Главная / Газета 20 Августа 2009 г. 00:00 / Общество

Система не сдается

Почему все попытки реформирования милиции оказываются безрезультатными

АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВ

Разговоры о необходимости коренных преобразований в российской милиции не прекращаются уже много лет. В стране меняются гаранты Конституции, приходят новые министры внутренних дел, пишутся очередные федеральные программы по усилению борьбы с преступностью, но все попытки вывести «родимые пятна» на обличье российского милиционера не приносят ожидаемого результата.

Пока общество погружено в сон, ни о какой серьезной реформе силовых структур речи идти не может.<BR>Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
Пока общество погружено в сон, ни о какой серьезной реформе силовых структур речи идти не может.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow
Даже глава МВД России Рашид Нургалиев недавно признал, что «покончить с преступлениями и правонарушениями, совершаемыми сотрудниками милиции, не удается». Панацеей он назвал введение института поручительства и психологической экспертизы при помощи «детектора лжи». Правозащитники считают эти методы имитацией преобразований. И отмечают, что начинать надо с повышения престижа службы, который, кстати, был весьма высоким в царской России. Кроме того, они убеждены, что в идеале милиционеры должны отчитываться о своей работе не перед начальством, а перед обществом.

Дальше, как говорится, катиться некуда. Милиция, которая, казалось бы, должна беречь и охранять покой граждан, не только не способна исполнять собственные прямые обязанности – система оказывается бессильна предотвратить преступные посягательства на жизнь своих же сотрудников. И хрестоматийные строчки поэта о том, что «моя милиция меня бережет» уже давно безнадежно устарели. Подтверждений сказанному долго искать не надо. Возьмем хотя бы хронику событий двух дней текущей недели.

17 августа террорист-смертник на микроавтобусе «Газель», начиненном взрывчаткой, атаковал в Назрани здание местного РОВД. Выяснилось, что в МВД Ингушетии заранее знали о готовящемся теракте. Машина, которая была использована террористом, находилась в розыске, однако местная милиция никаких мер для предотвращения теракта не приняла. В результате взрыва погибли 24 милиционера, еще полторы сотни человек получили ранения. От теракта пострадали жители окрестных домов, среди раненых – десять воспитанников детского сада.

17 августа в Махачкале на улице Энгельса, недалеко от средней школы во время проезда двух служебных милицейских машин на обочине дороги сработало взрывное устройство. В результате взрыва от осколочных ранений скончался один правоохранитель, еще шесть человек были ранены.

17 августа в Кабардино-Балкарии в поселке Эльбрус неизвестный обстрелял здание участкового пункта милиции и подложил в отделение бомбу, которая была случайно обнаружена участковым.

18 августа в дагестанском городе Кизилюрт сработало взрывное устройство, заложенное на крыше опорного пункта милиции. В результате взрыва ранения получили четыре человека, в том числе два стража порядка.

На фоне этих фронтовых сводок, которые наглядно демонстрируют полную профессиональную непригодность многих правоохранителей, как-то по-особому видятся усилия руководства МВД России реформировать свое ведомство.

На недавнем совещании по кадровой политике в МВД глава ведомства Рашид Нургалиев признал, что «к большому сожалению, не удается покончить с преступлениями и правонарушениями, совершаемыми сотрудниками милиции». Чтобы искоренить это позорное явление, министр Нургалиев заявил о необходимости срочно ввести в МВД институт личного поручительства при назначении руководителей, что, как ожидается, повысит ответственность начальников, принимающих кадровые решения. Этот шаг стал своеобразной реакцией на критику в адрес министерства после инцидента с майором Денисом Евсюковым, расстрелявшим в конце апреля этого года нескольких человек в универсаме «Остров» на юге Москвы.

В попытках реформировать МВД никак не удается сделать ход конем.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Подробности новой процедуры корреспонденту «НИ» разъяснили в пресс-центре МВД. «Все сотрудники, которые занимают вышестоящие должности, обязаны обзавестись поручительством одного или двух коллег, – рассказал нам один из сотрудников пресс-центра. – Поручитель должен прослужить не менее пяти лет и не иметь взысканий. Его должность не может оказаться ниже той, на которую он рекомендует сослуживца. Поручитель должен знать человека, которого он рекомендует, по совместной работе не менее года». Однако, как признался «НИ» сотрудник МВД, юридической ответственности за рекомендацию поручитель не несет – только моральную. Но, как оказалось на поверку, предлагаемое новшество совсем не ново. Ветеран милиции Владимир Розов, проработавший много лет в системе столичного ГУВД, сказал корреспонденту «НИ», что удивлен такой инициативе министра. «А что, разве институт поручительства в милиции был кем-то отменен? В мое время такое правило было непреложным законом. При поступлении в милицию за меня ручались сразу два майора и один капитан. Позже я сам многократно поручался за новобранцев. Так что все это – давно забытое старое».

Кроме института поручительства для каждого претендента на работу в органах уже с осени этого года станет обязательной процедура проверки с применением «детектора лжи». В планы реформирования МВД вписана еще одна, казалось бы, непременная процедура: сотрудники милиции, имеющие право на ношение оружия, будут ежегодно в обязательном порядке проходить психологическую экспертизу. «Уже в этом году планируем организовать ежегодные проверки на морально-психологическую устойчивость сотрудников», – заявил начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России Владимир Кикоть. Остается только задать один вопрос: «А что, до сегодняшнего дня оружие выдавалось любому желающему без соответствующей проверки на психическую устойчивость?». После такого признания высокого милицейского начальства уже не приходится удивляться «феномену» майора Евсюкова.

Реформирование милицейской системы предусматривает и борьбу с коррупцией. В качестве сильнодействующего средства выбраны декларации сотрудников правоохранительных органов о своих доходах. Как заявил на прошлой неделе руководитель Департамента собственной безопасности МВД РФ генерал-майор Юрий Драгунцов, сотрудникам милиции – от рядового до генерала – предстоит не только раскрывать размеры личных доходов, но и сообщать обо всех дорогостоящих покупках. Причем их обяжут раскрыть финансовое положение всех членов семьи и близких родственников. За ложные сведения, как заверили «НИ» в МВД РФ, будет следовать незамедлительное увольнение со службы. Кроме того, с каждым сотрудником милиции отныне будет заключаться контракт только на один год, что позволит держать стражей порядка в тонусе.

Многие эксперты полагают, что все эти изменения носят косметический характер и не могут коренным образом повлиять на общее состояние правоохранительной системы. Они говорят, что руководство российских силовых структур пытается решить очевидные проблемы теми способами, которые известны в их замкнутом корпоративном кругу. «Правоохранительная система в России в ее нынешнем виде вряд ли подлежит реформированию, – выразил «НИ» свое мнение вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – И главный тормоз – кадры. Слабая престижность службы, низкие зарплаты компенсируются милиционерами добыванием максимального количества денег нечестными и откровенно преступными способами. К тому же коррупционная инфекция, как и протекционизм, распространены на всех уровнях служебной лестницы. С таким диагнозом самолечением не занимаются».

Реформирование правоохранительных органов, как считают эксперты, нужно начинать, прежде всего, с повышения престижности службы. И здесь незазорно было бы изучить российский опыт середины XIX века. При царствовании Александра II петербургский полицмейстер, чтобы сделать службу престижной и уважаемой в обществе, решил полностью сменить кадровый состав своего ведомства. На службу в полицию вместо аутсайдеров разных мастей были приглашены выпускники правоведческих институтов, армейские и морские офицеры. У них была определенная этика служения, уровень воспитания и образования, уважение к личности. Представители этого сословия уже не могли пойти на рынок, как их предшественники, чтобы взять с торговца дань головкой сахара или мочеными яблоками. Кадровая реформа быстро повысила авторитет полицейской службы в обществе на долгие годы. Этот опыт, как считают эксперты, способен принести свои плоды и в современной России.

«Если у сотрудников милиции будет достойная зарплата, высокая социальная защита и четкие пенсионные гарантии, а угроза потери всего и сразу за серьезный служебный проступок станет неотвратимой, то появится реальный престиж профессии, сюда придут уж точно не аутсайдеры, – считает Алексей Макаркин. – Все западные страны живут по этим законам. Поэтому и престиж профессии полицейского у них чрезвычайно высок».

Еще один способ улучшить ситуацию в правоохранительных органах – сделать систему максимально открытой для общества. «До тех пор, пока милиция будет продолжать отчитываться о своей деятельности перед высшим начальством, а не перед обществом, все разговоры о реформировании органов останутся пустой декларацией о намерениях, – заявила в беседе с «НИ» директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина.

Президент России Дмитрий Медведев после теракта в Назрани на этой неделе заявил: «Милиция должна защищать людей, и милиция должна уметь за себя постоять. Поэтому в ближайшее время, я думаю, все точки над «i» будут расставлены». Это уже второй случай, когда глава государства в резкой форме реагирует на положение дел в этом силовом ведомстве. В мае президент демонстративно отправил в отставку начальника столичной милиции Владимира Пронина, после того как майор Евсюков устроил кровавую бойню в московском супермаркете. До этого высокопоставленные силовики никогда не несли прямой ответственности за теракты и преступления своих подчиненных. Остается надежда, что после событий в Назрани «лед реформ» в правоохранительном ведомстве, наконец-то, тронется.


ПЕРЕСТРОЙКЕ УКРАИНСКОЙ МИЛИЦИИ МЕШАЮТ БЕСКОНЕЧНЫЕ ВЫБОРЫ
Как одна из главных госструктур, милиция должна реформироваться в сторону демократизации и соответствия европейским стандартам. Эти слова любит повторять глава украинского МВД Юрий Луценко. На самом деле в правоохранительных органах именно потому не происходит глубинных реформ, что в последние годы милицию возглавляли не профессионалы, а яркие, если не сказать одиозные, политические фигуры. Потому и все так называемое «реформирование» сводилось к громким PR-акциям. К тому же так уж сложилось, что если Луценко выступает с одним предложением, то секретариат президента в пику ему тут же заявляет нечто обратное.
К примеру, 20 марта 2008 года президент Украины Виктор Ющенко подписал указ «О мероприятиях по реформированию системы органов Министерства внутренних дел Украины» и постановил создать комиссию по разработке проекта концепции реформирования системы МВД. Главой комиссии был назначен Игорь Пукшин – заместитель начальника секретариата президента Украины, которого уволили летом после скандального ухода от Ющенко главы его секретариата Виктора Балоги. По мнению юристов, предложенная год назад Ющенко концепция – революционный шаг, поскольку значительная часть того, что раньше считалось преступлением и за что человека лишали свободы, будет трактоваться иначе. В соответствии с этим должен быть переработан и Кодекс об административных правонарушениях. Но до этого ли Раде и политикам, когда на носу выборы?
Юрий Луценко организует в День украинского флага, 23 августа, торжественный марш подразделений МВД. Цель – «продемонстрировать, что в нашей стране есть кому защитить государство и закон». Как сообщили «НИ» в пресс-службе партии «Народная самооборона», лидером которой является министр, г-н Луценко призывает «прекратить домашнюю войну на самоуничтожение и подтанцовку зарубежным режиссерам». «Главная угроза украинскому государству лежит не во внешних вызовах, а в первую очередь в политических факторах. Только консолидация всех политических сил вокруг украинских интересов может остановить десуверенизацию Украины. Как учит история, ограбленный и разделенный народ легко теряет свое государство. Об этом следует помнить всем», – подытожил реформатор Луценко.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

У БЕЛОРУССКОГО ЛИДЕРА – СВОИ СИЛОВЫЕ РЕФОРМЫ
В Белоруссии будут внесены серьезные изменения в механизм регулирования оперативно-розыскной деятельности. Лукашенко предлагает отменить необходимость санкции прокурора для ареста и наделить правом проводить оперативно-розыскные мероприятия, избирать меры пресечения и совершать процессуальные действия министра внутренних дел, председателя КГБ и директора Департамента финансовых расследований. К 1 января 2010 года планируется завершить работу над законопроектом, который внесет изменения в механизм регулирования оперативно-розыскной деятельности, и внести его в парламент.
Инициативу президента силовики сразу поддержали, а председатель Конституционного суда страны Петр Миклашевич отметил, что предлагаемые меры «не противоречат ни нормам Конституции, ни международным стандартам». Генпрокурор Григорий Василевич от комментариев отказался.
Это не первое урезание белорусской высшей власти полномочий прокуратуры. В апреле этого года президент издал декрет под номером 23, согласно которому предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело, а не только прокуратурой. Это объясняли стремлением усилить борьбу с коррупцией. А в начале августа Александр Лукашенко объявил о создании следственного комитета, который будет курировать работу всех правоохранительных органов и отчитываться лично перед ним. Кстати, в течение этого года были проведены масштабные проверки КГБ, МВД и прокуратуры Белоруссии. Глава государства сообщил, что они выявили ряд проблем и одновременно предопределили направления дальнейшего совершенствования работы этих госорганов.
Владислав КАГАН, Минск

ДЕЛО ВТОРОЙ ЖЕРТВЫ ЕВСЮКОВА ПЕРЕНЕСЛИ НА СЕНТЯБРЬ
Вчера Нагатинский райсуд Москвы начал рассмотрение иска второй пострадавшей от бывшего начальника Царицынского ОВД Дениса Евсюкова. Раненная в голову москвичка Луиза Салихова требовала возмещения потраченных на пластическую операцию 200 тыс. рублей и 4,5 млн. рублей компенсации морального вреда. 30 июля этот же суд отказал одному пострадавшему, Илье Герасименко, в компенсации в 5,1 млн. рублей за счет государства. Из решения суда следовало, что платить раненым должен сам Евсюков, так как в момент совершения преступления он был не при исполнении служебных обязанностей и действовал не по приказу начальства.
На вчерашнее заседание представитель Минфина и вовсе не явился. Евсюкова также не было, но его не было ни на одном заседании по искам потерпевших. Луиза Салихова также быстро покинула зал суда, сославшись на сильные головные боли. Судья Андрей Бычков постановил перенести заседание на 2 сентября. Адвокат Салиховой Людмила Айвар после заседания заявила, что в дальнейшем продолжении процесса смысла не видит, так как «судья пристрастен» и решение, по мнению г-жи Айвар, предсказуемо.
Мария ДОМЕШЕК

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: