Главная / Газета 9 Апреля 2009 г. 00:00 / Общество

Выбор за нами?

Определяя принципы своей работы, ГИБДД решила прислушаться к «гласу народа»

АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВ, ЕКАТЕРИНА КОВАЛЕВИЧ

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России Виктор Кирьянов выступил вчера с оригинальной инициативой. Он предложил российским автовладельцам самим решать, каким образом можно улучшить ситуацию на дорогах страны. Генерал милиции демократично пригласил граждан принять активное участие в голосовании на сайте ГИБДД РФ, где размещена опросная анкета, состоящая из пяти вопросов. Вместе с тем выбор у участников опроса на самом деле невелик. По сути, им предлагается отдать предпочтение одному из двух зол – или ужесточению административной ответственности к нарушителям дорожного движения, или увеличению количества жесткой социальной рекламы.

К живому общению автоинспекторов с водителями теперь добавилось виртуальное.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
К живому общению автоинспекторов с водителями теперь добавилось виртуальное.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
На устроенной вчера пресс-конференции глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Виктор Кирьянов пригласил всех граждан страны принять участие в формировании стратегии действий, направленных на снижение аварийности на российских дорогах. На официальном сайте ГИБДД РФ он задается вопросами: «Чего хотят люди? И только ли ужесточением административных мер можно добиться развития тенденции на сокращение смертности на дорогах. На какие шаги готово пойти общество ради сохранения жизней своих членов?» Г-н Кирьянов предложил автолюбителям выбрать один из предлагаемых вариантов: нужно продолжать ужесточать меры административной ответственности к нарушителям (т.е. продолжать нещадно штрафовать); необходимо увеличить количество жесткой социальной рекламы как способа воздействия на сознание водителя; было бы правильно сочетать эти два фактора или не стоит делать ничего из перечисленного.

«Эти данные нужны нам для того, чтоб руководствоваться ими в дальнейшем, – подтвердил «НИ» свои намерения Виктор Кирьянов. – Итоги опроса мы планируем предъявить в различные инстанции, с целью содействия в создании определенных условий, какие, по мнению горожан, будут более эффективными для обеспечения максимально безопасной обстановки на дорогах. Четкого плана действий в вопросе безопасности мы на данный момент не имеем и надеемся на помощь людей».

Если сформулировать смысл поставленных на сайте ГИБДД вопросов кратко, то автомобильной общественности предлагается самим сделать узкий выбор между дальнейшим ужесточением штрафов и запугиванием населения последствиями автомобильных аварий. Формируя этот опросник, его составители оставили без внимания куда более важные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения в стране – например, само состояние отечественных дорог и качество работы автоинспекторов. Но, исключив эти важнейшие аспекты из анкеты, гаишники, похоже, хотят добиться удобного для своего ведомства ответа.

Остается загадкой, почему альтернативой материального ужесточения административной ответственности к нарушителям ПДД выбрано психологическое наказание – увеличение количества жесткой социальной рекламы, распространяемой не только на водителей? Ведь смотреть по телевидению рекламные ролики со слоганом «Управляя автомобилем в нетрезвом виде, вы рискуете остаться в твердой памяти», приходится всем. Или как вам такой сюжет жесткой социальной рекламы, предлагаемой ГИБДД на телеэкране: Парень с девушкой едут в машине. Он отвлекся. «КамАЗ» въехал в бок. «Ему повезло – он погиб сразу», – завидует парализованная девушка, которую мама катит в инвалидной коляске. Такой психологический удар рекламной «жестью», по мнению заказчиков ролика, благоприятно отразится на аварийности на наших дорогах. Иного мнения придерживаются руководители федеральных телеканалов, которые дружно отказались транслировать ролики подобной социальной рекламы, подготовленные ДОБДД МВД РФ и Союзом киноиндустрии России. Материал показался телевизионщикам чересчур жестоким.

«Меры очередного повышения штрафов и новая волна социальной рекламы не приведет абсолютно ни к чему, – высказал «НИ» свою точку зрения председатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – За последние три года штрафы у нас повысились чуть ли не в 10 раз, а число нарушений не уменьшилось. У нас бестолковая система оценки штрафов. Если в Европе, прежде чем оценить правонарушение, проводятся соцопросы и исследования, то у нас эти цифры берутся с потолка. Или в результате опросов, подобных тому, который сейчас вывешен на сайте ГИБДД. Повышение же размеров штрафов лучше стимулирует коррупцию, чем соблюдение ПДД».


Будет ли ГИБДД учитывать глас народа при выборе стратегии своих действий?
Владимир ВИНОКУР, артист эстрады:
– Я наслышан об этой акции. Как водитель с 35-летним стажем я поддержал бы ужесточение административных мер по отношению к водителям, которые безалаберно ведут себя на дорогах. Такую акцию ГИБДД я считаю обоснованной, поскольку спасение утопающих дело рук самих утопающих. Автомобилисты сами должны понять, к каким последствиям приводит их безответственность: они могут лишить жизни и себя, и другого человека. Мнение автолюбителей должно быть важно для инспекторов. Более того, никто, кроме добросовестных водителей, не поможет им лучше.
Лариса Рубальская, поэтесса:
– Если ГИБДД проводит опрос водителей, с тем чтобы действительно как-то улучшить ситуацию на дорогах, то к этому я отношусь положительно. Я сама уже много лет вожу машину, но об акции не слышала и еще не голосовала. В любом случае я считаю бесполезным любое усиление административных мер, потому что кто нарушал ПДД, тот и будет нарушать, и всего лишь заплатит штраф покрупнее. Такую меру, как социальная реклама, я не поддерживаю: кто-то обратит на нее внимание, а кто-то нет. Если же эта акция имеет единственной целью увеличение финансирования федеральной программы по безопасности дорожного движения, то это ужасно. В целом же думаю, что в любом случае кардинально ситуация не изменится.
Антон Комолов, радио- и телеведущий:
– Я считаю, что вполне достаточно тех мер, которые действуют. Если бы ГИБДД формировали какие-то правила и нормы для водителей с нуля, то прием интерактивного голосования можно было бы использовать. Главное, чтобы водители знали, что если они нарушат правила, то за этим последует неотвратимое наказание. А зачем спрашивать совета водителей, я не понимаю. Возьмем любую европейскую страну. Там у автомобилистов ничего не спрашивают, но дорожная полиция работает четко, и это – главное. Очередную акцию ГИБДД считаю бредом и принимать участие в ней не стану. Мне кажется, что это водителям надо бы обратиться к ГИБДД с вопросом: что те могут сделать, для того чтобы на дорогах стало меньше нарушений.
Григорий Остер, писатель:
– С этого начинать бесполезно. Результаты опроса могут быть сфальсифицированы. Ситуация с ГИБДД – частный случай того, что происходит сейчас в стране. Люди поставлены в такие условия, что невозможно жить, не нарушая закон, даже если и не хочешь этого делать. По московским дорогам, например, невозможно ездить по правилам – ты просто не доедешь до назначенного места. А в первую очередь надо избавиться от тех, кто берет взятки.
Опрос провели Юлия ЗИНОВЬЕВА, Дарья ВЕНИСЛАВИЧЕВА

Опубликовано в номере «НИ» от 9 апреля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: