Главная / Газета 22 Ноября 2006 г. 00:00 / Общество

Негде встать

Российские города задыхаются от нехватки парковочных мест для автомобилей

АНДРЕЙ ЛЕОНОВ

На днях во Владивостоке прошел пикет сотрудников МЧС с требованием убрать незаконные автомобильные парковки. Пожарные и спасатели перекрыли подъезд к печально известному зданию Сбербанка, в котором в январе этого года при пожаре погибли 9 человек. Тогда спецтехника просто не могла подъехать к дому из-за огромного количества припаркованных машин. С помощью акции протеста пикетчики пытались обратить внимание водителей на то, где они оставляют свои автомобили. Независимые эксперты убеждены: недисциплинированность водителей тут ни при чем. Города России задыхаются от огромного количества машин, которые негде припарковать. При этом власти вместо того, чтобы обеспечить людей нормальными парковочными местами, предпочитают увозить автомобили на штрафстоянки. Результат таких репрессивных действий нулевой.

Узкие улицы Москвы не в состоянии «переварить» миллионы машин.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Узкие улицы Москвы не в состоянии «переварить» миллионы машин.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
В эпоху строительства социализма одной из популярных идей в нашей стране была идея пересадить всех частных автомобилистов на общественный транспорт. Под эту идею, видимо, и были заточены все архитектурные проекты городского строительства не только в Москве, но и по всей России. Хотя санитарные нормы любого цивилизованного города при строительстве жилого дома предусматривают наличие во дворе 700 мест под автостоянки на 1 тыс. жильцов, о их соблюдении россиянам остается только мечтать. Лишь единицы в Москве без проблем паркуют автомобили. Большинству приходится в прямом смысле этого слова добывать место для своей машины где-то в другой части города или отвоевывать его у двора или детской площадки.

«Чтобы добраться до своего гаража, мне приходится ехать около часа на метро, а потом еще минут 20 на автобусе, – посетовал «НИ» автолюбитель Олег Смирнов. – Бывает, что у меня просто не хватает времени на все эти поездки, и я оставляю машину у подъезда, еду на работу на метро».

Свою лепту в загромождение двориков машинами вносят и заезжие автомобилисты. «Дело в том, что в Москве недорогих стоянок просто не существует, – заявил «НИ» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – А в центре города совершенно не предусмотрены бесплатные или просто недорогие парковочные места. Между тем за постой на платной автостоянке владельцу машины придется выкладывать не менее 40 руб. в час. В результате приехавшему из области на работу автомобилисту, чтобы не разориться, выгоднее парковать машину где-нибудь во дворе или на тротуаре».

Острая нехватка парковочных мест в столице растет с каждым годом. Это признают и сотрудники автоинспекции, которые пытаются бороться с незаконно припаркованными автомобилями с помощью эвакуаторов и штрафных санкций. «Ни о каком улучшении говорить пока не приходится, – объяснил «НИ» сотрудник отдела пропаганды ГИБДД Москвы Игорь Колосков. – Прирост автомобилей в Москве 150–200 тыс. в год, а за прошлый год их уже зарегистрировано более 3 млн. Естественно, ставить их просто некуда. Люди бросают свои машины, где попало. Случается, что пока мы перемещаем с неположенного места один автомобиль, на его место сразу въезжает другой».

Единственный адекватный выход из ситуации – организация в каждом районе столицы муниципальных паркингов. Однако эту простую мысль московская администрация предпочитает не замечать. Дороговизна земли в столице, отмечают эксперты, приводит к тому, что муниципалитету гораздо выгоднее продавать или сдавать ее в аренду под застройку. «О каком улучшении ситуации в городе может идти речь, когда автомобилистов просто лишают стоянок и даже уже установленных гаражей! – объяснил «НИ» Виктор Травин. – В лучшем случае, что могут сделать городские власти для рядового автомобилиста, – построить очередную платную стоянку».

«Муниципалитет ведет планомерное вытеснение простых автолюбителей из города, – пояснил «НИ» Леонид Ольшанский. – В погоне за лишним рублем мэрия и префектура превращают стоянки в платные. Подавляющее большинство автомобилистов не может позволить себе платить бешеные деньги за парковку, в результате почти все идут на нарушения».

Все, что предлагают городские власти для решения парковочной проблемы, – это организация в городе перехват-стоянок. Они, по мысли чиновников, помогут значительно разгрузить город и решить вопрос с незаконным захватом мест автомобилистами во дворах и на тротуарах. В ближайшее время в городе появится 28 таких стоянок. Однако пока единственная в Москве перехватывающая парковка на 200 автомобилей расположена в начале Волгоградского проспекта, у входа в метро «Пролетарская». Функционирует уже три года. «Никто ею как перехватывающей не пользуется, – сказал «НИ» служащий парковки, расположенной напротив, Александр Черных. – Бывает, конечно, кто-нибудь напьется в соседнем ресторане и сворачивает туда машину оставить. Вот и все. В основном там ставят машины местные жители».

Независимые эксперты также смотрят на стоянки-перехватчики с большим скепсисом. По их словам, как абсурдно это ни звучит, но в Москве автовладельцу гораздо удобнее пользоваться штрафной стоянкой, чем платной парковкой. «Автовладелец может заехать на своей машине в центр города и бросить ее в неположенном месте, – пояснил Травин. – В итоге ее бесплатно увозят на штрафстоянку, где она бесплатно же простаивает целые сутки. После работы человек может просто заехать на штрафзону и забрать свою собственность». Шутка, конечно, забирать машину со штрафстоянки – та еще мука. Кто один раз через это прошел, век не забудет.

Между тем Москва – не единственный город, который страдает от нехватки парковочных мест и стоянок. Так, в Санкт-Петербурге на пять млн. жителей приходится уже более полутора миллионов автомобилей, передает корреспондент «НИ» Наталья Шергина. Это почти в пять раз превышает пропускную способность петербургских улиц. Ежедневно в исторический центр Северной столицы устремляются около 230 тыс. автомобилей, 20 тыс. из них паркуются, вдвое сужая проезжую часть проспектов. В спальных микрорайонах автомобилями забиты не только узкие дворы, в автостоянки и парковки превратилось большинство бульваров и тротуаров. Председатель комитета по транспорту Александр Дацюк предлагает устроить перед въездом в центральную часть города перехватывающие стоянки, чтобы владельцы автотранспорта, оставляя машины, пересаживались на автобусы и троллейбусы. Но далее разговоров дело пока не пошло.

По сведениям корреспондента «НИ» Сергей Анисимов, дорожная сеть Нижнего Новгорода способна вместить немногим более 50 тыс. автомобилей. Однако на сегодняшний день в областном центре зарегистрировано почти 400 тыс. авто – в восемь раз больше. По словам специалистов, сейчас около половины автотранспортных средств, имеющихся в городе, вообще не имеют «постоянного места жительства». Что само по себе является перманентной проблемой проблемы для дорожного движения в городе. Особенно это заметно в зимнее время, когда стоящие на обочине автомобили мешают уборке улиц. Однако решить проблему мешает различное видение ситуации областными и городскими властями. По мнению губернатора Валерия Шанцева, парковки возле торговых центров обязательно должны быть подземные. Дескать, так строят во всем мире. Однако, по мнению экологов, с которыми солидарны городские чиновники, подземных парковок в историческом центре вообще не должно быть, потому что грунтовые воды слишком близко подходят к поверхности земли. «Из-за этого в городе невозможно проводить подобное строительство», – сокрушается мэр Нижнего Вадим Булавинов.

В настоящее время в мэрии разрабатываются проекты строительства двух- и трехэтажных наземных парковок. В то же время строительство боксовых гаражей в Нижнем планируется вообще запретить. Однако, пока суть да дело, водители по-прежнему паркуются на обочине дорог и на тротуарах.

На центральных улицах Волгограда свободны для движения только две полосы – крайняя правая практически везде занята припаркованными автомобилями. Если машин больше, чем их могут вместить дороги, то остаются два варианта – либо увеличить число дорог, либо уменьшить количество машин. Однако ни то, ни другое для Волгограда пока неприемлемо. Поэтому, передает корреспондент «НИ» Станислав Анищенко, власти города решили упорядочить парковку автомобилей в центре и разработать правила движения маршрутных такси. «Администрация Волгограда издала распоряжение, в соответствии с которым крайняя правая полоса по проспекту Ленина, улиц Рабоче-Крестьянской и Рокоссовского предназначена только для движения транспорта общего пользования, – пояснил начальник отделения дорожного надзора ОГИБДД УВД Волгограда Валерий Кузнецов. – Там нанесена дорожная разметка, установлена дорожная полоса, на ней запрещаются остановка и стоянка, заезжать можно только для осуществления маневра поворота, и в тех местах, где позволяет разметка». На деле осуществить движение по одной полосе нереально: «Правый ряд везде забит припаркованными машинами, – сообщил «НИ» водитель маршрутного такси Павел Федунов. – Ехать по нему невозможно. Все равно приходится выезжать на вторую и третью полосы». В итоге в Волгограде ежедневно возникают крупные пробки, о которых никто и подумать не мог еще два-три года назад. В часы пик пройти центр города можно быстрее, чем проехать аналогичный путь на машине.

Проблема стоянок в центре Ульяновска возникла не сегодня, сообщает корреспондент «НИ» Михаил Белый. Последние несколько лет припарковать автомобиль на центральных улицах города практически невозможно. Дошло до того, что водители начали ставить машины не только в зоне действия запрещающих знаков, но и прямо на тротуарах. Серьезно осложняют ситуацию торговые и офисные центры, вырастающие сегодня в Ульяновске как
Отсутствие доступных стоянок в городе на руку только эвакуаторщикам.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow грибы после дождя. Зачастую посетителям и работникам офисов просто негде оставить свой автомобиль. Многие магазины также грешат нежеланием строить стоянки. Как пояснил собкору «НИ» директор одного из ульяновских супермаркетов, строить специальные площадки для транспорта – дорогое удовольствие, особенно в центре города, где земля на вес золота. Платных стоянок в центре Ульяновске попросту нет, разве что у легендарной гостиницы «Венец». Впрочем, и она, как правило, забита до отказа.

Краснодарские пробки в час пик давно уже стали привычным явлением. Старые, дореволюционные улочки, забитые потоками машин, не справляющиеся светофоры и, как следствие, аварии. 750-тысячный город, в котором, по официальным данным, зарегистрировано более 220 тыс. легковых автомобилей, не считая приезжих из районов, давно уже балансирует на грани фола, передает собкор «НИ» Сергей Перов. Но в последнее время весьма трудно проехать и в дневное время, улицы забиты припаркованными машинами, власти в качестве примера приводили, на их взгляд, удачную платную парковку в районе Вишняковского рынка, построенную совсем недавно. Первые ночные заморозки, кстати, показали полную непригодность въезда, автомобили бились, скользили. Слишком крутой оказался въезд. Наутро все окрестные улочки и дворы оказались забиты машинами, перекрывшими проезжую часть улиц.

По прогнозам министра транспорта Игоря Левитина, к 2025 году на одном километре городских дорог в России будет приходиться 92 автомобиля. Каким образом городские власти смогут обеспечить такое количество транспортных средств, экспертам совершенно не ясно.


ПРАВИЛА ПАРКОВКИ ЗА РУБЕЖОМ

В большинстве крупных городов мира практически невозможно бесплатно оставить машину даже на полчаса. В Европе деньги берут даже за остановку на 10 минут, и даже с водителей-инвалидов (правда, по льготной таксе). А в центре Женевы вообще нельзя оставить автомобиль более чем на полтора часа.

Во многих городах Германии, Швейцарии, в центре других европейских городов, например, в Амстердаме и Вене, чтобы парковать машину на проезжей части, автомобилисты вынуждены покупать у властей наклейки стоимостью от 50 до 150 евро в год. Если оплаченное место окажется занятым, «хозяин» притротуарного пространства может вызвать эвакуатор.

В Лондоне и Стокгольме проблему парковки решили, введя плату за въезд в центр города. В Лондоне это стоит 8 фунтов стерлингов в день (для жителей центра – 80 пенсов). Парковка контролируется телекамерами, считывающими номера машин. Оплатить можно с помощью препайд-карточек или SMS.

Центр Таллина для удобства уборки улиц поделен на две зоны. В одну из ночей, поочередно в каждой зоне, запрещено парковать машины. Это можно сделать либо на улицах соседней зоны, либо на платной стоянке. Часть центра вообще закрыта для движения.

В центре Парижа практически нет места для бесплатной парковки. На крупных улицах есть полосы для движения общественного транспорта. Не только парковаться, но и двигаться по этим полосам водителям запрещено под страхом штрафов.

Власти Нью-Йорка разрешают новое строительство только при условии организации парковки. Платных парковок в городе, особенно на Манхэттене, катастрофически не хватает. Остановка на полчаса гарантирует получение штрафной квитанции. Даже всемирно известные службы доставки – UPS, FedEx – вынуждены платить за остановки своих машин десятки млн. долларов в год.

В Варшаве наложенные штрафы за неправильную парковку заносятся в компьютерную базу данных. При повторном нарушении штраф увеличивается. Если же автомобилист не оплачивает штрафы или в третий раз попадается на неправильной парковке, то на машину устанавливается блокирующее колеса устройство. Его снимают только после оплаты всех штрафов.

Власти Минска намерены освободить центр города от бесплатных парковок. При этом большинство стоянок обслуживается городскими предприятиями, которые собирают с автолюбителей местный налог. По этой причине служащие платных парковок не оказывают автолюбителям никаких услуг, а, следовательно, не несут ответственности за сохранность машины.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: