Главная / Газета 26 Мая 2009 г. 00:00 / Общество

Космос как отсутствие

Из-за кризиса скоро могут возникнуть серьезные проблемы в работе МКС

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

Завтра с Байконура должен стартовать космический корабль «Союз ТМА-15». Начнется 20-я экспедиция на МКС, которая продлится полгода. И экипаж, и те, кто готовил его к полету, исполнены оптимизма, однако дальнейшая эксплуатация станции может оказаться под угрозой если не срыва, то внесения в планы существенных коррективов. Государственная поддержка, по словам руководителей нашей космической отрасли, носит точечный характер.

Над строительством станции десять лет трудились 170 космонавтов из 15 стран.<br>Фото: AP
Над строительством станции десять лет трудились 170 космонавтов из 15 стран.
Фото: AP
shadow
При этом затраты России на гражданскую космонавтику в 13 раз меньше, чем в США. Через год прекратятся полеты шаттлов, а новый корабль у американцев появится не раньше 2015 года. То, что Россия заявила о поднятии цен на места в «Союзах» до 51 млн. долларов, ставит под вопрос участие в полетах на них иностранных граждан.

Два месяца назад СМИ распространили сообщение о том, что президент США Барак Обама одобрил план конгресса по продаже американского сегмента МКС Китаю. Полученные средства позволили бы на два года раньше осуществить проект по возвращению астронавтов на Луну. В свою очередь, глава Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Майкл Гриффин отметил, что участие астронавтов в экспериментах на МКС в качестве «клиентов» обойдется вполовину дешевле, чем полноценное участие в проекте.

Спустя пару дней выяснилось, что это была первоапрельская шутка. Но в любой шутке есть доля правды, особенно сейчас. В канун Дня космонавтики глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов заявил, что отрасль начала ощущать последствия мирового финансового кризиса. «Мы достаточно успешно завершили 2008 год по всем направлениям, – пояснил г-н Перминов. – В 2009 году кризис начал сказываться. На ряде предприятий возникли определенные сложности». По оценке главы агентства, «принятые за последние месяцы правительством антикризисные меры дали возможность в режиме реального времени реагировать на возникавшие проблемы, что принесло определенный эффект».

Как рассказал «НИ» пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев, в январе ряд предприятий был переведен с пятидневки на четыре рабочих дня. «Какие-то замыслы, связанные с дальней перспективой, пришлось положить в долгий ящик, – добавил г-н Воробьев. – Планы на этот год корректировке не подверглись. А как дело пойдет дальше, зависит как от дальнейшего хода кризиса, так и от желания руководства страны поддерживать нас. Причин сомневаться в наличии такого желания у нас нет».

«Все равно его не брошу»

В самом деле, в марте Владимир Путин сообщил, что на развитие космической отрасли в рамках скорректированного бюджета на 2009 год выделено 82 млрд. рублей. Средства будут предоставлены в рамках трех федеральных целевых программ. За последние 20 лет таких масштабных вливаний не было. А Дмитрий Медведев, принимая 12 апреля космонавтов, конструкторов, техников и чиновников, заверил, что освоение космоса «было и остается стратегическим приоритетом государственной политики». Он пообещал сохранить уровень финансирования программ в 2010–2011 годах на том же уровне, что и в нынешнем.

Много это или мало?

В прошлом году финансирование гражданской космонавтики в США составило 17,9 млрд. долларов. Последние семь лет расходы NASA ежегодно увеличиваются примерно на 0,5 млрд. Европейцы тратят около 6 млрд., в том числе Франция – 1,7. Россия – 1,5 млрд. Меньше нас только Индия (0,9 млрд.).

При этом вот какой парадокс: мы впереди планеты всей по количеству пусков ракет и числу выведенных в космос объектов. Получается, можно быть лидером и в режиме экономии? Нет, все гораздо проще: затраты на космонавтику – это не только пуски ракет, но вливания в новейшие технологии, в долгосрочные и в уже действующие проекты.

Вот слова из недавнего интервью космонавта Геннадия Падалки: «Должен признать, что российский сегмент МКС сильно проигрывает от сравнения с сегментами партнеров. Он весь построен на технологиях в лучшем случае середины 1980-х годов, созданных той великой страной. С тех пор прошло четверть века. Новой Россией не создано ничего нового! В различных космических технологиях наше отставание от семи до 30 лет. Конечно, скажут, кризис, не до космонавтики... Но кризис только сейчас разворачивается, а МКС уже 10 лет летает. Видимо, боятся чиновники ставить вопросы остро. В результате скоро никто нас уже в партнеры не возьмет».

Нельзя не испытывать гордость за старичка «Союза», пашущего на орбите с 1968 года, и его младшего «братишку» грузовичка «Прогресс», возящего всякую всячину на МКС. Но, по словам экспертов, со следующего года, когда на орбиту перестанут летать «шаттлы», весь грузопоток партнеров по станции пойдет через новые грузовые корабли – европейский ATV и японский HTV. Наши услуги уже не потребуются.

Завтра будет хуже, чем вчера?

Как сообщило на днях BBC, Роскосмос предлагает правительству ввести таможенные пошлины на ввоз в страну GPS-приемников и автомобилей, не оборудованных навигатором ГЛОНАСС/GPS. Анатолий Перминов пояснил, что введение таможенных пошлин – одна из мер поддержки отечественного производителя: «Только так мы можем защитить отечественный рынок».

Однако и в самом Роскосмосе понимают: ГЛОНАСС – это, конечно, проект, работающий на престиж страны, только вот будущие проекты как на Земле, так и за ее пределами можно осуществить лишь в кооперации с зарубежными партнерами. На сайте агентства 1 апреля (что не было розыгрышем) появилось интервью начальника Управления пилотируемых программ Алексея Краснова. «Создание пилотируемого корабля (нового поколения. – «НИ») зависит от финансирования и готовности международного космического сообщества, – признался чиновник. – Точнее сказать – от желания политиков предложить новый проект с использованием имеющегося опыта совместного строительства и эксплуатации Международной космической станции. Без объединения ресурсов нельзя рассчитывать и на серьезные лунную и марсианскую программы».

Работу на орбите специалисты сравнивают с операциями нейрохирургов: все делается вручную.
shadow Несколько лет в прессе «раскручивался» проект строительства корабля «Клипер». Потом он лег под сукно. С лета 2006-го тема нового космического корабля ушла в тень. Вроде бы имелось в виду, что строить его мы будем в кооперации. Нынешней весной оказалось, что Европейское космическое агентство не хочет что-либо строить вместе с нами. После чего появилось сообщение о начале работ по созданию собственного корабля «Русь». По планам первый его запуск в грузовом варианте произойдет в 2015 году, в пилотируемом – к 2020-му. Но вот что любопытно: расчетный срок эксплуатации МКС истечет в 2015-м, и в лучшем случае «Русь» отвезет на станцию грузы. Правда, наше космическое руководство агитирует американцев продлить срок работы станции на пять лет. Но, во-первых, те пока что-то не проявляют интереса, а во-вторых, есть ли гарантия, что в условиях кризиса «Русь» сойдет со стапелей в срок? Ведь и американцы заявили, что со своим «Орионом», сменщиком «шаттла», они к 2015 году никак не укладываются по финансовым причинам.

Что будет с МКС? Анатолий Перминов заявил, что вопрос о продлении срока ее эксплуатации будет решен к концу года, но опять же, по его словам, все зависит от ситуации с финансовым кризисом в мире и того, каким образом будет дальше идти программа МКС. То есть каким образом будут строиться отношения с партнерами.

Одновременно в западных СМИ прошло сообщение о том, что по истечении срока работы станции от нее будет отстыкован российский сегмент, который станет прирастать другими модулями. Туда-то, по видимому, и должна летать «Русь». На это в Роскосмосе сообщили, что «слухи не комментируют, а на официальном уровне подобной информацией не обладают».

Турист, ходи пешком

Между тем и в планы работы МКС на ближайшие месяцы кое-какие коррективы вносятся. Вслед за основателем сети супермаркетов «Седьмой континент», депутатом-«единороссом» Владимиром Груздевым, пожелавшим стать первым российским космическим туристом, от места в кабине «Союза», стартующего в сентябре, отказалось космическое агентство Казахстана. Причина одна: дороговизна «билета». Цена из-за кризиса выросла до 51 млн. долларов. И хотя ранее сообщалось, что последним туристом будет Чарльз Симонии, теперь вновь рассматриваются варианты «замены в ходе игры» профессионала на любителя. «Если полетит турист, – пояснил начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, – то подготовиться он успеет. Кандидатура его известна, мы сейчас обсуждаем с РКК «Энергия» вопросы материально-технического обеспечения этого полета». Ранее компания Space Adventures, продающая космические туры, убрала из прайс-листа на своем сайте посещение МКС. Да и с сайта Роскосмоса из раздела «Орбитальные полеты» исчезли расценки на участие в работе станции и на выход в открытый космос. Но кризис вынуждает идти на жертвы, тем более хорошо оплачиваемые. Поэтому все возможно.

Только вот много ли найдется желающих. А если их и наберется достаточно, пожалуй, придется их просить заплатить денежки вперед. Финансирование строительства «Союзов» и «Прогрессов» ведется из госбюджета, но, как признался президент РКК «Энергия» Виталий Лопота, на весь срок работ этих денег не хватает. Остается брать кредиты. А банки и на земные дела сегодня дают их неохотно. И напоминание о том, что Россия – великая космическая держава, вряд ли поможет.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 мая 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: