Главная / Москва / 16 Января 2008 г.

По кольцевой

Мошенники научились наживаться на уже использованных билетах метрополитена

АННА СЕМЕНОВА

В наступившем году московское метро планирует полностью перейти на бесконтактные проездные билеты. Руководство подземки поясняет: магнитные проездные слишком часто подделывают. А особо искусные мошенники даже научились давать вторую жизнь уже истекшим билетам. Однако, как показывает практика, бесконтактные проездные тоже можно использовать бесконечное количество раз.

Вечно спешащие москвичи легко становятся жертвами «подземных» аферистов.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Вечно спешащие москвичи легко становятся жертвами «подземных» аферистов.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
С 1 января пассажиры столичной подземки при входе на станции «Библиотека им. Ленина», «Нагорная» и «Китай-город» могли наблюдать следующую картину: уборщицы аккуратно выуживали из урн, стоящих возле турникетов, бесконтактные билеты «Ультралайт». Толстую стопку использованных карточек они уносили в кассы. «Многие сотрудники метрополитена тоже видели, как это происходит, – рассказала «НИ» председатель профсоюза работников Московского метрополитена Светлана Разина. – Но дальнейший путь карточек никто не отслеживал».

Озадаченные москвичи гадали, куда пойдут использованные билеты: неужели их будут продавать по второму разу! Ведь руководство метрополитена уверяет, что это невозможно. «Перекодировать билеты «Ультралайт» нельзя, – рассказал «НИ» начальник пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Головин. – В них встроен электронный чип, который блокирует вход в метро, если все поездки использованы. С магнитными карточками в этом плане проблем было намного больше».

Ключ к разгадке странного явления нашелся неожиданно. Пассажиры стали жаловаться в своих интернет-блогах, что кассирша на станции метро «Планерная» иногда не прокатывает билеты на одну поездку через кассу. У турникетов такой талон не срабатывал. Возмущенные москвичи обращались с вопросами к контролеру. Он без лишних разговоров пропускал пассажиров. Странный билет при этом он оставлял себе.

По словам очевидцев, такую картину можно наблюдать на многих станциях метро, в основном, на Кольцевой линии, где в толчее сложно разобрать, кто кого пропустил. А отстаивать очередь заново, чтобы разобраться с кассиром тет-а-тет, никто не хочет. «Введение бесконтактных билетов выглядело подозрительным с самого начала, – пояснил «НИ» адвокат Александр Симанчев. – В отличие от старых магнитных билетов, где было отпечатано, сколько поездок осталось, на новых талонах не написано ничего.

А это дает богатую почву для разного рода злоупотреблений». В метрополитене говорят, что за своими контролерами они пристально следят. «У контролеров автоматических пропускных пунктов есть своя смарт-карта работников метрополитена, – пояснил «НИ» Дмитрий Головин. – Существует специальная программа, которая отслеживает, пропустил ли кого-то работник внутрь метро или нет. Если факт пропуска постороннего выявляется, работников наказывают».

Впрочем, ради прибавки к зарплате можно и рискнуть своим служебным положением. «Если прикинуть по минимуму, то сотрудники столичной подземки от продажи уже использованных билетов получают порядка 7 млн. рублей в месяц, то есть это 0,1% – 0,2 % от общей выручки, – рассказал «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Сумма небольшая, если разделить это на количество станций и между кассиром, контролером и наблюдающим за видеокамерами. Именно поэтому руководство метрополитена закрывает глаза на такие нарушения».

По второму разу продавать использованные билеты могут не только кассиры, но и частные лица, которые особенно активизируются в часы пик и в первых числах месяца, когда очереди за билетами особенно длинные. По мнению экспертов, организация работы метрополитена фактически вынуждает горожан покупать билеты с рук. «Огромные очереди к билетным кассам, особенно первого числа каждого месяца, способны вывести из себя кого угодно, – рассказал «НИ» г-н Симанчев. – И вместо того, чтобы поставить дополнительные столики с кассовыми аппаратами, привлечь дополнительных кассиров, руководство метрополитена ахает на тему подделки билетов».

И ладно, если дело ограничивалось бы продажей билетов, бывших в употреблении. Ведь москвичу, по сути, все равно, к кому уйдут деньги, заплаченные за вход. Но в урнах хранятся не только картонные билеты: чистоплотные горожане выбрасывают туда пустые банки и бутылки, жвачку и остатки еды. И хорошо еще, если билеты перед повторной продажей протирают хотя бы тряпочкой…

Опубликовано в номере «НИ» от 16 января 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: