоголем пилотов отлучат от штурвала, а строптивых пассажиров оштрафуют

МАРИЯ МОРОЗОВА

Профессиональные летчики будут лишаться прав за управление воздушными судами в нетрезвом виде. Срок «отлучения от неба» может составлять до трех лет. Со вчерашнего дня вступили в силу соответствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие ответственность за нарушение норм авиационной безопасности. Кары коснутся и пассажиров. Если они откажутся выполнить распоряжение командира самолета, будут оштрафованы или подвергнуты административному аресту. Чиновники Минтранса, ставшие инициаторами поправок, и депутаты Госдумы, одобрившие законопроект, довольны изменениями. Эксперты по безопасности полетов считают проблему надуманной.

Независимые эксперты считают, что летчики взмывают в небо пьяными крайне редко.<br>Фото: AP
Независимые эксперты считают, что летчики взмывают в небо пьяными крайне редко.
Фото: AP
shadow
Принятые изменения касаются в равной мере авиаперевозчиков, летчиков и пассажиров. Теперь пилоты, садящиеся за штурвал в состоянии алкогольного опьянения либо уклоняющиеся от медицинского освидетельствования перед полетом, будут лишаться права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет. Столь жесткие меры в Министерстве транспорта считают требованием времени, поскольку участились случаи «алкогольных сообщений» о пассажирах и пилотах. Именно Минтранс стал инициатором внесения поправок в КоАП, решив, что лишение прав заставит несознательных пилотов призадуматься.

Депутаты, проголосовавшие за изменение кодекса, считают, что этот закон, может быть, и не является абсолютно удачным, но его было необходимо принять и обкатать. «Стало слишком много расхлябанности на воздушном транспорте, – выразил «НИ» свое мнение зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин. – Пилоты могут опаздывать, быть пьяными, зачастую нарушаются трудовые нормы, а расплачиваемся за это мы, пассажиры. Надо регулировать эти проблемы».

Нетрезвое состояние пилота иногда фигурирует в качестве причины серьезных авиакатастроф.
shadow Представлявший в Госдуме федеральный закон замминистра транспорта Сергей Аристов заметил, что «для профессиональных пилотов это фактически дисквалификация, так как для восстановления на работе им надо пройти целые процедуры ввода в строй после перерыва». По мнению г-на Илюхина, исполнительные власти должны будут очень аккуратно применять новую норму закона. «Лишение права управлять самолетом – радикальная мера, – говорит «НИ» депутат. – У нас сейчас низкий уровень подготовки летных кадров. И главное – чтобы мы не остались вообще без профессионалов».

По мнению одного из авторитетных экспертов по безопасности полетов, введение поправок стало очередной «инновацией» властей, а проблема на самом деле надуманна. «Случаев, когда пилот управлял или мог управлять самолетом в состоянии алкогольного опьянения, можно по пальцам перечесть, – заверил «НИ» эксперт. – Летчики в гражданской авиации возят по сотне людей в день и не будут пить и рисковать чужими жизнями». Важно, чтобы закон был равным для всех, в том числе и для пилотов VIP-персон и их пассажиров, зачастую злоупотребляющих своими возможностями, замечает эксперт, но сомневается, что поправки в КоАП могут как-то на них подействовать. «Ужесточение наказаний для водителей автомобилей, – напоминает он, – не дало положительного результата. Привилегированные граждане меньше нарушать закон не стали».

Кроме того, согласно поправкам в КоАП, теперь за умышленное сокрытие авиапроисшествия или каких-либо сведений о нем, искажение информации, повреждение или уничтожение «черных ящиков» самолетов должностные лица будут штрафоваться на 4–10 тыс. рублей, а юридические – на 20–50 тыс. «Что, если бы санкции назначались еще и за проведение некачественного расследования? Ведь у нас часто говорят о поврежденных в катастрофе бортовых самописцах и делают нужные руководству выводы», – замечает эксперт «НИ».

Изменения коснулись и пассажиров самолетов и вертолетов. Если пассажир откажется выполнить законные распоряжения командира воздушного судна, то его ждет штраф от двух до пяти тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток. «Думаю, что вступившие в силу поправки стали вполне позитивным шагом по улучшению авиационной безопасности, – высказал «НИ» свою точку зрения директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. – Главное – чтобы и для пассажиров, и для пилотов ответственность была адекватной совершенным действиям».

Опубликовано в номере «НИ» от 24 декабря 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: