Главная / Газета 29 Января 2008 г. 00:00 / Общество

Китайский треугольник

Загадка исчезновения теплохода «Капитан Усков» пока остается не разгаданной

ДМИТРИЙ КЛИМОВ, Владивосток, ОКСАНА ПРОХОРОВА

Больше недели нет связи с теплоходом «Капитан Усков», вышедшим 15 января из Находки и направившимся в Гонконг. Вчера были прекращены активные поиски судна и 17 членов экипажа. Одновременно из МИД Китая пришло сенсационное сообщение: корабль найден. Увы, уже через три минуты российские и китайские дипломаты заявили, что сообщение было ошибочным. Поиски продолжаются, только теперь не с помощью самолетов, а с бортов проходящих в северной части Восточно-Китайского моря кораблей. Возможно, они обнаружат шлюпку, спасательный круг или иные приметы крушения корабля. Только эти детали могут пролить свет на таинственное исчезновение корабля.

Корабль «Капитан Усков» был построен 26 лет назад в Японии. Сейчас он принадлежит компании Alazara Navigations S.A. и ходит под флагом Камбоджи. Несмотря на это, все 17 человек экипажа на корабле россияне. 15 января судно вышло из Находки с партией металла на борту и взяло курс на Гонконг. 24 января корабль должен был прибыть в порт назначения, однако там так и не появился. Последний раз судно выходило на связь 20 января, когда находилось в 212 милях восточнее китайского порта Шанхай.

Утром в четверг 24 января от оператора судна компании «Гермес», находящейся в Советской Гавани, поступило сообщение во Владивостокский морской спасательно-координационный центр о том, что капитан уже 4 (!) дня не выходит на связь. Поиски судна с российскими моряками начались немедленно. «В тот же день в район, из которого последний раз «Капитан Усков» вышел на связь, вылетел патрульный самолет Управления безопасности на море Японии. Были оповещены морские ведомства и спасательные службы Японии, Китая, Тайваня и Южной Кореи. Капитан российского теплохода «Трейдер» получил задание пройти по предполагаемому маршруту пропавшего судна, в том числе через точку последнего принятого сообщения от него. Было сделано все, что возможно в этих условиях», – рассказал «НИ» капитан-координатор Владивостокского спасательно-координационного центра Валерий Клименко.

Увы, четыре дня активных поисков не дали результатов. Надежда, было, блеснула вчера утром, когда МИД Китая будто бы заявил, что корабль найден. Но посольство России в Пекине поспешило эту информацию опровергнуть, сославшись, на трудности перевода: мол, сообщение было понято неверно.

Чуть позже с опровержением выступил МИД Китая. Как рассказали «НИ» в пресс-службе Министерства транспорта, поиски с воды будут продолжаться по крайней мере до конца месяца. Официальной версии случившегося в министерстве не называют. Говорят, нужно подождать полного завершения поисковых работ. Между тем морские эксперты продолжают гадать, чем можно объяснить исчезновение теплохода.

Во Владивостоке рассматриваются сразу несколько версий. Одна из них крушение судна в результате метеоусловий. 20 января, когда теплоход в последний раз вышел на сеанс радиосвязи, на метеоусловия района оказывал влияние циклон. Предполагается, что высота волн могла достигать 4–6 метров. Для 26-летнего корабля они могли стать серьезным испытанием. «Находившийся на борту груз – 4,5 тыс. тонн металла в рулонах – мог сместиться во время шторма. Это, в свою очередь, могло повредить корпус или даже спровоцировать опрокидывание судна. В таком случае судно могло затонуть моментально. В том районе короткая, но крутая волна, и судно может сохранить плавучесть только благодаря опыту капитана», – считает президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.

Впрочем, отмечают в Минтрансе, если бы судно опрокинулось и затонуло, то на поверхности остались бы фрагменты палубы, шлюпки, спасательные круги и плоты. Или хотя бы пятно от разлившегося топлива. Ничего подобного за четыре дня поисков обнаружено не было. Не сработал и аварийный радиобуй, который автоматически включается на глубине 4 метра. Кроме того, по данным независимых экспертов, сильного шторма в этом районе не было. «Мне приходит в голову только версия о «гигантской волне», о существовании которой заговорили недавно ученые. Это волна огромной разрушительной силы, которая возникает при вполне обычных и ничем не угрожающих природных условий. От ее воздействия корабль мог перевернуться мгновенно, а радиобуй не сработал», – говорит морской эксперт Михаил Войтенко.

Вторая версия – захват судна пиратами не кажется абсурдной. Теплоходы и танкеры «Амурск», «Шкотово», «Уссурийск», «Петр Старостин», «Осип Пятницкий», «Горец», «Форестер-1», приписанные к Владивостоку и Находке, подвергались атакам пиратов за последние годы. Кстати, «Горца» пираты грабили трижды – отбирали судовую кассу и личные деньги экипажа.

В 1993 году в 150 милях от Китая, в том же районе, где пропал «Капитан Усков», пираты захватили теплоход «Валерий Волков». Он также шел из Находки с грузом металла. Несколько часов пираты догоняли корабль. О преследовании капитан успел сообщить в пароходство, за борт бросили радиобуй. Но помощи российские моряки не получили. Забросив «кошки», пираты поднялись на борт, остановили судно, осмотрели трюмы. Не заинтересовавшись грузом, покинули борт. Версия захвата объясняет отсутствие связи с кораблем. «Если судно захватывают пираты, они первым делом отключают радиосвязь и всю сигнальную аппаратуру», – считает Петр Осичанский. Однако, по мнению экспертов, именно район в Восточно-Китайском море, где пропало судно, китайские власти очистили от пиратов. Теперь флибустьеры чувствуют себя вольготно южнее на сотни миль, ближе к Индонезии и Филиппинам, где полно небольших островов с удобными бухтами. «Версия, что на судно напали пираты, не находит своего подтверждения в фактах, – рассказал морской эксперт «НИ» Михаил Войтенко. – Во-первых, на борту «Ускова» был не такой ценный груз – сталь в рулонах. Во-вторых, пираты не смогли бы похитить такой большой сухогруз беззвучно, учитывая, что на борту есть специальные потаенные кнопки SOS. И, наконец, где пираты могли спрятать корабль в открытом море?!»

Есть и те, кто опровергают обе версии. «Вероятно, что-то случилось со связью, и капитан не может выйти в эфир. Мы не давали оповещения о бедствии», – рассказали «НИ» в компании «Гермес» – операторе судна.

Эти рассуждения со слезами на глазах выслушивают родственники пропавших моряков, три из которых женщины. Для одной из них 22-летней Кати Захаровой это был первый в жизни рейс. Она родилась в Хабаровске и с детства мечтала о море. «Я ей говорила – если так хочешь, то сходи один раз и пойми, что нет там никакой романтики, только тяжелая работа», – говорит ее мама Нина Григорьевна. Эта женщина одна из тех, кто устал от молчания судовладельцев и властей и готов добиваться возобновления активных поисков собственными силами. «Почему не могут найти экипаж? Может быть, они сейчас стоят где-то и не могут дать сигнал бедствия, или их удерживают. Некоторые морские чиновники признают версию пиратского захвата. Но почему же тогда на подмогу не посылают военный флот. Пусть найдут и судно, и этих пиратов. Такое впечатление, что всем все равно. Неужели нашей стране жалко денег для поиска и спасения своих граждан?» – возмущается Нина Григорьевна.

Если во Владивостоке продолжают надеяться, то в Москве уже говорят о компенсациях. Родственники пропавших без вести смогут получить их только от владельцев судоходной компании. Российские власти по закону помогать не обязаны: экипаж плыл под Камбоджийским флагом. Впрочем, в Российском профессиональном союзе моряков обещают не оставить никого без помощи.

Между тем в дальневосточном бассейне исчезновение судов и экипажей давно перестало быть редкостью. В 1995 году Амурское пароходство в первом же рейсе потеряло теплоход Link Star. Судно пропало с грузом металла, не дойдя нескольких миль до Сингапура. В последней телеграмме капитан сообщил судовладельцу о том, что ждет указаний для уточнения места выгрузки. С тех пор ничего не известно о судьбе 23 членов экипажа. Их долго искали спасательные службы Сингапура, Малайзии, Китая, Республики Корея, Индонезии, службы безопасности Росморфлота, Международное морское бюро. Не нашли ни одной доски, ни одного буя или круга, всех моряков объявили без вести пропавшими.

За последние годы без вести пропали шхуны «Мария», «Удача-1», «Иван Касаткин» и южнокорейский корабль «Аронт-103». Последний вышел на промысел в Японское море в октябре 2003-го. Экипаж состоял из 13 человек – россиян, бирманцев и индонезийцев. Главные должности на судне занимали россияне: капитан Корольков, старший механик Жуковский, рефмеханик Сакаев и боцман Салагаев. Последний раз капитан выходил на связь 27 декабря 2003 года. Родственники считают, что экипаж захватили по подозрению в браконьерстве власти КНДР. К слову сказать, в Минтрансе эти случаи не комментируют. Отмечают лишь, что в каждом случае было сделано все возможное для поиска пропавших суден.

Редки, но все же известны истории со счастливым концом. В январе этого года на побережье Камчатки обнаружены 11 рыбаков, которые в октябре вышли на промысел, но из-за поломки двигателей причалили к берегу и три месяца зимовали на заброшенном военном объекте. Остается надеется, что экипаж «Капитана Ускова», как и эти рыбаки, родился в рубашке.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 января 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: