Главная / Газета 12 Февраля 2009 г. 00:00 / Общество

«Россия – не дом терпимости!»

Пермский епископ объявил «крестовый поход» толерантности

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

В Пермской краевой библиотеке прошла конференция «Толерантность как основа для взаимодействия религиозных конфессий в решении социальных проблем». Ее организовал Межконфессиональный консультативный комитет (МКК) Пермского края. В обсуждении приняли участие депутаты, министры и ученые Прикамья и представители всех общин, за исключением РПЦ. Причину своего отсутствия епископ Пермский и Соликамский Иринарх объяснил в открытом письме, в котором призвал сограждан противиться любым попыткам «трансформировать нашу православную культуру по западным меркам». Говоря о намеченной на середину марта в Перми Всероссийской конференции «Библиотеки и толерантность в информационном обществе», владыка Иринарх восклицает: «Мы не можем позволить превратить нашу страну в дом псевдодуховности и терпимости!» Заявление епископа вызвало недоумение у членов МКК и организаторов Всероссийской конференции.

Епископ Иринарх (справа) призывает всех «поучиться великому терпению русского народа».<br>Фото: WWW. EPARHIA.PERMONLINE.RU
Епископ Иринарх (справа) призывает всех «поучиться великому терпению русского народа».
Фото: WWW. EPARHIA.PERMONLINE.RU
shadow
С 16 по 29 марта в Перми, в краевой библиотеке им. Горького, пройдет Всероссийская научно-практическая конференция «Библиотеки и толерантность в информационном обществе». Участвовать в ней приглашены представители всех религиозных конфессий края. Однако один из них уже сообщил о своем категорическом отказе.

Епископ Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин) выступил во вторник с пространным открытым письмом «ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администраций». Владыка призывает адресатов письма «не участвовать в этих конференциях по толерантности, а родительскую общественность в соответствии с российским законодательством – требовать запрещения уроков толерантности и других подобных им уроков». По мнению епископа Иринарха, «в качестве репетиции 10 февраля в той же государственной библиотеке прошла конференция «Толерантность как основа для взаимодействия религиозных конфессий в решении социальных проблем». «Так что же, – негодует епископ, – наше руководство хочет превратить учреждения культуры, включая библиотеки, в «центры терпимости», отрывающие нашу культуру от ее исторических корней?»

Заметим, что прошедшая, и предстоящая в марте конференции никак и ничем между собой не связаны, кроме, разве что, столь неугодного владыке Иринарху слова «толерантность». Ту конференцию, что прошла во вторник, провел краевой Межконфессиональный консультативный комитет (МКК). Вторую организует Институт толерантности при Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы. В беседе с «НИ» директор Института Екатерина Гениева сообщила: «Как раз сейчас я нахожусь в Кемерове, где проводится «круглый стол» по этим проблемам. Для меня заявление пермского епископа тем более неожиданно, что во всех наших мероприятиях неизменно участвовали представители РПЦ, начиная с митрополита, а ныне Патриарха Кирилла. Что же, слово «толератность» подразумевает и свободу каждого человека на выражение своего мнения. На чужой роток не накинешь платок. Смущает лишь то, что епископ выразил свое мнение в форме открытого письма, адресованного всем россиянам. А это все-таки предполагает возможность ответа».

Еще более удивлены члены МКК Пермского края. Пастор Евангелическо-лютеранской церкви Давид Рерих, который председательствовал на конференции, состоявшейся в день, когда епископ Иринарх разразился своим гневным письмом, отчего и не принял участия в дискуссии, заявил: «Мы регулярно обсуждаем серьезные вопросы хозяйственного характера. Например, состояние памятников архитектуры. Их много – синагога, например, или все католические храмы. Когда мы не можем самостоятельно эти вопросы решить, мы их выносим на заседание МКК, где советуемся друг с другом и куда приглашаем власть». А председатель иудейского религиозного общества Перми Ефим Бурштейн считает: «Мы понимаем под толерантностью сотрудничество, соработничество и готовность друг другу помогать. Владыка Иринарх постоянно критикует МКК и блокирует его решения. Он хочет быть в МКК главным, его не устраивает, что в голосовании на заседаниях мы все равны».

В своем письме пермский епископ, подвергнув скрупулезному анализу термин «толерантность», приходит к выводу: «Здесь очевидна лукавая подмена одного понятия – «терпимость» на другое – «готовность», которая обозначает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления все без исключения явления мира сего, который «во зле лежит»… Наш народ учить терпению не надо. Неплохо бы другим поучиться великому терпению русского народа и преклонить колени перед ним».

Впрочем, и владыка Иринарх в своем письме совершил одну «лукавую подмену». Тексту предпослан эпиграф, без указания автора: «Толерантность – это когда тебя выживают из твоего дома, а ты не сопротивляешься». Поиски в Интернете вывели «НИ» на некоего блоггера, именно так отозвавшегося о школьных «уроках толерантности». Только в первоисточнике сказано: «Выживают из твоего дома и убивают».

Слава Богу, заповедь «Не убий» никто еще не отменял.


Людмила УЛИЦКАЯ, писатель, руководитель книжного проекта для детей «Другой, другие, о других»:
– Письмо пермского епископа – это еще одно подтверждение того, что наше общество далеко от права называться толерантным. Это очень печально и говорит лишь о том, что надо еще больше концентрировать наши усилия и привлекать к этому внимание. Разговор о толерантности тем более важен, что, когда ее противники заходят на эту территорию, они тут же обнаруживают свое полное невежество. Я координатор детской книжной серии по культурной антропологии, хотя можно сказать, что она посвящена и проблеме толерантности. Вышло уже девять книг. И у нас были совершенно поразительные встречи с людьми. Например, в Ханты-Мансийске пришли директор школы и православный священник. Это был для них настоящий десант на враждебную территорию, и аргументация, с которой они выступали, выдавала их полнейшую невинность, бескультурье, просто непонимание того, о чем идет речь. Назвать аргументацией их реплики было сложно – это было дыханием злобы, ненависти и того самого настроения в обществе, из-за которого мы взялись за это дело. Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, – мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, – войны у себя дома. А те, кто этого не понимает, рано или поздно, станут жертвой своей собственной установки.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 февраля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: