Главная / Газета 27 Марта 2009 г. 00:00 / Общество

Незаслуженный отдых

Почему россияне остаются без скидок заграничных курортов

МАРИЯ СЕМИНА

С приближением лета все больше людей в разных странах мира как обычно задумывается над тем, где бы провести свой отпуск. Необычно только то, что предстоящий сезон летних отпусков впервые за много лет придется на очередной мировой экономический кризис. Ведь как бы широко ни улыбались потенциальным клиентам представители турбизнеса, кризис сказался и на их отрасли. Прогнозы в этой связи даются самые неутешительные.

Фото: AP. ANDY NEWMAN
Фото: AP. ANDY NEWMAN
shadow
По данным Всемирной организации туризма (структуры ООН), по итогам 2008 года рост числа любителей провести отдых в путешествии составил всего 2%, а в этом году будет вообще отрицательным – минус 1–2%. По мнению специалистов, кризис должен научить игроков мировой туриндустрии уму-разуму и заставить их больше прислушиваться к запросам потребителей. Относительно Запада это утверждение верно: по сравнению с прошлым годом европейские гостиницы подешевели в среднем на 10%. За ними поспевают курорты таких популярных у туристов стран, как Египет, Турция и Таиланд. Россия же, как отмечают и эксперты, и непосредственно туроператоры, пока занимает выжидательную позицию.

Как сообщает Ростуризм, в прошлом году более 11,3 млн. россиян отдыхали за рубежом, оставив в других странах около 12 млрд. долларов. Однако из-за нынешнего кризиса число желающих провести отпуск за границей, по мнению специалистов из Ассоциации туроператоров России (АТОР), снизится процентов на 20. Кто-то видит в этом и несомненные плюсы. Как убеждал «НИ» вице-президент АТОРа Андрей Игнатьев, «кризис – это лишний шанс для внутреннего туризма получить развитие». Тот же Ростуризм прогнозирует, что число россиян, путешествующих по своей стране, увеличится на 4–5%. Непонятно, правда, за счет чего. Ведь, как отмечают сами турфирмы, цены на российских морских курортах не меняются, оставаясь высокими и неконкурентоспособными.

Белые пятна Черноморского побережья

Не надо забывать и о том, сколько стоит сама возможность добраться до желанного курорта. Это касается как внутреннего российского туризма, так и зарубежных поездок наших соотечественников. «Отдельные авиакомпании в России стали снижать тарифы, но процесс идет заметно медленнее, чем за границей. Боюсь, ситуация на рынке останется прежней, – заметил в разговоре с «НИ» президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. – Если за рубежом стараются играть на опережение, то наши поставщики транспортных услуг выжидают. С одной стороны, это их право. С другой стороны, есть опасность, что рынок начнет лихорадить».

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Как рассказали корреспонденту «НИ» в одной из российских турфирм, спросом на майские праздники пока пользуются экскурсионные программы, например, поездки по Золотому кольцу России. «На дальние экскурсионные туры, которые были в прошлом году, например, а-ля «подари себе жемчужину: Сочи, Крым», заявок сейчас почти нет. Скорее всего, люди копят деньги на дальнейший отдых, – разъяснила ситуацию «НИ» ведущий сотрудник одной из отечественных турфирм Елена Бородай. Так, в Сочи, отмечает специалист, отели бронируются либо очень дорогие, либо дешевые, средние пока стоят. Может быть, проживание и относительно недорогое (на июнь – 1600–1800 рублей в день в гостинице «советской эпохи»), но вот на авиабилет придется раскошелиться – от 10 до 20 тыс. рублей. В целом получается примерно 25–30 тыс. в неделю. Для сравнения – отдых в том же Египте (отель плюс перелет) стартует по цене в 15–17 тыс. рублей в неделю.

В любом случае, по словам Елены Бородай, прогнозы туроператоров показывают, что поток отдыхающих снизится как минимум на 10% (как максимум – на 40). Это касается, прежде всего, Краснодарского края. С Крымом сложнее. После обвала гривны на Украине бывшая всесоюзная здравница стала гораздо привлекательнее для россиян, поскольку средняя стоимость номера в гостинице упала до 1200–1400 рублей в день.

Все дело в рубле

Для многих стран мира туризм является основной составляющей госбюджета, они в буквальном смысле слова живут им. Например, Марокко чуть ли не быстрее всех отреагировало на изменения на туристическом рынке. Правительство выделило миллионы на рекламную кампанию своей страны. В частности, в Интернете запущен новый сайт под названием «Мароккотерапия», где предлагаются путевки со скидками в любые отели страны. Заставка представляет собой выступление местного жителя, рассказывающего о том, как сложно жить в кризисное время, а «обрести спокойствие» можно только приехав в его страну. Власти Таиланда поступили по-своему: согласились бесплатно оформлять для въезжающих все документы, снизив при этом цены на гостиничные номера. Правда, подобная антикризисная акция будет действовать только до 4 июня. Что будет после, пока не объявляется. Хвастает скидками и Египет, где цены в отелях понижаются на 10–20%.

Сегодня для многих россиян одинаково недоступен стал отдых и в Новом Свете (на фото вверху), и в Старом.
Фото: СЕРГЕЙ ВОРОБЬЕВ
shadow Однако очарование подешевевших заморских стран нашим туристам не удастся прочувствовать в полной мере: для россиян цены по массовым направлениям, таким как Египет, Турция или Таиланд, в лучшем случае остаются прежними. В свою очередь, туроператоры склонны видеть в этом нестабильность российской валюты.

«Проблема в курсе рубля. Вот в долларах все подешевело по сравнению с прошлым годом, – отметила в разговоре с «НИ» старший менеджер отдела «Турция – Египет – Греция» одной из российских турфирм Яна Климакова. – Люди стали брать более экономичные туры. Если раньше выкупали виллы, то сейчас выбирают стандартные номера. Поэтому если мы раньше заказывали 50% номеров в дорогих гостиницах и 50% в более экономичных, то теперь будет приоритет на более экономичный отдых. В Европу сейчас едут меньше, потому что там евро в ходу, а поскольку у нас курс евро очень нестабилен, то для многих наших соотечественников европейские варианты слишком дороги».

Как заметил «НИ» по этому поводу председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, «сидеть дома – это разумная тактика потребителей в условиях кризиса, когда нет роста доходов и снижения цен. Проблема, наверное, в том, что россияне в наибольшей степени пострадали от обвала национальной валюты по отношению к доллару, а ведь Египет и Турция дают цены в долларах. Поэтому снижение авиабилетов как минимум на 20% многими зарубежными авиакомпаниями не компенсируется из-за падения рубля».

Большие ожидания

«Весь рынок ждет апреля, чтобы понять, будет сезон или не будет. Акции раннего бронирования – это обычный маркетинговый ход, хотя в принципе народ реагирует осторожно на них, потому что сейчас многие боятся заплатить турфирме, которая затем может просто исчезнуть, – рассказала «НИ» пресс-секретарь Союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Но есть также люди, которые хотят избавиться от рублей, опасаясь, что российская валюта все-таки обвалится».

Можно понять и самих туроператоров. Многим из них этим летом придется совсем не сладко. В Госдуме сейчас рассматривают внесение изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», согласно которым размер финансового обеспечения туроператоров (банковскую гарантию либо страховку от неисполнения обязательств по договору на указанные суммы), занимающихся выездным туризмом, увеличится с 10 млн. до 30 млн. рублей. По мнению президента РСТ Сергея Шпилько, это больно ударит по небольшим туроператорам, которым придется покинуть российский рынок: «Нужно снизить хотя бы нижний порог финобеспечения до 15 млн. руб., потому что многие компании не виноваты, особенно на окраинах России, что у них маленький оборот».


НАМ ВСЕ ЕЩЕ РАДА ЕВРОПА
Европейские города и веси активно привлекают туристов из «растущих экономических держав». 1 апреля Канны, Ницца и Антиб во Франции организуют специальный вечер для 170 туроператоров из России, Китая, Японии, Скандинавских стран и Южной Кореи. Лазурный Берег предложит гостям отелей «серьезные скидки» на морские прогулки и в развлекательные комплексы, интересные ценовые формулы и пакеты. Особое внимание – заполнению двух- и трехзвездных гостиниц. Комитеты по туризму трех альпийских департаментов объединились, чтобы специально по просьбе российских и китайских клиентов организовать маршруты от Тонона на озере Леман через Большие Альпы до Ментона на морском побережье. Франция, вопреки расхожему мнению, не самая дорогая для туриста страна Европы. Сайт Hotels.com ставит ее по цене гостиниц на 12-е место (из 19) сразу впереди Испании, в то время как Италию – на 7-е. Самая бюджетная в этом смысле Португалия (77 евро), за ней – Чехия (78 евро). Британские отели хоть и подешевев на 24%, но все равно пока стоят значительно дороже (116 евро). Конечно, это средний показатель, в котором учтены и люкс, и «две звезды».
Александр МИНЕЕВ, Брюссель

ДЛЯ УКРАИНЦЕВ ОТПУСКА ЗА ГРАНИЦЕЙ ВСЕ НАКЛАДНЕЕ
Глава Государственной службы туризма и курортов Украины Анатолий Пахля в недавней беседе с журналистами прогнозировал снижение тарифов на туристические услуги в 2009 году в связи с финансово-экономическим кризисом в стране. Однако на сегодня туры в такие популярные места отдыха, как курорты Египта, Таиланда, Франции, Италии стоят даже дороже, чем до кризиса. Дело в том, что туроператор называет вроде бы приемлемую цену в долларах или евро, но когда дело доходит до оплаты, оказывается, что стоимость отдыха в гривнах высчитывается по какому-то внутреннему курсу турфирмы, намного превышающему официальный. Вот и выходит, что путевки дорожают. Потребители в этом убеждаются постоянно. «В прошлом году за 12 тысяч гривен (2,4 тыс. долларов. – «НИ») мы втроем ездили в Египет на две недели. Теперь за ту же сумму в тот же самый отель наша семья может поехать только на неделю. Получается, что все подорожало в два раза! При этом спрос на хорошие отели сохраняется, и неизвестно, когда турфирмы начнут сбрасывать цены», – пояснила «НИ» менеджер одной из украинских транспортных компаний Татьяна Сиренко. Кстати, г-н Пахля отмечал динамику снижения поездок украинских туристов за границу в нынешний зимний сезон. «Если сравнивать с 2008 годом, то число туристов, изъявивших желание посетить другие страны, уже снизилась на 19%», – подчеркнул он, радостно добавив, что сложившаяся ситуация «дает огромные возможности для развития туристического бизнеса внутри Украины».
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

В ЕВРОПЕ ТУРОПЕРАТОРОВ ТЕСНЯТ ВЛАСТИ РЕГИОНОВ
«Какой кризис, что вы? У нас все в порядке». Эти слова старшего менеджера фирмы «Неккерманн» Пьера Фиве повторили корреспонденту «НИ» и хозяева других стендов Брюссельского салона отпускного отдыха. Афиши авторитетной европейской выставки, на которую заглянул российский репортер, предлагают удивительно дешевые варианты отдыха: за 429 евро в египетские «четыре звезды – все включено», а за 399 – на «полупансион» под такими же звездами на Тенерифе. Покупателя толкают на импульсивные поступки. По формуле «всегда готов» – завтра в аэропорт. Заранее известна только цена.
Европейцам в этом смысле легко: по всем массовым и многим экзотическим направлениям им либо не нужно виз вообще, либо визы они получают сразу по прилете в ту или иную страну. В Россию виза, как мы знаем, нужна, но отечественные курорты и туры пока не пользуются заметным спросом у граждан стран ЕС. По причине «безвизовости» многие отпускники не идут к туроператорам, а сами ищут гостиницы, билеты и маршруты отдыха. Стремительный рост «самодеятельности» заставляет крутиться и туроператоров, снижать накрутки, придумывать что-нибудь особенное. Они продолжают господствовать на дальних экзотических направлениях, но как раз экзотика пала первой жертвой финансового кризиса. Европеец предпочитает отдыхать на Старом континенте или совсем близко (в Северной Африке). В ущерб дальним путешествиям вырос интерес к выездам на «большой уикенд». Прибавилось клиентов у бюджетных авиакомпаний, которые совсем дешево перевозят пассажиров между второстепенными (зачастую бывшими военными) аэродромами Европы.
Но главную роль играют не туроператоры, а власти регионов. Местные советы по туризму заняли большую часть Брюссельского салона отпускного отдыха. Признанный лидер мирового туризма, Франция, заполнила целый павильон, оставив четыре других всем остальным странам. Свой стенд не только у каждого региона (соответствующего по масштабам средней российской области), но и у многих департаментов. Консультанты навалят вам мешок буклетов с описанием достопримечательностей, адресами и телефонами гостиниц, деревенских пансионов, дач с ценами, расстояниями и меню. Советы по туризму собираются перед каждым сезоном, чтобы придумать еще что-то для привлечения туристов.
Несколько регионов Франции, Италии, Германии, Голландии, Ирландии и Польши создали компанию Locaboat Holidays. На верфях Бретани заказали тихоходные баржи-дома для путешествий по каналам, рекам и озерам Европы. Для их управления не нужно иметь навигационные права. Вас быстренько обучат на месте – и штурвал в руки. Корреспонденту «НИ» в этой компании сообщили, что среди клиентов были и россияне. Так что у наших туроператоров большое поле для поиска интересных вариантов в Европе.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель

Опубликовано в номере «НИ» от 27 марта 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: