Главная / Газета 6 Апреля 2007 г. 00:00 / Общество

Мода на угодников

Силовики, чиновники и бизнесмены все чаще берут в покровители святых

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

Пасху, или Воскресение Христово, в этом году одновременно встречает весь крещеный мир. Столь же редкий пример единения православных со своими западными братьями по вере мог бы продемонстрировать и другой день на этой неделе, 4 апреля. Именно в эту среду миллионы пользователей Интернета в разных уголках планеты возносили молитвы святому Исидору – небесному покровителю Глобальной сети. И лишь российский сегмент Всемирной паутины чувствовал себя сиротливо. А все потому, что Московская Патриархия не считает нужным «назначить» попечителя отечественным пользователям Интернета: якобы в православии такой практики нет. Между тем в последнее время персональными святыми патронами по благословению отцов церкви обзавелись практически все силовые ведомства, прочие государственные службы и даже дельцы сомнительного бизнеса.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Христианство – религия монотеистическая. Выражаясь проще, все надежды возлагаются на Господа Иисуса. С особым чувством на Руси также почитается Богородица. Однако священники давно перестали удивляться просьбам прихожан подсказать, кому надо молиться в тех или иных обстоятельствах. Во многих храмах на видных местах вывешиваются списки «святой скорой помощи». При головной боли, скажем, помогает пророк Иоанн Предтеча, при зубной – священномученик Антипа, от грыжи – великомученик Артемий, от бесплодия – преподобный Ипатий, от запоя – мученик Вонифатий. Родителям двоечников спешат на помощь святые Косма и Дамиан, а если их усилия окажутся малоэффективными – преподобный Сергий Радонежский. Морякам и вообще всем путешественникам оказывает содействие святитель Николай, а совершающим квартирные сделки, – мученик Трифон.

Среди такого разнообразия трудно понять, какой святой – твой.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Современные богословы такое потребительское отношение к святым считают рудиментом язычества. Но поделать с этим ничего не могут.

Свой человек на небесах

В православных святцах десятки тысяч имен, и каждого святого можно использовать в целях отнюдь не возвышенных. Но само сознание, что у тебя на небесах есть свой человек, возвышает.

Видимо, этим и руководствуются наши корпоративные сообщества, с недавних пор взявшие за моду «приватизировать» святых. И Русская Православная Церковь идет им навстречу, поскольку заинтересована, в свою очередь, иметь своих людей во влиятельных структурах.

В 2000 году Алексий II благословил считать апостола Матфея небесным покровителем налоговой полиции. Выбор, очевидно, был продиктован тем, что Матфей, прежде чем написать одно из Евангелий, занимался сбором податей. Комментируя «новое назначение» святого, острословы тогда замечали, что, услышав проповедь Христа, Матфей бросил собранные налоги в пыль и налегке ушел за Иисусом, фактически совершив должностное преступление. Впрочем, это не только не смутило наших доблестных налоговых полицейских, но и придало смелости их менее расторопным коллегам в других властных структурах.

На сегодня собственными «святыми патронами» успели обзавестись чуть ли не все «силовики»: ФСБ (благоверный князь Александр Невский), Внутренние войска МВД (святой равноапостольный князь Владимир), Военно-морской флот (апостол Андрей Первозванный), Воздушно-десантные войска (пророк Илья), Сухопутные войска (великомученик Георгий Победоносец), Инженерные войска (святой благоверный князь Даниил Московский). Пограничную службу в России «курирует» преподобный Илья Муромец Киево-Печерский. Дальнюю авиацию ВВС – святой праведный воин Феодор Ушаков. Ракетные войска стратегического назначения – святая великомученица Варвара. Любопытно, что ее Московская Патриархия сделала ответственной по совместительству за все, что происходит в нашей горнодобывающей отрасли.

Принципы сотрудничества РПЦ с силовыми структурами и государственными службами основываются на том, что церковь обеспечивает людям в штатском и в погонах всяческую моральную поддержку и покровительство («быть при Церкви» сегодня едва ли не солиднее, чем раньше – при КПСС), а упомянутые люди взамен оказывают РПЦ спонсорскую помощь. Разумеется, из бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков. Но предосудительным это уже никому не кажется – евангелист Матфей с налоговиками заодно.

Услуга за услугу

Аппетит приходит во время еды. «Своих» святых сегодня получают все, кому не лень. Олимпийской сборной достался Георгий Победоносец. (Кто бы сомневался!) Международному фестивалю СМИ «Вера и Слово» на небесах оказывает поддержку пророк Иона. Покровительницей женщин-политиков стала святая равноапостольная княгиня Ольга. Священным Синодом было принято решение о присуждении I степени ордена в честь этой святой исключительно дамам, занимающим высшие должности на государственной службе. По инициативе председателя Российского детского фонда Альберта Лиханова РПЦ учредила орден царевича Димитрия. Согласно статуту ордена, им награждаются «лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты детей-инвалидов, сирот и беспризорников». Понятно, что первым в числе награжденных оказался сам г-н Лиханов.

Приватизация небесных заступников вовсю раскручивается на региональных уровнях и даже ниже. Так, в марте этого года архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) освятил в НИИ туберкулеза часовню во имя преподобного Агапита Печерского. Уж теперь-то бациллы сбегут из Сибири: ведь, как заявил владыка Тихон, «врачи и больные могут молиться великому угоднику Божиему, который является покровителем института». Архиепископ Тихон подчеркнул, что в тех лечебных заведениях, где нет часовен, больные часто впадают в уныние, атмосфера там тяжелая, тягостная. Вскоре планируется открыть часовню во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на территории НИИ патологии кровообращения имени Е.Н. Мешалкина...

Заметим, что в Католической Церкви практика «назначения» покровителей разных профессиональных групп распространена давно и широко. Традиция эта связана с почитанием «цеховых святых» в Европе. Но сегодня рассчитывать на помощь свыше могут не только творцы материальных благ. Так, в 2000 году Папа Римский объявил, что лорд-канцлер Генриха VIII сэр Томас Мор (тот самый «социалист-утопист») назначен святым покровителем политиков и государственных служащих. Бернадин Сиенский – святой патрон рекламистов и сотрудников пресс-служб. Историки церкви считают его первым настоящим пиарщиком, умевшим успокаивать толпы возмущенных горожан в Италии. Часто его выступления начинались под ругань и свист, а заканчивались поцелуями.

Молитва «стервятников»

В минувшую среду пользователи Интернета в католических странах отмечали свой церковно-профессиональный праздник – день памяти святого Исидора Севильского. Живший в VII веке Исидор вошел в историю не только из-за своей праведной жизни, но и благодаря тому, что составил первую в христианском мире энциклопедию всех областей знания. После сообщения об этом активисты российского сетевого сообщества обратились в Московскую Патриархию, чтобы святого Исидора, прославленного до разделения христианских церквей, признали покровителем Рунета. Вскоре секретарь ученого совета Московской духовной академии (МДА) протоиерей Павел Великанов предложил объявить покровителем российских сетевиков святителя Феофана Затворника, который провел много десятилетий в уединении, активно общаясь со множеством людей при помощи писем. В свою очередь, профессор МДА диакон Андрей Кураев выдвинул свою кандидатуру на этот пост – апостола Иоанна Богослова.

Но эти предложения не нашли в Патриархии сочувствия. Мало того, представитель Отдела внешних церковных связей священник Михаил Прокопенко заявил: «Практики централизованного официального назначения небесного покровителя той или иной отрасли в православии нет. Сначала складывается практика почитания святого у людей, и уже затем она может быть признана Церковью». Тем самым было дано понять, что назначение «святых патронов» – дело государственной важности, все решается на уровне первых лиц, и какую бы то ни было самодеятельность Патриархия не приветствует.

Это не помешало общероссийскому сообществу «рейдеров, гринмейлеров, инвестиционных консультантов, фондовых и уличных биржевиков и всех прочих грешных, вовлеченных в процессы слияний и поглощений», выбрать своим небесным покровителем преподобного Савву Вишерского. А затем по благословению своего духовника, некоего отца Александра, открыть в Интернете виртуальную часовню святого Саввы, где можно прочесть его житие и вознести молитвы о защите интересов «корпоративных стервятников».

РПЦ вправе возмутиться такой самодеятельностью. Но сам преподобный, судя по успехам «стервятников», ничего против их молитв не имеет. Видимо, потому, что жертвы рейдеров пока не обзавелись своим небесным защитником...

P.S. Что же касается интернетчиков, то наиболее продвинутые из них за неимением православного покровителя потихоньку продолжают молиться святому Исидору. Тем более что жил он задолго до разделения восточной и западной церквей. Но сегодняшняя конфессиональная разобщенность, увы, сказывается и в виртуале. Нынешний день святого Исидора омрачился выходом из строя популярной программы обмена сообщениями ICQ, и сотрудникам российских интернет-компаний, отчаявшимся найти причину сбоя, оставалось уповать только на Всевышнего.


Какого святого вы считаете своим покровителем?

Борис МОИСЕЕВ, певец:
– Наиболее симпатичен мне Николай Угодник. Это человек, который был странником. И сейчас этот святой – покровитель людей, которые в пути. Это напрямую касается и меня – я все время гастролирую.
Юрий АНТОНОВ, певец:
– Сейчас почему-то более популярны католические святые, например, святой Валентин, святой Патрик. На мой взгляд, они чужды православным людям. Я считаю своим покровителем Сергия Радонежского.
Наталья КРАЧКОВСКАЯ, актриса:
– Я считаю своим покровителем святого Николая Угодника. Я крестилась, когда была уже взрослой. Это было много лет назад. Тогда батюшка сказал мне, что мой святой – Николай Угодник. С тех пор я чувствую, что он очень помогает мне в жизни.
Георгий ДАНЕЛИЯ, кинорежиссер:
– Я мало чего знаю о святых, за исключением одного – Георгия Победоносца. Во-первых, он покровитель Грузии – моей родины. А во-вторых, я ношу его имя. Спрашивать, за что любишь, наивно: любовь очень загадочное чувство. Но я святому Георгию глубоко симпатизирую за то, что он убил страшного змея. Было бы печально, если бы случилось наоборот.

Опрос провела Светлана РОМАНОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 6 апреля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: