Главная / Газета 22 Сентября 2008 г. 00:00 / Общество

Жизнь без сетки

Педагоги будут получать зарплату по новым правилам

АННА СЕМЕНОВА

С 1 декабря изменится система оплаты труда всех штатных преподавателей российских вузов. Об этом в конце прошлой недели заявил замминистра образования и науки Владимир Миклушевский. Теперь педагоги, помимо своего гарантированного оклада, получат ряд бонусов за хорошую работу и примерное поведение. Эксперты отнеслись к нововведению положительно, не забыв, впрочем, поинтересоваться, как исполнители будут решать ряд проблем. Например, кто будет контролировать объективность оценки труда педагога.

Теперь доходы преподавателя будут зависеть от того, насколько интересно он читает лекции.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Теперь доходы преподавателя будут зависеть от того, насколько интересно он читает лекции.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
С декабря все вузовские преподаватели в буквальном смысле получат по заслугам. Отменяется тарифная сетка, которая была кошмаром для многих работников образования долгие годы. Дело в том, что раньше педагоги одной категории получали одинаковые деньги, вне зависимости от квалификации и качества даваемых ими знаний. К тому же разрыв между категориями был столь мал, что профессор получал немногим больше рядового преподавателя.

Теперь оклад педагога будет складываться из двух частей: базовой, компенсационной и стимулирующей. Базовый оклад для работника образования будет максимальным для данной категории. В перспективе это 70% от того, что педагог может получать. Компенсационные выплаты – это надбавки за сверхурочные часы или за работу в условиях Севера. А стимулирующая часть будет назначаться ректором учебного заведения из увеличенного на 30% фонда заработной платы. Но эти деньги получат только «избранные», то есть педагоги, имеющие научные звания, степени. Будет учитываться и число подготовленных аспирантов, кандидатов и докторов наук, выступлений на конференциях и симпозиумах.

Эксперты отмечают, что эта реформа приведет к повышению качества образования. «Начнется битва за абитуриентов, ведь чем больше студентов, в том числе и платных, тем больше заработают преподаватели, – пояснила «НИ» сопредседатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. – Кроме того, стимуляция педагогов будет не только за счет государства, но и из внебюджетных средств. Так что зарплата доцентов разных вузов будет различаться. И разный уровень оплаты может привести к тому, что педагоги начнут переходить из вуза в вуз. Но это, на мой взгляд, просто здоровая конкуренция».

Впрочем, ряд экспертов считает, что реформа пока вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Начнем с того, что 30% бонус к окладу иначе как «мелочь, а приятно» не назовешь. Особенно если учитывать размер зарплат среди работников высшей школы. Минимальный базовый оклад вузовского преподавателя – 5 тыс. рублей, доцента – 8,7 тыс. рублей. Профессор получает 12,8 тыс. рублей, а декан – 21,8 тыс. рублей. «И это притом, что в вузах остро стоит проблема недофинансирования, – возмущается президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – По плану на образование выделяется неплохая сумма, но как доходит до дела, то выясняется, что денег этих в бюджете нет. Таким образом, московские и петербургские вузы недополучили в этом году порядка 25–30% средств. А в регионах и вовсе 50–60% бюджетных денег не доходят до вуза. Ректоры оказываются в, мягко говоря, затрудненном положении и начинают экономить на всем, в том числе и на зарплате».

Но больше всего нареканий у экспертов вызвала объективность новой системы оплаты труда. «Нововведение фактически означает зависимость размера зарплаты педагогов от субъективных факторов, то есть мнения руководства, – пояснил «НИ» Сергей Комков. – Нравишься ректору – получаешь дополнительные выплаты, есть какие-то расхождения во взглядах – сиди с базовым окладом. Начнутся интриги среди преподавательского состава: педагоги станут драться за аспирантов и публикации в не самых качественных журналах. Работники высшей школы станут брать как можно больше дополнительных часов, что приведет к снижению уровня образования. А молодых преподавателей будут просто выживать из коллектива, потому что чем меньше педагогов в вузе, тем больше каждый из них сможет получить».

Кроме того, г-н Комков считает, что сам подход аморален. «Сторонники нововведения считают, что реформа внесет элемент состязательности, конкуренции, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования. – Однако в педагогической среде ни о какой конкуренции и речи идти не должно. И платить надо не за число публикаций, а за методическую, семинарскую, научно-практическую работу со студентами. А то получается, что один педагог просто читает лекции, но у него несколько публикаций в малоизвестных журналах, другой преподаватель работает со студентами, и оба они получают одинаково».


ЧЕЛЯБИНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ ОТПРАВЯТ В ДЕТСАД
В новом учебном году в первый класс челябинских школ пошло на 2 тыс. детей меньше, чем в прошлом, и тенденция, по прогнозу специалистов, сохранится и в следующем. В то же время в детских садах Челябинска не хватает около 300 педагогов. В связи с тем что каждый год в городе открывают все новые дошкольные учреждения, ситуация станет еще тяжелее. Оригинальный способ решения проблемы нехватки кадров в дошкольных образовательных учреждениях нашли чиновники из горадминистрации. На должность педагогов в детских садах планируется пригласить учителей средних школ, оставшихся фактически без работы из-за демографической ямы. Такое решение начальник управления по делам образования Челябинска Александр Кузнецов аргументировал тем, что гораздо проще переквалифицировать школьного педагога для работы с маленькими детьми, чем «вырастить» воспитателя с нуля. В деньгах, как обещают инициаторы нововведения, педагоги не потеряют. «Надо понимать, что учитель в детском саду вовсе не то же самое, что воспитатель. Он не водит детей на обед и прогулки, просто готовит их к школе, – пояснила «НИ» сопредседатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. – Тем более что сейчас для России этот вопрос стоит очень остро. Планируется даже сделать два подготовительных класса перед школой, вроде двойной «нулевки».
Впрочем, как отмечают эксперты, слепо переводить учителей из школ в детские сады нельзя. «Из-за демографической ямы у нас мало школьников 5–11 классов, в то время как первые классы хорошо наполняются, – рассказала «НИ» Валентина Иванова. – И соответственно, учителей младших классов в детские сады перенаправить нельзя: просто нет свободных рук. А учитель физики вряд ли будет возиться с дошколятами. Так что все это надо еще хорошенько обдумать».

Опубликовано в номере «НИ» от 22 сентября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: