Главная / Газета 13 Февраля 2009 г. 00:00 / Общество

Нам не досуг

Кризис довел до слез всю индустрию развлечений

Лариса БОЧАРОВА

Одними из первых от международного финансового кризиса пострадали увеселительные заведения. Так, в Москве число посетителей и соответственно выручка ночных клубов и ресторанов за какие-то пару месяцев уменьшились в разы. Социологи уже подсчитали, что в январе этого года от посещений шоу, мюзиклов и концертов отказались 46% граждан. Число желающих пойти на спортивные соревнования сократилось на 41%, а зрителей в кинотеатрах – на 40%.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Кинопрокатчики, в свою очередь, сообщают о снижении посещаемости кинотеатров в декабре–январе на 45% и сокращении выручки на 34%. По прогнозам экспертов, пережить экономические трудности смогут самые дешевые и, напротив, элитные заведения. Те же, что рассчитаны на средний класс, рискуют исчезнуть вместе с этим самым классом. Впрочем, наиболее предприимчивые граждане уже наловчились посещать вечеринки и концерты практически бесплатно.

Столичный предприниматель Анатолий Белый успел продать свой ночной клуб в подмосковной Щербинке еще до кризиса. «У ночных клубов сейчас будут проблемы. В такие заведения нужно приходить не только провести время, но и потратить деньги. А туда теперь устремились одни тинейджеры, которые покупают на весь вечер стакан сока или коктейль», – рассказывает «НИ» бизнесмен Белый. Приглашать знаменитых диджеев и вовсе убыточно: «Ему платишь заранее, а вместо 300 человек на танцполе собираются не более 20. Нет никакой гарантии, что возместишь свои траты».

Социологи подтверждают: ночные клубы, рестораны и кинотеатры – первое, на чем стали экономить россияне с началом кризиса. По данным исследовательской компании «Комкон», в январе от посещений шоу, мюзиклов и концертов отказались 46% граждан в возрасте от 18 до 45 лет, число посетителей спортивных соревнований уменьшилось на 41%, еще 40% россиян стали экономить на походах в кино. Активнее других отказывают себе в развлечениях женщины в возрасте 35–45 лет. «В условиях сложной финансовой ситуации люди в первую очередь экономят на второстепенных вещах, таких, как развлечения», – поясняет «НИ» экономист Михаил Делягин.

На десерт – китайский балет

В столичных ночных клубах и ресторанах царит уныние. «В новогодние праздники у нас не было ни одного корпоратива. По будням бывает занят только один столик, да и в выходные приходят очень мало людей, в основном постоянные клиенты», – жалуется «НИ» менеджер одного из музыкальных клубов в центре Москвы Ирина Рахманова. «Наше заведение тоже находится в критической ситуации – наших посетителей можно пересчитать чуть ли не по пальцам», – вторит управляющий одного из ночных клубов столицы Алексей Малиновский. «У нас перестали заказывать банкеты. Очень мало клиентов, иногда вообще никого нет», – не скрывает положения дел и арт-директор еще одного столичного заведения.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow «Клиентов в ресторанах стало вдвое меньше по сравнению с прошлым годом», – сокрушается в беседе с «НИ» ресторатор и модный писатель Дмитрий Липскеров. По его словам, подорожание продуктов и рост арендных ставок вынуждают владельцев ресторанов повышать цены, а клиентов тем временем переманивают сети быстрого питания. «Из-за фаст-фуда возникают проблемы с желудком», – предупреждает г-н Липскеров. По его мнению, столичные рестораны нуждаются сегодня в помощи со стороны мэрии: «Московские власти должны компенсировать арендную плату. Но они этим не занимаются!»

На вопрос о снижении выручки владельцы большинства заведений отвечать отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. Управляющая китайским рестораном Татьяна Ким сообщила «НИ» об уменьшении прибыли на 30% при сокращении числа посетителей в три раза. «У нас есть постоянные клиенты, которые нас спасают. Мы им раздали дисконтные карты. При сумме заказа от семи тысяч рублей у нас скидка 10%, а по пятницам и субботам для привлечения клиентов выступает китайский балет», – рассказывает г-жа Ким.

Со своей стороны, Екатерина Белякова, арт-директор ночного клуба, расположенного в центре Москвы, подтверждает, что клиентов удается удерживать только за счет «приличных скидок».

На окраинах столицы ситуация куда более плачевная. «Из-за того, что приходят мало людей, клуб работает только по выходным. Выручка сократилась в четыре раза. Если так продолжится, клуб закроют», – говорит «НИ» администратор ночного клуба Николай Сутыркин. «В будни никого нет. В выходные приходят пара человек, и все. Ресторан, наверное, закроют», – о том же говорит нам управляющий рестораном Антон Иванов. Впрочем, некоторые менеджеры пытаются сохранять оптимизм. «Затишье в нашем клубе не из-за кризиса. Люди потратили свои деньги в новогодние праздники. А у студентов сессия», – заявила «НИ» арт-директор ночного клуба Ника Морозова.

Рай для пирата

Артисты признают, что провели нынешней зимой гораздо меньше корпоративов, чем годом ранее. Особенно пострадали наиболее высокооплачиваемые из них. Продюсер Витаса Сергей Пудовкин сообщил «НИ», что если год назад у его подопечного было около 30 выступлений на корпоративах, то нынешней зимой – только одно. По словам продюсера Станислава Христова, сейчас наиболее востребованы «наименее затратные» артисты – «в ценовой категории от трех до пяти тысяч долларов». Певица Диана Гурцкая сказала «НИ», что сейчас вынуждена выступать главным образом на благотворительных концертах. А лидер группы «Ногу свело» Максим Покровский, по словам его пресс-секретаря, вообще взялся за написание книги о своем коллективе.

Фото: AP. CHERYL GERBEV
shadow Заработки артистов снижаются в том числе и из-за того, что граждане находят все больше способов побывать на их выступлениях бесплатно. Студент Юрий Горячев рассказал «НИ», что подрабатывает фотографом и поэтому проходит на концерты по записи либо за символические 50 рублей. «Мне моя работа позволяет экономить на развлечениях», – хвастается студент Горячев. Однако экономят не только студенты. «Я хожу на концерты по приглашению своих друзей бесплатно», – сообщил «НИ» телеведущий Дмитрий Широков. А попавшая в декабре под сокращение москвичка Екатерина Иванова говорит «НИ», что «стала избирательнее в плане развлечений» и ходит, главным образом, на бесплатные постановки, в которых играют студенты театральных вузов.

Желающие сэкономить на посещении кинотеатров покупают билеты на утренние сеансы. «Такие билеты стоят не дороже 100 рублей», – уверяет «НИ» москвич Иван Агапцев. Некоторые предпочитают смотреть новые фильмы на пиратских компакт-дисках. Экономист Никита Кричевский рассказывает «НИ», что на днях пошел в кинотеатр «Октябрь». Но когда обнаружил, что билеты на вечерний сеанс стоят по 400 рублей, то «не сильно расстроился и купил диск с тем же фильмом за 100 рублей». «Мы пока не заметили снижения интереса к кино», – возражает «НИ» председатель совета директоров одной из кинопрокатных компаний Леонид Огородников. По его словам, на январские показатели повлиял выход в прокат нескольких рейтинговых картин: «Обитаемый остров», «Любовь-морковь-2» и «Стиляги». Однако в феврале г-н Огородников ожидает спада посещений кинотеатров, так как «у населения уменьшатся финансовые возможности».

Сам себе музыкант

Посещение увеселительных заведений и раньше было весьма дорогим удовольствием. Обход столичных ночных клубов показал, что в заведениях «высшего уровня» пол-литровая бутылка воды стоит 100–200 рублей, а цены на алкогольные коктейли начинаются от 600–800 рублей. То есть за один вечер в таком клубе можно оставить 3–5 тыс. рублей. Вечеринка в клубе среднего уровня обойдется в 1–2 тыс. рублей на человека, в самых дешевых заведениях можно уложиться в 500 рублей, купив на них кружку пива, салат или порцию блинов и чашку кофе. Примерно такая же градация цен в ресторанах, кроме заведений класса «люкс». В них ужин может обойтись в несколько десятков тысяч рублей. Но туда обычные граждане не ходят.

В одном из клубов при входе стояла не вполне трезвая официантка. «Приходите, приходите к нам, пожалуйста. У нас тут хорошо очень», – девушка распростерла руки, как будто хотела обнять репортера «НИ». Внутри оказались пустые столики, за любой из которых официантка предлагала присесть. Заказа пришлось ждать довольно долго. Размер счета также неприятно удивил – около 4 тыс. рублей...

«Вскоре разорятся те заведения, которые предоставляют некачественные услуги», – говорит экономист Михаил Делягин. По его словам, крах также грозит клубам среднего уровня, так как их клиенты будут перетекать в более дешевые. «Первыми перестанут посещать ночные заведения люди среднего звена – офисные работники, которые считают каждую копейку», – поясняет «НИ» психолог Екатерина Собчик.

Элитные заведения находятся в лучшем положении. По словам г-жи Собчик, их посетители – «золотая молодежь» и деятели шоу-бизнеса – «будут держаться до последнего». «Это люди, которые привыкли всегда быть на виду», – считает наша собеседница. Относительно благополучное будущее и у малобюджетных заведений, изначально рассчитанных на студентов. В одном из московских рок-клубов «НИ» четко дали понять, что кризис их не затронул: «Кто любил рок, тот продолжает ходить на концерты».

Экономия зависит от социального статуса человека, говорит экономист Никита Кричевский. По его словам, богачи прекращают содержать любовниц или проигрывать крупные суммы в казино, представители среднего класса отказываются от ужинов в ресторанах и тренировок в фитнес-клубах. Самые бедные и вовсе «минимизируют свои развлечения», предпочитая те формы отдыха, которые бесплатны или почти бесплатны.

А тем временем нынешней – кризисной – зимой в столице вошло в моду проводить выходные на катках. Час катания обычно обходится в 150 рублей, детей до восьми лет пускают бесплатно. «Мы пытаемся делать интересной развлекательную программу, для любителей петь на льду у нас даже работает бесплатное караоке», – рассказала «НИ» менеджер одного из катков Ольга Орлова. Впрочем, и она призналась, что количество корпоративных мероприятий на катке по сравнению с прошлым годом сократилось наполовину.



В АМЕРИКЕ ОТ КРИЗИСА ПОСТРАДАЛИ ТОЛЬКО КАЗИНО
Пару недель назад в чикагском театре TUTA Theatre состоялась премьера спектакля российского драматурга Олега Богаева «Марьино поле». Зал был полон. Показ будет длиться месяц. «Аншлаг у нас даже в будние дни», – заявил «НИ» худрук театра Зельжко Джукис. – Билеты в основном раскупаются заранее». Такой успех характерен для всех драматических театров Чикаго. Оперный театр уже сейчас активно торгует билетами предстоящего летнего сезона. А в минувшую субботу началась продажа билетов на концерт джазового оркестра с участием известных пианистов Элтона Джона и Билли Джоела, который состоится на чикагском стадионе Wrigley Field в июле. Цена билетов – от 55 до 175 долларов.
Рестораны и ночные клубы тоже пока не бедствуют. Чтобы провести субботний или воскресный вечер в таких ресторанах, как John Hancock, расположенный на 95-м этаже небоскреба, места надо резервировать минимум за неделю. Средняя стоимость ужина на двоих там колеблется от 175 до 200 долларов. По данным экономистов, в барах, ресторанах и ночных клубах продажа алкоголя выросла в прошлом году на 4,7%. «Финансовый кризис не произвел эффекта на винную индустрию», – подтверждает эксперт университета штата Северной Каролины Христофор Рэм.
Несмотря на то, что стоимость билетов в этом году возросла в среднем на 10–15%, посещаемость футбольных, баскетбольных, бейсбольных и хоккейных соревнований в сравнении с докризисным периодом не изменилась. А вот на гольф, автомобильные гонки, лошадиные скачки и бокс люди стали ходить реже. «Причина – рост стоимости билетов», – пояснил «НИ» болельщик автогонок Билл Брикс. Единственный вид развлечений, который переживал любые финансовые трудности, а сегодня буквально «отправлен в нокаут», – игорный бизнес. Первым обанкротилось находящееся в 50 километрах от Лас-Вегаса казино Oasis.
Борис ВИНОКУР, Чикаго
В БЕЛЬГИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ АНШЛАГИ В КИНОТЕАТРАХ
Кризис может убить любимое развлечение бельгийской молодежи – музыкальные фестивали под открытым небом. Впрочем, пока эти опасения основаны только на прогнозах. Ведь фестивали, собирающие тысячи фанатов не только из Бельгии, но и из Франции, Голландии, Люксембурга и Германии, проходят в теплое время года. Сотрудники бельгийского телеканала VRT сделали вывод о печальной судьбе этих мероприятий потому, что их спонсируют бельгийские банки. А у них самих настали трудные времена и появились другие приоритеты. Вообще, все пессимистичные прогнозы относительно индустрии досуга основаны на том, что, когда человеку нечего есть и не во что одеться, он откажется, прежде всего, от развлечений.
Но человеческая натура сложнее. Зимние отпуска показали, что если европейцы под напором безденежья и утраты веры в завтрашний день в чем-то себя и ограничили, то вовсе не в удовольствиях. По данным, полученным «НИ» в Совете Европы в Страсбурге, кино пока не пострадало. Напротив, в странах Европы посещение кинотеатров выросло: в 2008 году было продано 920 млн. билетов (прирост составил 0,3% по сравнению с предыдущим годом). Тут, правда, надо учитывать то, что кризис только начал развиваться в октябре. Брюссельский «Кинеполис» с двумя десятками залов, в которых «крутят» фильмы на любой вкус, не пустует, но киноманы все чаще задаются вопросом: зачем платить 6,5 евро за сеанс, если новый фильм через несколько месяцев появится на DVD, а при желании уже и сейчас можно найти его «паленую» копию в Интернете? Ответ кинопрокатчиков оптимистичен: поход в кино – часть социального общения, в котором человек, особенно молодой, нуждается не меньше, чем в пище. Они даже напоминают, что в Америке в 1929 году, во время Великой депрессии, посещаемость кинотеатров выросла. Люди старались убежать от реальной жизни в иллюзорную. В ХХI веке у их внуков и правнуков есть и другие варианты. Самый очевидный, по мнению группы исследователей-психологов из Свободного брюссельского университета, – это компьютерные игры.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель

Опубликовано в номере «НИ» от 13 февраля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: