Главная / Газета 14 Июля 2008 г. 00:00 / Общество

Палка о двух колесах

Велопрогулки в России стали смертельно опасными

АННА СЕМЕНОВА, МАРТА САИТОВА

В конце минувшей недели разгорелся конфликт между велосипедистами и администрацией Воробьевых гор. Спортсмены оборудовали уникальную трассу для езды на горных велосипедах в не менее уникальном заповеднике. В результате любители экстрима вытоптали 10 га леса. На все упреки экологов спортсмены отвечают, что у них нет альтернативных участков для катания. Эта проблема актуальна для 3 млн. москвичей. Именно столько горожан-велосипедистов, по оценкам экспертов, постоянно уворачиваются от автомобилей, лавируют между пешеходами и отбиваются от собак. В столице нет ни отдельных велодорожек, ни охраняемых стоянок, ни специальных знаков, просящих автомобилистов быть внимательнее к двухколесным коллегам.

Поборникам здорового образа жизни приходится ездить прямо по оживленным шоссе.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Поборникам здорового образа жизни приходится ездить прямо по оживленным шоссе.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Идеальную для поездок на горных велосипедах трассу оборудовали спортсмены в природном заказнике «Воробьевы горы». Однако «покатушки», как выяснилось, наносят огромный ущерб экологии уникального заповедника. Велосипедисты вытоптали уже около 10 гектаров леса. «Нам просто некуда податься», – говорят они в свою защиту. Вот и приходится тайком пробираться в парки: особых условий для велосипедистов в Москве нет. «Главная проблема для российских велосипедистов – специальные дороги, а точнее, их отсутствие, – рассказала «НИ» участница форума на сайте Realbiker Анастасия Озерова. – На второе место я бы поставила отсутствие велостоянок. Сейчас безопасность велосипедистов зависит от них самих, от их бдительности. Защищать же свой маленький транспорт от чужих длинных рук очень сложно. Что говорить о сохранности велосипедов, когда автомобили с навороченными системами сигнализации угоняют без всяких препятствий средь бела дня?»

Тот факт, что велосипедистов можно назвать самым незащищенным участником дорожного движения может подтвердить немецкий путешественник Альберт Лахер. В конце июня в Калининском районе Санкт-Петербурга на него напали двое мужчин, и, угрожая ножом, отобрали рюкзак, фотоаппарат и велосипед, на котором он 7 недель колесил по Европе и России. Впрочем, администрация района, где велосипед пропал, решила не портить имидж города в глазах иностранца, и презентовала ему новое транспортное средство.

Трагический случай произошел на прошлой неделе в Черемховском районе Иркутской области. Велотурист Бронислав Гульковски приехал из Польши в Россию специально, чтобы увидеть Байкал. Когда он возвращался с отдыха на озере, его насмерть сбила машина. По словам местных жителей, автомобиль двигался на огромной скорости, а после аварии скрылся с места происшествия.

Соотечественники в такие неприятности попадают реже, прежде всего, потому, что привыкли быть всегда на чеку. «Велосипедист должен быть крайне аккуратен на дороге, – рассказал «НИ» председатель российской велокомиссии Дмитрий Боголюбов. –Следует «держать полосу», то есть быть полноценным участником движения, чтобы автомобилисты велосипед обгоняли, а не уступать им дорогу. Нельзя совсем уж притираться к обочине, водитель может вас просто не заметить и нечаянно зацепить автомобилем».

Кстати, ДТП с велосипедистами могут случаться и не по вине автомобилистов. «Собачники выгуливают питомцев без поводков и намордников – пускай песик порезвится, – пояснила «НИ» москвичка Татьяна Ищеева. – Одна такая собачонка год назад во время велопрогулки меня укусила за лодыжку, остался некрасивый шрам. Как-то вечером ехала мимо автозаправки, за мной погналась стая собак, уворачиваясь от них, я выехала на проезжую часть и чуть не попала под грузовик».

Впрочем, в аварию можно попасть, даже если едешь по тротуару. Пешеходы убеждены, что «двухколесный» легко может их объехать в любой момент, и нередко бросаются наперерез велосипеду. Чаще всего, по мнению экспертов, так себя ведут молодые мамы с колясками. «Живет такая мама, например, в Крылатском, и гуляет с грудным ребенком прямо по велотрассе, порой умудряется выскакивать во время велосоревнований, – говорит Боголюбов. – Мол, раз я живу в этом районе, имею право гулять, где захочу. А представьте, на какой скорости двигается велосипедист, какой у него тормозной путь. Если в человека врежется – это как бык на рога поднимет, ребра все переломает».

Проблему могла бы решить организация велосипедных дорожек. Которые, несмотря на громкие заявления чиновников, встречаются только в паре столичных парков. «Нас наши европейские коллеги постоянно упрекают в том, что система велодорожек, тянущаяся по Европе, обрывается в России. Мы говорили с главным архитектором Москвы, Александром Кузьминым, предлагали по всему городу сделать веломагистрали, чтобы человек мог, например, оставить свою машину на стоянке у Третьего транспортного кольца, достать из багажника велосипед и спокойно поехать в центр на работу, – рассказал «НИ» Дмитрий Боголюбов. – Однако он нам сказал, что максимум, чего можно ожидать – создание велодорожек в рекреационных зонах, иначе, мол, будет создаваться угроза безопасности дорожного движения».

В советское время был даже проект «велополитена», системы труб над трассами, где могли бы ездить велосипедисты. Однако проект посчитали утопичным. А создание велодорожек на трассах – нецелесообразным. Остается надеяться, что погубленная флора Воробьевых гор заставит столичные власти задуматься.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 июля 2008 г.


Актуально


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: