Главная / Газета 22 Января 2007 г. 00:00 / Общество

Без Энштейна обойдемся

Законопроект о Едином госэкзамене ставит крест на творчески одаренных детях

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

Хотя Единый государственный экзамен до сих пор считается педагогическим экспериментом, он проводится уже в 70% российских школ. В этом году ЕГЭ будут сдавать школьники в 83 из 86 субъектов Федерации. Госдума форсирует принятие закона о ЕГЭ с тем, чтобы он стал обязательным к 2009 году. При этом по-прежнему без ответов остаются вопросы об участии в ЕГЭшной уравниловке детей с незаурядными способностями в дисциплинах, предполагающих не зубрежку, а творчество.

Никто не отрицает, что ЕГЭ стрижет всех абитуриентов под одну гребенку.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Никто не отрицает, что ЕГЭ стрижет всех абитуриентов под одну гребенку.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Законопроект о введении Единого государственного экзамена прошел в пятницу в Госдуме второе чтение. При необходимых 226 голосах за него проголосовали 308 депутатов, против – 84. Воздержавшихся не было, но в зале заседаний Госдумы звучали весьма категоричные суждения. Так, первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Думы Олег Смолин заявил: «Единый госэкзамен в тестовой форме очень плох для детей с выдающимися творческими способностями. Я думаю, Пушкин ЕГЭ бы не сдал. Как известно, у него – нуль в математике. Эйнштейн, скорее всего, тоже». На эту гипотезу мгновенно отреагировал Владимир Жириновский, которому, по-видимому, заряд энергии придало ночное крещенское купание: «Закон рассчитан на обычных граждан. А гений прорвется всегда. Не надо вспоминать Пушкина и Эйнштейна. Лучше бы их вообще не было».

Последние слова не успели вызвать у депутатов негодования – председатель комитета по образованию и науке Николай Булаев успокоил защитников будущих гениев: «Что касается Пушкина, то в вузы творческой направленности, например, в Литературный институт, абсолютно точно поступление будет не по результатам ЕГЭ. Там будет свое испытание, в традиционной для поступающих форме, которая позволяет выявить наличие таланта. То же самое – и в спортивный вуз».

Какие вузы обретут статус творческих, решит правительство на основании представлений ректоров. Эксперты считают: это может вылиться в массовое лоббирование ректорами своих интересов. Кроме того, не факт, что будущий Пушкин подаст документы в Литинститут, а, скажем, не на геологоразведочный, как Андрей Битов, не на биофак, как Людмила Улицкая, или не на мехмат, как Владимир Маканин – классики современной литературы.

Критики законопроекта считают: он ставит в неравные условия «середнячков» и «вундеркиндов», обеспечивая первым явное преимущество. Льготы при поступлении в институт предоставят выпускникам школ с анкетными данными, не имеющими никакого отношения к образовательному процессу, в частности, детям инвалидов и тяжелораненых участников боевых действий и контртеррористических операций и юным спортсменам – призерам Олимпийских игр. Без вступительных экзаменов будут зачисляться победители всероссийских школьных олимпиад – но только на «профильные» факультеты. Для остальных правила ужесточаются. Скажем, если ты сдал ЕГЭ, но завалился на вступительных, через год будешь обязан сдать ЕГЭ по 13 предметам заново. Исключения делаются лишь для тех юношей, которые сразу после школы пошли служить в армию.

Число льготников несопоставимо с числом ребят, не способных физически и психологически выдержать ритм экзаменационного марафона. Творцы ЕГЭ заявляют: он доказал свою эффективность как «инструмент повышения доступности образования для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания». В прошлом году с учетом результатов ЕГЭ студентами стали 500 тыс. абитуриентов, из них – 35% иногородних и 25,5% – из сельской местности. Однако невооруженным глазом видно: ЕГЭ подменяет пытливость и творчество зубрежкой.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 января 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: