Главная / Газета 12 Сентября 2007 г. 00:00 / Общество

Архиепископ сделал свое дело

Ватикан меняет руководство российских католиков

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

Архиепископ-митрополит Тадеуш Кондрусевич после 16 лет пребывания в России переведен в Белоруссию, на Минско-Могилевскую кафедру. По данным итальянских СМИ, новым католическим епископом в Москве станет священник Паоло Пецци. Интрига этих кадровых перестановок в том, что Ватикан, с одной стороны, открывает новую страницу в отношениях с РПЦ, с другой – завоевывает новый плацдарм на Востоке.

Бенедикт XVI высоко оценил заслуги Тадеуша Кондрусевича (на фото справа).
Бенедикт XVI высоко оценил заслуги Тадеуша Кондрусевича (на фото справа).
shadow
Тадеуш Кондрусевич в России был, что называется, человеком на своем месте. Он возглавил Апостольскую администратуру в революционном 1991-м, не будучи при этом «засланным казачком». Родившийся в январе 1946-го в белорусской деревне Одельск, он поступил в Гродненский пединститут, откуда его изгнали со второго курса за посещения костела. Он предпринял новую попытку и поступил в политехнический институт в Ленинграде. Окончил его с красным дипломом. Работая потом инженером в одном из КБ Вильнюса, он одновременно учился в Каунасской духовной семинарии, а в затхлом 1981-м стал священником. Им он и остался бы, если бы не перестройка. В октябре 1989-го Иоанн Павел II рукоположил первого епископа –гражданина СССР.

На плечи Кондрусевича легла задача возвращения католической церкви в России права на легальное служение. Ему многое удалось сделать, но при этом он постоянно сталкивался с упреками в «прозелитизме», а после религиозных войн на Украине – и в «экспансии на канонической территории Московской патриархии».

«Мы – «церковь меньшинства», – с горечью говорил он в интервью «Новым Известиям» два года назад. – С тем, что мы являем собой меньшинство в численном измерении, мы готовы согласиться, но не в положении, которое занимаем относительно «традиционных конфессий». Нам постоянно напоминают о «канонической территории», забывая, что, хотя Русь приняла крещение византийского обряда в конце Х века, уже в ХII веке в ее теперешних границах было много католических храмов и монастырей. Нам решительно непонятно, почему нас продолжают считать «нетрадиционной конфессией». Это обидно и тяжело».

Теперь архиепископ Кондрусевич возвращается в Беларусь. Как сообщили источники, близкие к Бенедикту XVI, Папа тем самым «протягивает руку дружбы Патриарху Московскому и всея Руси и подчеркивает свое намерение открыть новую страницу в отношениях между двумя христианскими церквами».

Аналитики объясняют перевод Кондрусевича сразу несколькими причинами. Во-первых, миссию проводника политики Иоанна-Павла II, Папы-славянина, он в целом выполнил. А если справится с упрочением позиций католицизма в Минске, Ватикан обретет еще одного кардинала на Востоке. Во-вторых, «романтический период» возрождения религиозной жизни в России завершился, на смену романтикам пришли прагматики. Такие, как священник Паоло Пецци, – именно его, ректора Петербургской духовной семинарии «Мария – Царица апостолов», прочат в новые епископы. После объединения Московской патриархии с Зарубежной церковью встает вопрос о христианизации безбожного мира – сделать это можно лишь совместными усилиями. Фигура исполнительного чиновника в России для обеих сторон сегодня предпочтительнее харизматической личности с ореолом правозащитника, каким является Кондрусевич. Самое любопытное, что, по сведениям «НИ», новые назначения были предварительно согласованы с главенством РПЦ. Разговор об этом шел, по-видимому, на августовской встрече Алексия II с вице-деканом коллегии кардиналов, почетным президентом Папского совета Роже Эчегараем. Одним словом, большая политика...

Кстати, знаменательно, что 45-летний преемник Тадеуша Кондрусевича – итальянец из провинции Равенна, уроженец города Руссии, что в переводе означает «русские». А в помещении, где сегодня расположена семинария «Мария – Царица апостолов», до революции была семинария Минско-Могилевской архиепархии – той, куда переведен Кондрусевич. Так что причинно-следственные связи кадровых решений Ватикана можно рассматривать и в сугубо духовном аспекте.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 сентября 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: