Главная / Газета 15 Мая 2007 г. 00:00 / Общество

Бремя знаний

Родители убеждены: школьная программа становится сложнее, а уровень знаний ниже

НИНА ВАЖДАЕВА

Более половины россиян считают, что учиться в школе сейчас труднее, чем во времена их детства. Таковы результаты социологического опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение». Однако экспертов больше беспокоят изменения интересов школьников. Среди любимых предметов на первое место вышла математика, тогда как раньше доминировали история и литература. По мнению специалистов, это свидетельствует о глобальном кризисе отечественного образования.

О перегруженности школьной программы учителя говорят уже давно, но с каждым годом нагрузка на детей становится все выше. Такого же мнения придерживаются и большинство участников соцопроса. 55% респондентов считают, что в российской школе учиться значительно сложнее, чем в советской. 21% из них связывают это с усложнением школьной программы, 13% – с чрезмерной учебной нагрузкой, а 4% – с появлением новых предметов; 5% обращают внимание на материальные трудности – коррупцию и социальное расслоение среди школьников.

Однако, несмотря на больший объем материала, уровень образованности современных школьников неумолимо надает. Так полагают более трети респондентов. Они отмечают, что современные выпускники знают значительно меньше, чем их ровесники 30 лет назад. По мнению экспертов, это утверждение спорно. С одной стороны, технический прогресс заставляет детей усваивать более широкий спектр информации. С другой – школьники испытывают сильные психологические перегрузки и плохо усваивают информацию.

«Любую, даже самую сложную школьную программу можно подать так, чтобы детям было интересно и они не уставали, – сообщил «НИ» директор НПО «Школа самоопределения» Александр Тубельский – Сейчас детям часто приходится выполнять различные тесты и тренинги. Но это негативно сказывается на процессе обучения. Значительно эффективнее было бы, например, давать на дом творческую работу – сочинить рассказ или придумать математическую задачку. Если задавать на дом наиболее интересные для каждого конкретного ребенка упражнения, то результат учебы станет заметно выше, а нагрузка на школьников снизится». Ситуация усугубляется тем, что у нас до сих пор нет образовательных стандартов, которые бы определяли, какие знания и навыки учитель должен требовать с ученика по итогам обучения. В результате педагоги сами на свой страх и риск формируют программы и учебные планы.

Экспертов беспокоят также серьезные изменения в интересах школьников. Еще 10 лет назад самыми любимыми предметами у детей были история и литература, на втором месте шли физика, химия и биология, и лишь затем следовала математика. Сейчас же она выходит на первое место. Математику больше всего любят 27% современных школьников, а историю и литературу – лишь 12–13%. «Это очень опасная тенденция и очень большой процентный разрыв, – рассказал «НИ» учитель истории одной из московских школ Вячеслав Ковельников. – Опасен не интерес к математике, а потеря интереса к тем предметам, которые направлены на нравственное воспитание и развитие абстрактного мышления. А это уже говорит о глобальном кризисе нашего образования. В преподавании гуманитарных дисциплин царит полный хаос, в результате чего они перестают быть интересными для детей. Но именно эти предметы отвечают за формирование личности. Если дети теряют к ним интерес, то школа перестает выполнять свою главную функцию – воспитания подрастающего поколения».

Опубликовано в номере «НИ» от 15 мая 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: