Главная / Газета 17 Июля 2007 г. 00:00 / Общество

Докопаться до корней

Национальные республики России увлеклись сочинением мифов и легенд о собственной истории

АНДРЕЙ ЛЕОНОВ, МИХАИЛ БЕЛЫЙ, Ульяновск

Недавно ульяновские археологи сделали сенсационное открытие. По словам исследователей, они нашли неопровержимые доказательства того, что одному из областных поселков, Старой Майне, 1,7 тыс. лет. Мало того, отдельные энтузиасты с одобрения местных властей пытаются доказать, что и сам Ульяновск гораздо старше Казани, Москвы и даже Рима. Впрочем, в желании состарить и максимально прославить свою историю ульяновцы не одиноки.

Сегодня каждый по-своему пытается приобщиться к мировой истории.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Сегодня каждый по-своему пытается приобщиться к мировой истории.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
В отдельных регионах выходят десятки псевдонаучных работ, в которых на полном серьезе рассказывается о происхождении греков от татар, об изобретении колеса башкирами и постройке Трои чувашами. Профессиональные историки уже нашли для этого феномена специальный термин – «фольк-хистори». Между тем такие истины, по данным экспертов, уже преподаются в 80% региональных школ.

В советскую эпоху господствовала идея единства и интернационализма, поэтому исследования в области национальной истории братских народов далеко не всегда отражали истинное положение вещей. После развала СССР перед автономиями встал вопрос создания собственной историографии. С середины 90-х на прилавках книжных магазинов в регионах, а в последнее время и в школьных библиотеках стали появляться альтернативные учебники истории. Их авторы отменяли или подменяли события, апеллировали к выдуманным датам, изобретали несуществующих правителей и военачальников. В общем, как выразился советник президента Татарстана, кандидат исторических наук Искандер Измайлов, превращали историю в «игру в бисер».

Ах, вот как оно было!..

Кстати, именно татарские исследователи стали пионерами в области «фольк-хистори». Так, например, в книгах «Этот загадочный фестский диск» и «Родословная: историко-лингвистические исследования» Нурихана Фатаха утверждается, что древние египтяне и греки на самом деле были татарами. Слово «театр», по мнению автора, происходит от татарского «ти-э-тор» («продолжай смотреть»), греческий бог Аполлон – от «Аб-алла» («бог-прародитель»), а знаменитая гомеровская «Одиссея» – пересказ татарской сказки «Шурале». За свою работу, между прочим, автор получил Государственную премию Татарстана в области литературы.

Передовой татарский опыт переняли и в Башкортостане. Особо прославился на этой ниве писатель Салават Галлямов, на основе работ которого ведется преподавание в некоторые местных школах и вузах. На страницах «Основ Башкордской индогерманской философии» и в книге «Великий Хау Бен», автор утверждает, что от башкирского языка произошли все древние и современные европейские языки, начиная от греческого и латинского и заканчивая английским. «Как и почему исконно башкордские слова оказались в так называемой греческой мифологии?» – задается вопросом автор. И сам же отвечает: «Греки их просто своровали у башкордов». Даже слова «Россия» и «Украина» вышли из башкордского языка. По мнению писателя, первыми приручили лошадь также башкорды. Английский гольф – ничто иное, как башкирская игра сэкэн, которую англичане, видимо, также украли.

Чему учат в школе

«Попытка найти корни, свою историческую основу заслуживает полного одобрения, – рассказал «НИ» руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Действительно, локальное изучение родного края приносит множество неожиданных открытий, которые проясняют исторические процессы, протекающие на той или иной территории. К сожалению, благие начинания не всегда приводят к хорошему результату. Когда не все сходится, появляется желание что-то придумать. Чтобы представить свою историю в более выгодном свете, некоторые исследователи прибегают к натяжкам, скороспелым и ничем не подтвержденным выводам. В итоге строятся концепции, которые не просто вызывают сомнения у серьезных ученых, но являются полными небылицами».

По словам историка, ведущего научного сотрудника Государственного музея Востока Владимира Кореняко, мифотворчеством занимаются практически во всех этнических регионах России: в Якутии, Бурятии, Туве, Башкортостане, Татарстане, Северной Осетии, Алании, Адыгее.

Самое удивительное, что работы псевдоисториков моментально расходятся огромными тиражами, став дополнительным учебным материалом к спецкурсам по истории. «Такую литературу в основном рекомендуют детям и студентам в национальных школах и вузах, на занятиях по родному краю, – рассказал «НИ» Владимир Кореняко. – Объясняется это просто почти полным отсутствием учебников по истории родного края. В итоге приходится рекомендовать то, что есть». По данным президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, до 80% национальных школ приняли на ура сочинения псевдоисториков.

Америку открыли чуваши

Фантазируют на тему своего народа и в Чувашии. Краевед-любитель Геннадий Егоров в своем труде «Воскресенье шумеров» настаивает на том, что с 11-го до 3-го тысячелетия до н.э. на территории всей Месопотамии «жил только один народ – проточуваши. Г-н Егоров также заверяет, что проточуваши повлияли на развитие еврейского языка, создали всемирные религии, включая христианство, ввели передовые методы земледелия в Египте, Центральной Азии и северо-западном Китае и даже распространяли повсеместно технологию пивоварения. Кроме того, чувашам-шумерам также принадлежит изобретение бронзового литья, письменности и государственности. Мало того, представители именно этой народности первыми открыли Америку и принесли местным племенам культуру. Труд Геннадия Егорова разошелся тиражом в 10 тыс. экземпляров. Несмотря на критику местных ученых, председатели ряда союзов писателей обратились к президенту Чувашии с просьбой поддержать новую теорию происхождения народа.

Россия – родина слонов

Мифотворцы встречаются и в Москве. Одним из них можно назвать профессора кафедры культурологии и менеджмента в Государственном университете управления Валерия Чудинова. Его книга «Священные камни и языческие храмы древних славян» проливает свет на историю славян, чья культура оставила следы еще с эпохи неолита и распространялась от берегов Португалии до Зауралья. По мнению автора, славянская письменность существует несколько десятков тысяч лет. В эпоху каменного века, считает автор, от Аляски до Великобритании весь Север был русским. Мало того, русский был тем самым языком, на котором говорили до постройки Вавилонской башни. Г-н Чудинов также считает, что русские помогали Александру Македонскому и даже получили от него некую грамоту, которая, конечно же, где-то затерялась или была уничтожена.

«Это вреднее наркотиков!»

Эксперты выделяют пять причин возникновения фольк-хистори. Во-первых, бурный подъем национального самосознания, на волне которого стали писаться и издаваться многие такие книги. Во-вторых, необходимость самоидентификации «малых народов», которых когда-то завоевала Россия. В-третьих, возникновение этнократических режимов и связанный с этим политический заказ на историю. В-четвертых, непрофессионализм исследователей-самоучек. И, наконец, отсутствие контроля со стороны ученого сообщества над авторами, желающими написать что-нибудь «на тему истории». «Сегодня модно стало издавать любую чепуху – главным остается только вопрос денег», – пояснил «НИ» Владимир Кореняко.

Между тем альтернативная история, по мнению экспертов, таит в себе достаточно серьезную угрозу. «Прежде всего, такие «научные» труды опасны пропагандой национализма, – пояснил «НИ» доцент исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин. – Возвеличивание какого-то одного народа в многонациональной стране всегда чревато конфликтами и рознью. Вдобавок читателю прививается неправильное восприятие истории. Рекомендовать к изучению фольк-хистори в школах и вузах это то же самое, что узаконить продажу наркотиков детям. Важно, чтобы чиновники и школьная администрация поняли, что это вредно. И вредно не только для общего развития человека, но и для политической и социальной ситуации в стране в целом».

Увы, на местах такие мифотворцы, как правило, находят поддержку в лице национальных общин и администрации. Федеральные чиновники только пожимают плечами: бороться с псевдоисторией у них нет полномочий. «В образовании играют роль три компонента: федеральный, региональный и муниципальный, – сообщили «НИ» в Министерстве образования и науки. – В рамках региона в вузах и школах действительно могут рекомендовать к изучению местные пособия и учебники. Разумеется, если родители или местные власти посчитают, что предоставляемая в книге информация ведет к разжиганию межнациональной розни, они могут обратиться в Рособрнадзор и даже в прокуратуру».

На деле активно противостоят мифотворцам только профессиональные историки. Впрочем, по их же собственным словам, они постоянно проигрывают. Прежде всего, по тиражам изданных книг. Для любого академического историка 2 тыс. экземпляров – предел мечтаний. «Какими бы интересными ни были академические книги по истории, они всегда будут проигрывать, поскольку они излагают факты, как они есть, – объяснила «НИ» главный редактор издательства «Форум» Светлана Сильванович. – После развала Союза необходимость пересматривать историю превратилось в своеобразную моду. В результате стремление удивить читателя, вызвать у него восклицание: «Ах, вот как оно было!» стало определяющим для многих авторов, пожелавших работать с историей».


ТУРКМЕНЫ ИЗОБРЕЛИ ТЕЛЕГУ, А УКРАИНЦЫ ДАЛИ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ШВЕДАМ

Новое прочтение истории не менее популярно и в бывших союзных республиках. Так, труд президента Туркменистана Сапармурата Ниязова «Рухнама» превратился для местных школ в учебник №1. «Мой дорогой читатель! Знаешь ли ты, что первую телегу на земле смастерили туркмены? Туркменское колесо не только изменило жизнь армии и государства, но и развернуло ход человеческой истории», – написано на страницах «Рухнамы». Кроме изобретения колеса, туркмены первыми научились плавить руду и изготавливать орудия из металла, «в считанные века основали десятки государств на Западе и Востоке, в Египте и Индии, других странах».
На выдумку горазды и украинские историки. В учебнике «Украинский язык для начинающих» пишут «Украинский язык – один из древнейших языков мира… Уже в начале нашего летоисчисления он был межплеменным языком». В своей статье «От Геродота до Фотия» Э. Гнаткевич рассказывает: «У нас есть основания считать, что Овидий писал стихи на древнем украинском языке».
Писатель Сергей Плачинда, приметив на флаге Швеции желтый и голубой цвета, пришел к мысли о генетической памяти. На страницах «Лiтературна Украњна» г-н Плачинда заявил, что расцветка шведского флага связана с личностью украинского вождя Одына. Последний пришел с берегов Днепра к шведам, которые «жили в большой дикости, выбрали его своим вождем, а после смерти канонизировали и сделали из него своего главного языческого бога». В другом своем труде «Словарь древнеукраинской мифологии» автор называет древний украинский язык санскритом и «праматерью всех индоевропейских «языков». Там же описывается, что «арии или ории – древнейшее название украинцев. Первые пахари мира. Приручили коня, изобрели колесо и плуг». То есть украинцы еще поспорят с туркменами о том, кто из них первым это самое колесо изобрел.


ЭТОТ ГОРОД САМЫЙ ДРЕВНИЙ НА ЗЕМЛЕ

Российские города продолжают активно спорить о том, кто же из них появился первым. Так, археолог Нульбий Ловпаче убежден, что столице Адыгеи Майкопу, которой недавно исполнилось 150 лет, на самом деле – 3,2 тыс. лет. Об этом якобы красноречиво свидетельствует некая плита, которую нашли еще в 60-е годы. Надпись на ней гласила, что на месте столицы республики стоял древний город Айн, построенный предками современных адыгов еще в эпоху Гомера. Хотя следов плиты с надписью так и не удалось найти, съезд черкесского народа обратился с просьбой к городским и республиканским властям изменить дату основания столицы.

До сих пор не утихают споры о праздновании тысячелетия Казани в 2005 году. По мнению многих ученых-исследователей город моложе как минимум на 200 лет. А его тысячелетний юбилей, который отпраздновали с такой помпой, – не более чем политический заказ, считают они. Поводом к увеличению возраста города послужила археологическая находка чешской монеты начала XI века в пределах территории столицы.

Столица Башкортостана Уфа считает себя одним из самых древних городов на земле. Свой первый день рождения она отпраздновала вовсе не в 1574 году, как принято считать, а 1,5 тыс. лет назад. Об этом любит говорить местный ученый-археолог Нияз Мажитов, который ссылается на древние раскопки в центре города.

Не так давно ульяновские археологи открыли, что одному из местных поселков, Старой Майне, ни много ни мало, а 1,7 тыс. лет. «Нами собраны неопровержимые доказательства того, что Старая Майна может считаться старейшим поселением», – рассказал «НИ» начальник археологической экспедиции из Ульяновского госуниверситета Александр Кожевин. Местные власти крайне заинтересовались открытием ученых, впрочем, неспроста. «Чиновники прекрасно отдают себе отчет в том, что под это открытие можно выбить из федерального бюджета колоссальные деньги. Всем до смерти хочется повторить по финансовым вливаниям 1000-летие Казани», – говорит ульяновский краевед Сергей Петров. Одновременно с этим в регионе вовсю идет обсуждение другой легенды. Отдельные энтузиасты пытаются доказать, что Ульяновск гораздо старше Казани, Москвы и даже Рима. При этом местные власти с удовольствием поддерживают эти предположения в надежде, что с помощью мифов удастся разжиться большими деньгами.


КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ЕВРОПЕЕЦ БЫЛ ТЮРКОМ

Примирить всех «фольк-историков» попытался географ Мурат Аджи. Его монографию «Европа, тюрки, Великая степь» открывает интригующее замечание: «Каждый второй европеец имеет тюркские корни!..» В другой своей книжке, «Полынь половецкого поля», г-н Аджи рассказывает, что именно тюрки научили скандинавов «обрабатывать землю плугами, выращивать крупных домашних животных, плавить железную руду». Помимо этого тюрки захватили с собой на Запад изобретенное ими колесо и облагородили невежественных германцев высокой культурой. Так, «Песнь о нибелунгах» на самом деле рассказывает о «нифлунгах» – тюркских богатырях, служивших дракону. По словам Аджи, государство тюрков настолько впечатляло своими масштабами, мощью и культурой, что «перед ним владения Римской империи казались жалкой, заброшенной провинцией, а Византия – захолустным уездом». В качестве доказательства автор приводит объяснение постройки Великой китайской стены. «Оказывается, ее строили в III веке до н.э. вовсе не для защиты от набегов «диких кочевников». Император приказал возвести стену, чтобы китайцы не переходили к тюркам. Тогда на Алтай убегали семьями, поскольку у тюрок жилось веселее».

Опубликовано в номере «НИ» от 17 июля 2007 г.


Смотрите также

Горожане Иркутстка починили дорожную яму матрасом


Инициатива дня

Ульяновское время, вперед!

«Нужен строгий контроль»

Забайкальцы призывают предотвратить потерю российских земель

В Уфе в преддверии саммита ШОС дома закрывают натяжками с изображениями фасадов


Дефолт местного значения

Многие российские регионы находятся в предбанкротном состоянии

Отрезанный ломоть

Парк Победы в Вологде сократили более чем в шесть раз

В Тверской области будет создана особая экономическая зона


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: