Главная / Газета 2 Сентября 2009 г. 00:00 / Общество

Вице-президент Движения автомобилистов РФ Леонид Ольшанский:

«Главное оружие водителя – блокнот и ручка»

АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВ

1 сентября вступил в силу новый Административный регламент МВД, подробно разъясняющий действия сотрудников ГИБДД на дорогах. Свод правил, утвержденный министром внутренних дел РФ Рашидом Нургалиевым еще 2 марта нынешнего года, состоит из 272 статей. Документ, в котором прописаны действия автоинспекторов в любых ситуациях, должен, по мнению его составителей, улучшить взаимоотношения между водителями и постовыми. Цель достижима, а средства оправданы? На вопросы «НИ» отвечает адвокат Леонид ОЛЬШАНСКИЙ.

shadow
– Леонид Дмитриевич, как в целом можно охарактеризовать новый регламент МВД по контролю и надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения? Изменит ли этот ведомственный документ хоть что-то в нашей жизни?

– Новый регламент, по моему убеждению, носит пиаровский характер. И вообще ни один регламент, ни один приказ министра кардинально дела поменять не может. Почему? Конституционный суд нам неоднократно говорил, что лакмусовая бумажка при оценке любых событий, любых документов – это часть третья статьи 55 Конституции РФ. В ней сказано и подчеркнуто жирным шрифтом: любое ограничение прав граждан возможно только по федеральному закону. Другими словами: украл, убил – в тюрьму по Уголовному кодексу. Перешел улицу на красный сигнал светофора – штраф по Административному кодексу. Решили развестись с женой – по Семейному кодексу. Приказ же министра или распоряжение мэра города могут и должны лишь детализировать кодекс. Яркий пример противоречия из нынешнего регламента и истолкования его главой ГИБДД России. Г-н Кирьянов говорит, что независимо от ранга чиновника мы теперь будем наказывать их за все нарушения как простых смертных. Но давайте посмотрим федеральные законы, да не один, а десятки. Если человек показывает «корочку» первого заместителя министра, есть законные права его наказывать. Но если человек показывает удостоверение судьи, прокурора, депутата Госдумы, члена Совета Федерации, то для каждого из них есть свой федеральный закон. И наказать депутата или прокурора у милиционера не получится. Значит, лукавят здесь представители ГАИ, используя пиаровские, выигрышные темы. Вот, мол, смотрите, какие мы честные и принципиальные.

– Как следует вести себя с сотрудником ГИБДД, строго следуя закону и не подвергаясь серьезной опасности?

– Никто не отменял приказ министра внутренних дел № 329 от 1998 года, где сказано, что, во-первых, проверка машин и водительских удостоверений осуществляется только на стационарных постах-пикетах. И во-вторых, за нарушение ПДД претензии к участникам движения могут предъявлять только сотрудники ДПС. Другими словами, если вас на улице останавливает представитель вневедомственной охраны, надо такому милиционеру объяснить, что это не его вопрос. Если вас останавливают в темном переулке или на пустынной трассе, нужно, не выходя из машины, сказать: «Милицейская форма еще ни о чем не говорит. Будьте любезны показать из ваших рук служебное удостоверение». Затем следует переписать все данные предъявленного документа. Для этого нужно всегда возить в перчаточном ящике автомобиля блокнот и авторучку. Надо помнить, что блокнот и ручка – главное оружие любого человека, а водителя – в особенности. Когда сведения из удостоверения переписали, может возникнуть совсем другая ситуация: «Стоп, вы сотрудник четвертого батальона, который на Красной Пресне, а что вы делаете в Останкино?»

– В регламент включено совершенно новое понятие «осмотр транспортного средства» вместо прежнего «досмотр транспортного средства». Есть опасения, что эта замена даст инспекторам ГИБДД лазейку для проникновения в любую машину со всеми вытекающими последствиями.

– Не будем лезть в дебри, чем отличается осмотр от досмотра. Допустим, сотрудник ГИБДД просит водителя открыть багажник машины. Ответ может быть только один: «Не открою. Составляйте протокол и давайте двух понятых. Нет понятых? Тогда ломайте замок. Поверьте, работники милиции в 90 случаях из ста, увидев твердую руку, отступают. При любом конфликте не стесняйтесь набирать номер 02. Объясните дежурной суть конфликта, назовите фамилию остановившего вас инспектора. Помните, ваш разговор записывается.

– Из всех нововведений милиции всегда удавалось выкроить свою выгоду. Так, например, произошло после повышения штрафов за нарушение ПДД. Не станет ли новый регламент очередной «кормушкой»?

– Кормушкой не станет, но станет основой, чтобы рапортовать, что милиция что-то делает. Этот регламент среди тысяч других аргументов даст возможность удерживать недавно принятые репрессивные нормы, внесенные в КоАП. А задача общества – вернуть кодекс к тому варианту, который был принят в 2000 году, а репрессивные нормы изъять. Новый же регламент – это одно из очередных покрывал, которое накинули на деятельность милиции.

– Один из простых, но вечных вопросов – обязан ли водитель при встрече с автоинспектором выходить из машины – прописан в регламенте весьма туманно. Вроде автомобилист и не обязан выходить на дорогу, но если гаишнику захочется, то у него есть возможность «извлечь» шофера из машины.

– В законе четко сказано, что у водителя есть только две обязанности: остановиться по требованию работника милиции и отдать документы. Выходить из своей машины водитель не обязан.

– Особая статья в регламенте – выявление нетрезвых водителей. От принуждения дуть в алкотестер до препровождения человека на освидетельствование в больницу – милиция вольна распоряжаться временем и нервами граждан. А если сотрудник ГИБДД допустил «ошибку» в определении степени трезвости, то ее исправление заключается лишь в доставке милиционером водителя к месту стоянки его машины. Это похоже на неприкрытое издевательство.

– Если водитель опростоволосится и подует в трубочку, тогда события могут развиваться печально. А если он твердо стоит на ногах, спокойно и ровно разговаривает и утверждает, что алкоголь не употреблял, остановку машины считает незаконной, а в трубочку дуть не собирается и согласен пройти осмотр только в больнице, то это значит, что инспектору придется отрываться с поста на часы, чего он может не захотеть. Вся Россия – это не Москва. Путь от места инцидента до больницы может составлять сотни километров. Редкий инспектор пожелает совершить «холостой» пробег за пустым результатом.

– А какие нововведения можно назвать долгожданными и крайне необходимыми?

– Только поправки к КоАП, которые отменили бы эвакуаторы и балльную систему и ввели альтернативные меры наказания вместо репрессивных. Но этой работы над кодексом что-то не видно.

– Почему на улицах российских городов мы видим и ОМОН, и вневедомственную охрану, и сотрудников патрульно-постовой службы, которые гоняются за автомобилистами?

– Это ростки коррупции, которые лучше видны, чем принятая сотрудником милиции взятка где-то в тишине кабинета. Хотелось бы, чтобы господин Нургалиев обратил внимание на это обстоятельство и убрал с наших улиц работников других служб, кроме ГАИ, и запретил им преследовать водителей, а, следовательно, в завуалированной форме заниматься поборами.


ВЫДЕРЖКИ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД
Сотрудник ГИБДД обязан обращаться с водителями на «вы», проявлять спокойствие и выдержку, называть свою фамилию, должность и причину остановки автомобиля, а также по требованию водителя предъявлять в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
Подходить к машине инспектор должен со стороны водителя. Но если приближение к машине со стороны водителя небезопасно или там нарушено дорожное покрытие, делающее приближение невозможным, инспектор имеет право обратиться к водителю с противоположной стороны.
Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, инспектор должен дать ему время успокоиться и выговориться, а затем сотрудник ГИБДД должен повторить свои разъяснения о сути правонарушения.
Сотрудник ГИБДД не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры водителем, кроме специально запрещенных законом случаев. О существовании запрета инспектор должен сообщить водителю, производящему запись.
С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.
При осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения могут использоваться естественные и искусственные укрытия. Однако поднимать крышку багажника, чтобы закрыть спецсигнал и надпись «ДПС», запрещено.
Останавливать автомобиль исключительно для проверки документов можно лишь на стационарных постах ДПС. В остальных случаях инспектор может остановить автомобиль, только если водитель совершил правонарушение на глазах инспектора, а также если существует информация, что водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступлений или правонарушений либо автомобиль находится в розыске.
Покидать свое место водителю необходимо только для проверки на состояние опьянения, ремонта машины, сверки инспектором номера двигателя с указанным в документах или проведения сотрудником ГИБДД личного досмотра и осмотра машины и груза.
Принудительную остановку автомобиля инспектор может осуществлять в том числе путем размещения на проезжей части патрульного автомобиля с включенными световыми сигналами, а также посредством размещения на дороге грузовых автомобилей. Последнее допустимо только после неоднократных отказов водителя остановиться.
Если водитель не оспаривает факт нарушения правил дорожного движения, инспектор выписывает квитанцию о наложении административного штрафа, если оспаривает – протокол. Водитель вносит в протокол свои замечания и получает на руки копию под роспись. Изъять водительское удостоверение инспектор может только в случае совершения водителем правонарушений, за которые положено лишение прав. Взамен водителю выдается временное разрешение на управление автомобилем. Если водитель отказывается брать временное разрешение, оно прикрепляется к протоколу.
Основанием для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения являются такие признаки, как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, измененный цвет лица и не соответствующее обстановке поведение. Проводить освидетельствование можно на стационарном или передвижном посту ГИБДД при наличии специального оборудования. Если водитель не согласен с результатами освидетельствования либо если инспектор считает, что водитель пьян, хотя показания приборов утверждают обратное, то водителя доставляют в медучреждение. Если и там выяснится, что водитель трезв, его обязаны доставить обратно к машине.
Жаловаться на действия сотрудников ГИБДД можно как по почте и на личном приеме, так и через Интернет на специальных разделах сайтов органов ГИБДД. Срок рассмотрения жалобы – 30 суток. Если указанные в жалобе обстоятельства подтвердились, сотрудники ГИБДД обязаны принять меры по наказанию виновных, а также извиниться перед гражданином. Если же в жалобе содержатся оскорбительные либо нецензурные выражения, такую жалобу можно оставить без ответа.
Подготовил Александр КОЛЕСНИЧЕНКО

Опубликовано в номере «НИ» от 2 сентября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: