Главная / Газета 2 Ноября 2009 г. 00:00 / Общество

Жизнь без инспектора

Захотят ли россияне самостоятельно разбираться в ДТП, пока не ясно

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Со вчерашнего дня в России начала действовать система прямого возмещения убытков (ПВУ) и упрощенная процедура оформления дорожно-транспортных происшествий. Многие автомобилисты восприняли это как долгожданный и полный переход на так называемый европейский протокол прямого урегулирования убытков. Однако это, к сожалению, не так. У нас действует целый ряд ограничений. В частности, для получения страховых выплат по «автогражданке» теперь можно обойтись без участия инспектора лишь в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб. Эксперты отмечают, что и это хорошо, но в таком виде система массово действовать не будет. Да и большинство водителей для перестраховки все равно будут вызывать инспекторов.

Заработавшая 1 ноября схема сама по себе не нова. Ею уже пользовались те, кто оформил полис ОСАГО не ранее 1 марта текущего года. Теперь же упрощенная форма будет распространяться, по сути, на всех автовладельцев, поскольку без «автогражданки» выезжать на дороги в России нельзя. Однако следует особо отметить: «упрощенка» действует лишь только в том случае, если в ДТП нет пострадавших, в него попали только две машины, а у участников аварии нет разногласий. При этом серьезные происшествия (да и средние, если речь идет о дорогих машинах) в систему не попадают, поскольку «цена вопроса» ограничена 25 тыс. руб. Вот что действительно большинство автовладельцев может обрадовать, так это то, что после оформления протокола потерпевший имеет право обратиться напрямую в страховую компанию, с которой у него заключен договор, а не в компанию виновника аварии, как это было раньше.

Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России Владимир Кузин сообщил, что его ведомство положительно оценивает введение новых правил в системе обязательного страхования автогражданской ответственности. Там считают, что новые правила, принятые Российским союзом автостраховщиков, помогут значительно сэкономить время как водителей, так и инспекторов. По мнению г-на Кузина, нововведения в ОСАГО могут разгрузить людей с жезлами и позволить им больше времени уделять непосредственно организации дорожного движения. «Если водители начнут активно применять эту норму (оформлять ДТП без ГАИ), то для сотрудников автоинспекции уменьшится работы, и мы будем реже выезжать на место ДТП», – подчеркнул он.

Страховщики тоже относятся к новым правилам положительно. «Система прямого возмещения убытков работает полгода, и она показала, что может работать хорошо», – считает член президиума Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Саркисов. Как отмечают в РСА, с марта по новым правилам ОСАГО страховщики выплатили 248,5 млн. руб. При этом ежемесячно в компании заявляется порядка 167 тысяч страховых случаев по ОСАГО. Правда, тот же г-н Саркисов признал: с начала действия поправок выплаты в рамках ПВУ составляют лишь 1% от общего объема денег, которые были выплачены по «автогражданке», отметив при этом, что их доля «растет в геометрической прогрессии». От нуля до 1% – рост, заметим, действительно гигантский всего за восемь месяцев. В ГАИ же, кстати, подтверждающей это информации нет, что и было констатировано г-ном Кузиным.

Независимые эксперты в своих оценках куда более сдержанны, чем заинтересованные стороны. В частности, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен, что в таком виде, в каком эта норма прописана сейчас, лишь в считаных случаях граждане будут обходиться без посредничества инспектора ДПС. «Все это разумно, рационально и давно действует в Европе, – рассказал он «НИ». – Но у нас, боюсь, будет целый ряд проблем, которые помешают использовать и применять эту норму. Прежде всего это ограничение по стоимости. Я не понимаю, почему его ввели. Понятно, что не должно быть вреда жизни и здоровью. Можно согласиться и с тем, что должно быть не более двух участников ДТП, потому что, когда их больше, возникают сложности с определением вины и иные противоречия. Но почему 25 тыс.?»

По словам эксперта, определить сумму повреждений, полученных в аварии, – 25 тыс. руб. или больше, – вообще крайне сложно. «К тому же у нас нет единой методики оценки ущерба – каждый автосервис по-своему это все определяет, и цены очень разнятся. Так что в этих условиях люди будут перестраховываться и все равно вызывать инспектора ДПС, чтобы не было потом проблем и оснований у страховых компаний для отказа в возмещении. А вот если убрать это ценовое ограничение, норма, думаю, действительно заработает», – полагает Виктор Похмелкин.

Опубликовано в номере «НИ» от 2 ноября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: