Главная / Газета 30 Июня 2008 г. 00:00 / Общество

О, спорт, ты – любовь

Почему россияне «заболели» страстью ко всему, что связано с государственной символикой

ДАРЬЯ ОКУНЕВА, НАТАЛЬЯ ЦОЙ

Все последние дни мы жили футболом. Не было окна, из которого вечерами не слышалось бы «Россия – чемпион!», не было машины, на которой бы не развевался триколор. Флаги, в обычные дни спокойно лежащие на прилавках магазинов, стали самым ходовым товаром. Цена триколора доходила до 4–5 тыс. рублей, но их все равно не хватало. Болельщики были вынуждены срывать флаги с административных зданий. Даже светские львицы, привыкшие чувствовать себя гражданками мира, щеголяли в платьях, будто перешитых из флагов… Сейчас, когда страсти немного улеглись, психологи пытаются понять, чем можно объяснить неожиданный всплеск футбольного патриотизма, – желанием непременно побеждать или глобальной ломкой психологии россиян.

В то, что мы массово полюбим балалайки, недавно верилось с трудом.<br>Фото: AP. SERGEY PONOMAREV
В то, что мы массово полюбим балалайки, недавно верилось с трудом.
Фото: AP. SERGEY PONOMAREV
shadow
Пожалуй, такой прибыли от продажи флагов предприниматели не получали никогда. По всей стране триколоры расхватывали как горячие пирожки. В Москве их продавали на каждом углу: на улицах, на светофорах, в палатках с пивом. За ценой болельщики, которыми в дни Евро-2008 стали практически все жители столицы, не стояли. Стоимость флага перед матчем Россия–Испания доходила до 4 тыс. рублей. Для сравнения: даже накануне Дня Победы, когда москвичи вышли на улицы смотреть на репетицию парада, цена флагов у уличных продавцов не поднималась выше 400 рублей. «За дни чемпионата мы просто с ног сбились, – рассказала одна из продавщиц на Тверском бульваре. – Постоянно приходилось подвозить еще. Вы не поверите, мы торговали флагами, как на аукционе: кто больше предложит – тот и забирает триколор».

В одной из столичных компаний–производителей флагов рассказали, что в мае их было продано 13,5 тыс., а за 24 дня в июне – 44 тыс. штук. Всплески приходились на дни матчей российской сборной, болельщики по привычке оставляли покупку символики на последний момент. А московская компания, имеющая лицензию на изготовление российских флагов, сообщила, что в июне уровень продаж бело-сине-красных полотнищ достиг рекордного уровня в 100 тыс. штук, при том что среднемесячный объем не превышает 20 тыс. Неплохо заработали производители транспарантов. Так, за огромный плакат «Россия – вперед!» заказчик заплатил более 400 тыс. рублей.

В регионах картина мало чем отличалась от московской. Так, перед полуфинальным матчем сборной России в магазинах Волгограда скупили абсолютно все российские флаги. Пик покупок пришелся на 21 июня – перед матчем Россия–Голландия.

Болельщики в Екатеринбурге, скупив все имеющиеся в городе флаги, бросились заказывать майки с российской символикой и номерами игроков. В копировальных центрах эта услуга обходилась им от 300 до 500 рублей. В Томске флаги стоимостью в 900 рублей продавали по 5–6 штук в руки. А в Оренбурге за крошечный бумажный флажок его владельцу предлагали 500 рублей. Менее состоятельные фанаты готовы были идти даже на преступление. В ночь на 27 июня в городе Дзержинске Нижегородской области 18-летний футбольный фанат похитил два флага со стен государственных учреждений.

В Новосибирске дефицитом стали не только флаги, но и краска. Местные жители начали активно раскрашивать свои автомобили в сине-красно-белые цвета. Краска, правда, не для машин, а для лица, стала дефицитом и в Санкт-Петербурге. В детских магазинах города за синими, красными и белыми тюбиками стояли очереди. Кстати, разговоры в этой и других очередях были исключительно о футболе. Отказ выразить свое мнение о грядущем матче с испанцами расценивался как измена родине: «Ты что, не русский?»

К всеобщему патриотическому безумству подключились и власти. Так, в Магнитогорске, где на центральной площади в день игры с испанцами были установлены два огромных плазменных экрана, мэр распорядился раздавать фанатам российские флаги и пилотки с эмблемой ЕВРО-2008. А в Челябинске пять депутатов городской думы в день игры с Испанией прошли от здания мэрии к центру города, раздавая по пути футболки, флажки и бейсболки с российской символикой. Ажиотаж докатился до самого высокого уровня. На рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, разрешающий неофициальное использование российского флага прежде всего болельщиками на футбольных матчах, которые и без этого разрешения давно всем пользуются.

Удивил и вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин. Практически повторяя президента США Джона Кеннеди, объявившего в 60-х годах лунную программу национальной, он заявил о старте «федеральной программы» возрождения футбола. Министр сообщил, что правительство РФ решило выделить в 2009–2011 годах 4,5 миллиарда рублей на развитие этого вида спорта. Для болельщиков эти слова прозвучали как обещание сделать нашу сборную чемпионом Евро-2012.

Психологи теряются в догадках – как оценивать российское патриотическое чудо. Американские специалисты в интервью газете Christian Science Monitor дали такую оценку этому явлению: «С самого окончания «холодной войны» результату спортивного состязания не придавалось такого политического значения. Благодаря тому, что прежде слабая сборная России по футболу за последние две недели устроила серию триумфов в финальном турнире Евро-2008, настроение страны заметно поднялось. Победы сборной воспринимались как символ ошеломляющего возвращения России из национального небытия».

Похожим образом оценила ситуацию в начале прошлой недели и глава Института судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Дмитриева: «Население страны слишком долго чувствовало себя униженным и оскорбленным, а сейчас есть повод испытать гордость. Футбольные победы стали для россиян мотивацией на успех и созидание».

Впрочем, сразу после поражения нашей сборной от команды Испании стало ясно, что патриотический подъем – явление временное. «Сейчас у нас мало праздников, которые бы объединяли самых разных людей. А они нам так нужны. Футбольный ажиотаж – это реакция на органический, не календарный, не спущенный сверху повод для радости», – рассказал «НИ» психолог Дмитрий Синарев.

Между тем многие психологи убеждены, что вспышки футбольного патриотизма не самый лучший симптом. «Болеют за свою команду в каждой стране. Но мы превзошли всех. На время чемпионата мы забыли обо всем, кроме футбола, – пояснил «НИ» психолог Владислав Можайский. – Всплеск футбольного патриотизма, который мы пережили, связан с непростой обстановкой, социально-экономической нестабильностью. Любая победа, любое проявление нашего превосходства воспринимается как триумф, несказанная радость». Победы нашей сборной дают ощущение единения нации, дают невероятный выплеск эмоций, который позволяет забыть обо всем остальном. Но когда эйфория заканчивается, наступает опустошение. Таков вывод российских психологов.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

За плохое поведение

Всероссийское объединение болельщиков исключат из состава РФС

Болельщик, вывесивший свастику на трибуне стадиона, отделался семью сутками ареста


Премьер-лига продолжит глушить мат на стадионах


Такой футбол им не нужен

Болельщики «Спартака» подают в суд на РФС из-за решения проводить матчи без зрителей

Фаны «Спартака» пронесли файеры на матч Кубка в «интимных местах»


Фанаты жгут

Очередной скандал с участием болельщиков «Зенита» может привести к дисквалификации стадиона «Петровский»

Фанат «Зенита» отделался мелким штрафом за сожжение флага Чечни


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: