Главная / Газета 13 Ноября 2009 г. 00:00 / Общество

Мобильный террор

Телефонные мошенники перестали обещать россиянам златые горы и начали их запугивать

АННА СЕМЕНОВА

Тактика «телефон или жизнь» набирает все большую популярность среди мобильных мошенников, отмечают операторы сотовой связи. На смену неожиданным «призам» от радиостанций приходит прессинг от псевдослужбы технической поддержки оператора. Ловушка проста, и в этом ее опасность. Вас просят перезвонить по определенному номеру (якобы за дополнительной информацией о причине скорой блокировки вашего телефона) или набрать некую комбинацию цифр. Иногда подобные просьбы приходят даже по sms. Однако, как только вы на своем телефоне наберете указанные цифры, тут же с вашего счета исчезают деньги. Операторы по мере сил борются с этими вымогателями. Однако даже блокировка номера «с подмоченной репутацией» спасает лишь на время. Мошенники моментально обзаводятся новой сим-картой.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
«Неделю назад мне позвонил некий сотрудник моего оператора связи, – поведала «НИ» студентка одного из московских вузов Алина. – По его словам, у меня были выявлены какие-то нарушения, за что мой телефон заблокируют в течение часа. Он, мол, верит в мою невиновность, но лучше мне самой ее доказать. Для этого надо отправить комбинацию цифр на продиктованный им номер. Поскольку я на тот момент не до конца проснулась, на угрозу отлучения от такого блага цивилизации, как телефон, отреагировала вяло. Через час, два и даже три телефон продолжал работать. А в абонентской службе мне сказали, что я избежала ловушки мошенников».

«Лжезвонок от службы техподдержки» – самый распространенный сейчас вид мобильного мошенничества, отмечают операторы сотовой связи. Телефонное вымогательство, по мнению экспертов, является следствием информированности россиян. На sms «Вы выиграли автомобиль» реагирует все меньше людей, вот мошенникам и приходится прибегать ко все более изощренным схемам, используя в том числе и психологическое давление. «Злоумышленники звонят в неудобное для абонента время: или вечером, когда человек устал, или рано утром, когда не успевает толком проснуться, – рассказала «НИ» начальник отдела корпоративной социальной ответственности сотовой компании Анна Самохвалова. – Нередко в разговоре появляются угрозы, что должно насторожить любого здравомыслящего человека. Все компании, ориентированные на клиента, никогда не позволят своим сотрудникам говорить с клиентами в таком тоне. К тому же у операторов миллионы абонентов, они просто не имеют физической возможности обзвонить каждого. Sms-сообщения также используются не часто: многие люди, не подписанные на рассылку, не приветствуют появление незапланированных новостей. Да и все технические настройки мы производим максимально незаметно для клиентов».

По мнению психологов, можно выделить даже своеобразную «группу риска» – потенциальных жертв такой схемы мошенничества. «Если человек наивен, пуглив, мнителен, то им легко манипулировать с помощью чувства страха, который парализует критичность восприятия, – пояснил «НИ» психолог Сергей Ключников. – Часто попадаются на удочку аферистов пожилые люди, технически не подкованные и склонные принимать любые чужие слова за чистую монету, особенно если голос звучит солидно, а репутация компании внушает доверие».

Еще одна схема мобильного мошенничества также играет на чувстве страха, только на сей раз – на страхе потерять любовь «второй половинки». Абонентам предлагают проследить местоположение человека по номеру его телефона или получить доступ к его sms-переписке. Психологи считают, что эта схема может охватить большую аудиторию, нежели угроза отключения мобильного. Кто-то «поведется» от неуверенности, а кто-то – из любопытства. Итог един – за отправленное sms снимают куда больше денег, чем указывали ранее, при этом обещанного доступа к переписке не дают. Сотовые операторы категорически отрицают возможность работы подобного рода услуг без согласия на то абонента, за которым предполагается вести наблюдение. Что касается доступа к переписке, то такая услуга невозможна чисто технически.

Рекомендации абонентам стандартны: ни в коем случае не стоит вводить какие-либо коды под диктовку неизвестных лиц, кем бы они ни представились. Лучше лишний раз перепроверить, позвонить по известному «чистому» номеру в абонентскую службу или задать наводящие вопросы мошеннику. Он, вероятнее всего, повесит трубку.


МОШЕННИК ТРЕБОВАЛ ПРОДОЛЖЕНИЯ БАНКЕТА, НАХОДЯСЬ ЗА РЕШЕТКОЙ
30-летний житель Краснодарского края, отбывающий третий по счету срок в местной колонии, на протяжении двух лет «разводил» на солидные суммы десятки ресторанов по всей стране. В тюрьме мужчина разжился мобильным телефоном и базой адресов российских городов. Преступник звонил в крупные рестораны и, представляясь высокопоставленным чиновником, заказывал шикарный банкет. Помимо различных деликатесов он выбирал спиртное элитных марок, причем из тех, что не было в меню, он просил сотрудников заведения докупить заказанный алкоголь. Когда работники оказывались в магазине, мужчина отменял свой заказ, а взамен просил о «пустяковой» услуге – положить 7–8 тыс. рублей ему на телефон. Деньги он обещал отдать при оплате счета. Самое удивительное, что многие сотрудники ресторанов, поверив в серьезность его намерений, просьбу выполняли. В день, на который был намечен банкет, работники звонили псевдочиновнику, но его телефон оказывался отключенным. В последний раз житель Краснодарского края позвонил в один из ресторанов Омска и представился сотрудником прокуратуры. Омские оперативники его и вычислили. Теперь помимо пяти лет за кражу, которые мужчина отбывает сейчас, ему «светит» аналогичное наказание за телефонное мошенничество.

ПО РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПРОДОЛЖАЮТ ХОДИТЬ КОРОБЕЙНИКИ, «ВПАРИВАЮЩИЕ» МЕДИЦИНСКИЕ АППАРАТЫ
В октябре в одно из крупных предприятий Зеленограда пришел факс от некоего городского методического центра №2. В документе перечислялся ряд постановлений и нормативных актов, в том числе и ФЗ «О гражданской обороне», по которым «руководители организаций и учреждений обязаны проводить методические занятия на рабочих местах». Интересна тематика занятий – «Оказание первой доврачебной помощи в ситуациях на рабочих местах и в быту, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, профилактика и лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов пищеварения, дыхания на рабочем месте». В каком именно пункте закона «О гражданской обороне» содержится обязанность рассказывать о гастрите и бронхите, осталось неизвестным. Ни расшифровки фамилии, ни каких-либо реквизитов организации на документе не было, а такую же печать можно сделать в любом переходе за пять минут. При проверке телефона оказалось, что он принадлежит компании, занимающейся продажами физиотерапевтического аппарата «Элитон».
Эта контора уже не первый раз использует, мягко говоря, некорректные способы рекламы и продаж товара. С похожими предложениями «элитонщики» приходили и в редакцию «НИ» (материал «Не то, что доктор прописал» в номере от 1 октября 2009 года). Тогда мошенники якобы действовали по распоряжению и при полной поддержке МЧС. Как выяснилось, подписи и печати были поддельными. Горе-торговцам пригрозили прокуратурой, если они продолжат прикрываться ведомством. После того как «элитонщики» сменили тактику, привлечь их к ответственности стало еще сложнее. «Если на предприятие приходит такое письмо, то ответственный за безопасность сотрудник обязан проверить все сведения, предоставляемые организацией, при необходимости – запросить дополнительные, – рассказала «НИ» адвокат Екатерина Кутузова. – Если лекторы предъявляют документы, подтверждающие их право проводить мастер-классы по медицинской помощи, то их подлинность также необходимо проверить. В случае если бумаги окажутся поддельными, повод для привлечения к ответственности есть. Если документов не будет – деятельность лекторов с юридической точки зрения будет приравнена к рекламе. А какие могут быть претензии, скажем, к рекламной листовке?».

Анна СЕМЕНОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 13 ноября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: