Главная / Газета 5 Марта 2009 г. 00:00 / Общество

Трудная дорога к дому

Внимание водителей отвлекает масса вещей – от телефонов до автомагнитол и GPS-навигаторов

ОЛЬГА ЛУТОВИНОВА

Специалисты одной из австралийских страховых компаний доказали, что не только мобильный телефон представляет опасность для автомобилиста на дороге. Даже обычная магнитола или спутниковый навигатор могут стать причиной ДТП. В России подобных исследований пока не проводилось, но отечественные эксперты не отрицают, что гаджеты в машине отвлекают внимание водителя и могут спровоцировать столкновения.

Этот маленький прибор на лобовом стекле может принести не только пользу, но и вред.
Этот маленький прибор на лобовом стекле может принести не только пользу, но и вред.
shadow
Ученые не устают доказывать, что различного рода технические новинки увеличивают аварийность на дорогах. Например, в России, как и в большинстве европейских стран, запрещено говорить за рулем по мобильному телефону без специального наушника – устройства hands-free. Однако некоторые эксперты уверяют, что даже использование гарнитуры отвлекает водителя гораздо сильнее, чем разговор с пассажиром во время движения. По мнению ученых травматологического центра при Университете Западной Австралии, автомобилист, набирающий за рулем SMS, представляет куда большую опасность на дороге, чем пьяный или находящийся под действием наркотиков шофер. В Великобритании запрещено даже есть или пить за рулем. Штраф для обжор довольно приличный – около 120 долларов.

Проведенное недавно специалистами австралийской страховой компании AAMI исследование не оставляет сомнений в том, что не меньшую угрозу для владельцев авто таят в себе также GPS-навигаторы и автомагнитолы. Страховщики опросили 2,5 тыс. австралийцев и выяснили, что при использовании спутникового навигатора во время вождения отвлекаются около 17% мужчин и 12% женщин. У 42% респондентов внимание рассеивает работающий в машине СD-проигрыватель. По мнению главы компании AAMI Майка Сопински, мужчины не могут удержаться от соблазна поменять настройки навигатора или начать переключать песни на магнитоле.

Психолог Дмитрий Синарев считает, что в момент управления автомобилем имеет значение абсолютно все, в том числе и звуковое сопровождение. «В психологии существует такой термин – «старт-рефлекс», – рассказывает г-н Синарев «НИ». – Он означает переключение внимания человека на какие-то звуковые раздражители – хлопок, свист, резкое изменение тональности. В этом смысле автомагнитола может сослужить плохую службу, особенно для новичка. На радиоволнах постоянно происходит смена звукового оформления, и это, несомненно, отвлекает. С некоторых пор в радиоэфире запрещено использовать звуки сирены, так как доказано, что сидящие за рулем автомобилисты реагируют на них неоднозначно. Вообще сосредоточенность человека в большей степени зависит от особенностей его характера, поэтому рассеянным людям лучше отказаться от использования всяких дополнительных приспособлений за рулем».

Крайне негативно к техническим новинкам у автомобилистов относятся столичные гаишники. «Каждый второй водитель, которого я останавливаю, судорожно пытается убрать от уха мобильный телефон, – поделился с «НИ» инспектор ДПС Андрей Мокрозуб. – Статистика, насколько часто подобные устройства становятся причиной ДТП, у нас не ведется, но, на мой взгляд, они здорово повышают аварийность. Такое ноу-хау, как GPS, я считаю абсолютно бесполезным изобретением для тех людей, которые плохо знают Москву. Мало того, что он отвлекает водителей от дороги, так еще и провоцирует нарушение ПДД. Автомобилисты четко выполняют указания электронного гида и двигаются в заданном направлении, не обращая внимания на знаки. Обычную бумажную карту я считаю намного более безопасной, ведь для того чтобы ее посмотреть, надо хотя бы остановиться».

Правозащитники полагают, что нужно ввести более строгое наказание для тех, кто пользуется за рулем техническими новинками, если будет доказано, что именно это послужило причиной ДТП. «Отвлечься можно на что угодно, например, на расстегнувшуюся пуговицу или слишком обаятельную пассажирку, а не только на GPS, магнитолу или мобильник, – обратил внимание «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Прописать все эти пункты в законе невозможно, поэтому следует вести какую-то статистику по авариям такого рода и, если удастся доказать, что ДТП произошло из-за отвлечения водителя от управления автомобилем, увеличивать срок наказания в несколько раз, чтобы впредь автолюбитель был более сосредоточенным».

Опубликовано в номере «НИ» от 5 марта 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: