Главная / Москва / 6 Октября 2009 г.

Места себе не находят

Почему мигранты не могут адаптироваться в России

Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, Наталья ИВАНЧЕНКО, Лариса БОЧАРОВА, Алина МИЛОВАНОВА, Юлия ЧЕРНУХИНА, Ксения БОГНОВА, Галина ВОРОБЬЕВА

На минувшей неделе стало известно, что националисты планируют провести «Русский марш» в столичном районе Люблино, куда переехали торговцы с Черкизовского рынка. С лета там не утихает противостояние между местными жителями и мигрантами. Конфликт в Люблино – не единственный. В мэрии Москвы даже составили «Карту потенциальных конфликтных районов». По данным властей, в столице проживает более сотни национальных диаспор. Представители некоторых из них селятся компактно – вокруг рынков, в университетских общежитиях и в домах, предназначенных к сносу. Этнических кварталов в Москве пока нет, говорят эксперты, но предсказывают их появление в ближайшие годы.

Среди приезжих есть и те, кто чувствует себя как дома.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Среди приезжих есть и те, кто чувствует себя как дома.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Переселение значительной части торговцев с Черкизовского рынка в торговый центр «Москва» в Люблино серьезно изменило этнический облик нескольких микрорайонов. Так, в домах на прилегающей к ТЦ «Москва» улице Маршала Кожедуба торговцы сняли 15–25% квартир. С учетом того, что во многих квартирах селятся по 5–10 человек, численность «новых» жильцов нередко превышает численность «старых». «Расселение мигрантов возле рынка в Люблино привело к росту аренды и падению цен на недвижимость», – говорит «НИ» председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев. Местная жительница Светлана М. жалуется «НИ», что теперь при обмене ее «однушки» на «двушку» в другом районе понадобится доплачивать не два, а четыре млн. рублей. Квартиры в Люблино сейчас самые дешевые в Москве.

Приезжая в Москву, многие мигранты селятся по соседству со своими земляками. В Институте демографических исследований выделяют несколько районов с необычайно высокой долей приезжих (более 5%). Это Дегунино на севере столицы, Преображенское и Измайлово, Гольяново, Соколиная гора и Вешняки на востоке, Сабурово и Бирюлево на юго-востоке, Чертаново – на юге. На юго-западе мигранты компактно проживают в общежитиях многочисленных вузов. Приехавшие на временную работу часто живут прямо на своих рабочих местах – на рынках, складах, в мастерских.

Некоторые гастарбайтеры располагаются на ночлег в выселенных и предназначенных к сносу домах в центре Москвы. Как выяснили «НИ», такие дома есть в Замоскворечье, Таганском районе и на проспекте Мира. В Управлении Федеральной миграционной службы (УФМС) по Москве «НИ» подтвердили, что к ним «поступает очень много жалоб от москвичей, недовольных таким соседством». Рейды проводятся регулярно, задержанных нелегалов депортируют с запретом на въезд в Россию в течение пяти лет. Но их место занимают новые. «Пока в выселенном доме будут функционировать все коммуникации, он останется привлекательным для мигрантов», – считают в УФМС.

Когда взаимодействуют люди разных культур, столкновение цивилизаций неминуемо, поясняет «НИ» директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. По его словам, нетерпимость между москвичами и мигрантами взаимна, а культуру друг друга не уважает ни одна из сторон.

Правительство Москвы еще несколько лет назад объявило о создании этнической карты города. К настоящему времени карту создали, но тут же засекретили. «Карты национальностей нет, есть карта потенциальных конфликтных районов. Мы используем ее в нашей работе, но она не публикуется и не предоставляется широкой общественности», – заявил «НИ» начальник Управления национальной политики в правительстве Москвы Владилен Боков.

К сожалению, не все приезжие пока чувствуют себя в России комфортно.
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
shadow Он утверждает, что прямой связи между проживанием большого количества представителей национальных меньшинств и ростом преступности нет: «Ситуация в Москве лучше, чем в крупных городах других стран». Демограф Белобородов с этим выводом не согласен: «Среди своих сограждан мигранты, как правило, преступлений не совершают. Но уровень криминогенности увеличивается во всем ареале их обитания».

Жители столицы в большей мере согласны с Белобородовым. По данным июльского опроса «Левада-Центра» большое количество приезжих с юга – вторая по важности проблема в глазах москвичей после высоких цен. По сравнению с 2000 годом доля озабоченных этой проблемой почти удвоилось (с 23 до 39%). По данным столичной мэрии, в Москве насчитывается 167 диаспор и 41 конфессия. Московские власти совместно с ГУВД проводят антиагрессивные акции, создали пресс-клуб и сайт Вместе.ру, запланирована презентация национального портала и создание союза землячеств, рассказывает председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики правительства Москвы Михаил Соломенцев. «Москва – самый сложный регион национальных отношений, сложнее даже Дагестана», – оценивает обстановку в столице председатель совета Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов. Выход, по мнению Абдулатипова, – это «партнерство всех наций с учетом доминирующей русской культуры».

Однако пока что мигранты предпочитают сохранять свою культуру. Вячеслав Глазычев отмечает, что возле рынков и других мест компактного проживания мусульман уже появились халяльные магазины (продающие пищу, приготовленную по нормам шариата. – «НИ»), и там «возникает вполне естественное стремление к строительству мечетей». Появление этнических кварталов сдерживается лишь благодаря высоким ценам на жилье, говорит «НИ» старший научный сотрудник Института демографии Государственного университета – Высшей школы экономики Никита Мкртчян: «Вот будет жилье 500 долларов за метр – будет гетто». Впрочем, в облюбованных мигрантами районах квартиры уже стоят на 20–30% дешевле, чем жилье со схожими параметрами в среднем по городу.

За постсоветские годы естественная убыль населения Москвы, по данным Росстата, превысила 900 тыс. человек. За рубеж, по оценкам ведущего научного сотрудника Центра геополитических исследований Института географии РАН Ольги Вендиной, выехали не менее 100 тыс. москвичей. Таким образом, суммарные потери «коренного» населения превысили миллион человек. Между тем численность проживающих в Москве, по данным Росстата, за 1992–2009 годы возросла почти на 1,5 млн. человек – с 9 млн. 67 тыс. до 10 млн. 508 тыс. То есть город принял только официальных 2,5 млн. мигрантов. Без жилищных потрясений обошлось только потому, что москвичи сдавали мигрантам освободившуюся жилплощадь умерших родственников. В основном это старые панельные дома, построенные еще в 1960–1970-е годы. Именно в них формируются заселенные мигрантами этажи и подъезды. Демограф Мкртчян рекомендует как можно быстрее снести «хрущевки» и «брежневки», построив на их месте современные дома, чтобы «жилье было равномерно дорогим». Вячеслав Глазычев советует строить для гастарбайтеров общежития или дешевые отели и «деликатно» ассимилировать тех, кто хочет остаться в Москве.


ЧАЙНА-ТАУН В ТРОЕЩИНЕ
Пакистан, Бангладеш, Вьетнам, Китай – это далеко не полный список стран, выходцы их которых работают на вещевых рынках Киева. Снимают квартиры мигранты в основном в районе Троещина, да и работает большинство из них на рынке с тем же названием. Китайцы, вьетнамцы, нигерийцы, индийцы стали соседями киевлян чуть ли не 15 лет назад, когда образовался рынок, и большинство жителей Троещины этому, мягко говоря, не очень рады. Ну а городские и районные власти просто зарабатывают на этих людях. Например, когда проводятся облавы, нелегалы вынуждены откупаться от милиции. А официальные предприниматели исправно платят налоги. Чаще всего с продавцами-иностранцами общаются районные участковые. Например, в обязанности милиционеров входит проверять, вовремя ли продлены документы. В последние годы иностранцев в районе и на рынке больше не становится. Например, выходцы из Индии говорят, что учиться уже дешевле на их родине, а ехать ради того, чтобы торговать, тоже нет смысла – невыгодно. Да и кризис тоже отразился на выручке. Свои национальные обычаи на Украине соблюдают далеко не все. Некоторые мусульмане вместе с украинцами едят бутерброды с салом и согреваются водкой. При этом обязательно устраивают себе выходной после восточных праздников. Но есть энтузиасты, которые открыли неподалеку от рынка своеобразную мечеть. Они оборудовали для нее несколько боксов в гаражном кооперативе. И теперь читают на втором этаже молитвы.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Опубликовано в номере «НИ» от 6 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: