Главная / Газета 23 Ноября 2006 г. 00:00 / Общество

Берегись велосипеда

Хозяев двухколесных машин обяжут обзаводиться водительскими правами

АЛЕКСАНДР ПОЗДНЯКОВ

На днях ГИБДД Краснодарского края предложила обязать владельцев велосипедов получать водительские права. Таким образом стражи дорог намерены остановить резкий рост аварий с участием велосипедистов, который был зафиксирован на Кубани в 2006 году. Между тем эксперты называют эту инициативу «бредовой затеей, которая принесет пользу только нечистым на руку гаишникам».

Перед выездом на дорогу краснодарским велосипедистам придется проходить обязательный инструктаж.<br>Фото: AP
Перед выездом на дорогу краснодарским велосипедистам придется проходить обязательный инструктаж.
Фото: AP
shadow
За 11 месяцев 2006 года на дорогах Кубани с участием либо по вине велосипедистов произошло около 400 дорожно-транспортных происшествий. В них погибли 60 человек. «В большинстве этих ДТП виноваты именно водители велосипедов, – заявил вчера начальник отдела экзаменационной работы управления ГИБДД ГУВД Кубани Алексей Старовойтов. – Они ездят в нетрезвом состоянии, держатся за руль еле-еле одной рукой, передвигаются так, словно правил дорожного движения для них не существует!» Обеспокоенные гаишники решили покончить с проблемой и предложили местным депутатам принять закон, который обяжет велосипедистов проходить инструктаж и получать водительские удостоверения.

Впрочем, сами велосипедисты к идее гаишников отнеслись без должного пиетета. «Это бредовая затея. Старушке, которая пользуется велосипедом, чтобы перевезти куль картошки, или десятилетнему мальчишке водительские права ни к чему, – заявил «НИ» вице-президент Союза велосипедистов России Юрий Кучерявый. – Вместо того чтобы выдумывать бесполезные меры, надо лучше следить за выполнением уже существующих правил.

К примеру, в Америке, если вы выехали на велосипеде без каски, вас обязательно остановит полиция и оштрафует. Для нашей страны типична иная ситуация – едет пьяный велосипедист по обочине, а гаишнику все равно. Водительские права этого не изменят».

Представителей ГИБДД Кубани можно по праву именовать пионерами. Нигде в мире вы не найдете прецедента выдачи водительских прав велосипедистам. Даже в Китае, где велосипед считается основным средством передвижения, для этого не нашлось причин. Стражи российских дорог проявили поистине небывалую бдительность. Впрочем, эксперты, комментируя эту инициативу, склонны выражаться иначе. «Краснодарскому ГИБДД можно посоветовать не валять дурака, – прокомментировал «НИ» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Сначала мы введем права для владельцев велосипедов, потом самокатов и роликовых коньков, на которых, кстати, тоже гибнут. Продолжим правами для мам, которые перевозят детей в колясках. Ну, и, в конце концов, станем выдавать удостоверение пешеходам, ведь по их вине случаются десятки тысяч дорожных происшествий».

По мнению г-на Травина, с появлением прав для велосипедистов увеличится «кормушка» гаишников, только и всего. «Это бюрократическая уловка, пользуясь которой можно собирать взятки с участников дорожного движения. Если мы действительно хотим обезопасить дороги, то должны прибегнуть к проверенным способам. Так, во всем мире с велосипедными авариями борются созданием специальных дорожек для велосипедистов. В Европе и Америке они зарекомендовали себя прекрасно. Дорожки – это принципиально иное решение проблемы, нежели то, что предлагают в Краснодаре. Здесь государство заботится о велосипедистах, а не перекладывает с больной головы на здоровую», – считает эксперт.


ВЕЛОАВАРИИ НОЯБРЯ

20 ноября в городе Минусинске Красноярского края автомобиль «ВАЗ-2109» сбил пьяного велосипедиста, когда тот пытался перестроиться с левой обочины на правую. Пострадавший с травмами различной степени тяжести был доставлен в больницу.

10 ноября на 28-м километре федеральной автодороги Томск – Юрга в условиях плохой видимости «Газель» сбила попутно двигавшегося велосипедиста. От удара тот скончался на месте. По словам свидетелей, «парень ехал посередине дороги, при этом никаких особых опознавательных знаков типа яркого фонаря на его велосипеде не было».

9 ноября на 514-м километре автодороги «Россия», в черте города Любань Ленинградской области, тягач сбил велосипедиста, пересекавшего проезжую часть вне зоны пешеходного перехода. Пострадавший 28-летний мужчина в тяжелом состоянии был доставлен в больницу.

7 ноября в Краснодаре «Тойота» сбила 13-летнего велосипедиста, пересекавшего проезжую часть не на зебре. После столкновения машина врезалась в проезжавший по встречной полосе «Нисан». Подросток с травмами и ушибами был доставлен в больницу.

4 ноября на 16-м километре трассы Томск – Мельниково автомобиль «ВАЗ-2107» насмерть сбил 76-летнего велосипедиста. По словам водителя, «дедушка неожиданно решил пересечь дорогу справа налево».


В ЕВРОПЕ ЕЗДЯТ БЕЗ ПРАВ, ЗАТО ПО ПРАВИЛАМ

По статистике, на каждого взрослого скандинава приходится два велосипеда, причем это соотношение с каждым годом увеличивается в пользу «железного друга». Получать права на велосипед в Скандинавских странах не нужно, но правила дорожного движения – общие и специальные, для велосипедистов – должны знать все. Велосипедистам запрещено ездить по пешеходным дорожкам и скоростным шоссе, они имеют право пересекать дорогу, лишь если поблизости нет других транспортных средств, они должны показывать рукой поворот, иметь исправные тормоза и освещение на своих транспортных средствах, при езде хотя бы одна рука должна лежать на руле. Правил много, и за их соблюдением следит полиция.

Германия следует за Нидерландами и Данией в списке самых «велосипедных» государств Западной Европы. Специальных прав для любителей покрутить педали в ФРГ тоже не требуется. Но правила дорожного движения обязательны не для одних только автомобилистов. Ведь только в прошлом году из 5 тыс. погибших в ДТП на территории Германии 590 оказались на велосипедах. Важнейшее из правил – быть за рулем трезвым. В противном случае можно не только заплатить крупный штраф, но и лишиться... водительских прав на автомашину. В ФРГ это достаточно распространенная практика. Для велосипедиста также обязательным является проезд только по специальным дорожкам и маршрутам. Их, как в любом населенном пункте, так и по всей стране – в изобилии. Имеются даже специальные велосипедные атласы для выбора маршрутов как через всю Германию, так и Западную Европу.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм, Сергей ЗОЛОВКИН, Гамбург

Опубликовано в номере «НИ» от 23 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: