Главная / Газета 24 Июня 2008 г. 00:00 / Общество

Телефонный занавес

Компании выбивают долги из своих клиентов, угрожая сделать их невыездными

АННА СЕМЕНОВА

Новый способ заставить неплательщиков вернуть долги начали практиковать некоторые российские фирмы. Еще до судебных разбирательств они грозятся не выпустить за границу тех, чья задолженность не погашена. Такая тактика совершенно незаконна: решение, выпускать ли неплательщика за пределы страны, принимается только приставами и только после решения суда. Эксперты убеждены: корни неразберихи в плохой информированности россиян и в несовершенстве отечественного законодательства.

shadow
Марьям Бицоева уехала в Великобританию на учебу в конце ноября прошлого года. Телефон ее был заблокирован за день до вылета: брать его с собой было незачем, к тому же она не успевала внести абонентскую плату. В середине мая девушка вернулась в Москву. В почтовом ящике обнаружила конверт, пролежавший там несколько недель. Оказывается, оператор «Билайн» подал на нее в суд за неуплату. К слову, никаких «последних китайских предупреждений» от оператора в ящике не было. Но самым большим шоком для Марьям оказалась сумма долга, за это время выросшая до 29 тыс. рублей.

Девушка поехала разбираться в офис компании. «Когда я туда пришла, там первым делом поинтересовались, буду ли я сейчас платить, – рассказала «НИ» г-жа Бицоева. – Я не против заплатить задолженность, но пусть мне расскажут, каким образом появилась такая огромная сумма! Выяснилось, что вне зависимости от того, пользовалась я телефоном или нет, я обязана ежемесячно платить 5 тыс. рублей абонентской платы. Возможно, это было написано в контракте, но очень мелкими буквами, и я этого не увидела. Все бы ничего, но девушка в офисе компании заявила мне, что я сразу же обязана все оплатить, иначе не смогу выехать из страны. А я уже оплатила учебу и в конце недели должна улетать. Что мне оставалось – отдала последние деньги».

Такие способы «подстегнуть» должника абсолютно незаконны, убеждены эксперты. Решение об ограничении на выезд за пределы страны принимается только судебными приставами. «Пока суд не завершен, человек спокойно может поехать за границу. Если суд признает правоту истца, то ответчик может погасить задолженность, – пояснил «НИ» адвокат Владимир Юрасов. – Если же он отказывается, то уже тогда его могут не выпустить».

В компании-операторе убеждены, что произошла какая-то ошибка. «Абонент мог что-то перепутать, возможно, речь шла о подписке о невыезде, – пояснила «НИ» пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая. – Не исключено, что просто ошиблась сотрудница нашей компании. В любом случае незаконных способов добиваться от неплательщиков погашения долга мы не используем».

Пусть так. Но метод такого психологического давления давно взят на вооружение другими компаниями, например некоторыми из тех, кто занимается выбиванием долгов. Вот что написано в рекомендации для профессиональных сборщиков долгов: «Для эффективного применения мифических угроз важно обращать внимание на то, что говорит сам должник, какие у него имеются мифические представления. Например, если он считает, что всех должников не выпускают за границу РФ, то эту угрозу и нужно использовать». «Не пустить за границу обещают неплательщикам за услуги ЖКХ, похожая ситуация была и на Дальнем Востоке, где долги были за свет», – рассказал «НИ» пресс-секретарь Федеральной службы судебных приставов Игорь Комиссаров.

Специалисты убеждены: дело в низкой информированности россиян. Все слышали, что теперь могут не выпустить за границу, но никто толком не знает, кого именно и за какие прегрешения. «Человека обязаны предупредить о том, что он попал в список «невыездных», – рассказал «НИ» г-н Комиссаров. – Если вы не доверяете почте, можете подстраховаться, обратившись в ближайшее управление службы приставов. Впрочем, отказ в выезде за границу – крайняя мера. К ней прибегают только тогда, когда испробовали все способы воздействия на неплательщика».

Проблема еще и в том, что в России отсутствует законодательство, регламентирующее сбор долгов. «Обман должников, их преследование – обычное дело в России, – пояснил «НИ» глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – За рубежом должнику перестают звонить, если он против этого, с ним общаются только письменно. Если кредитор мешает жить навязчивыми звонками, на него можно подать в суд за моральный ущерб. У нас же спокойно могут звонить на работу руководству, давить на близких родственников, запугивать, шантажировать. Дикий рынок, одним словом».

Опубликовано в номере «НИ» от 24 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: