Главная / Газета 15 Ноября 2006 г. 00:00 / Общество

Не оскудеет рука дающего

Психологи доказали: сострадание – основная причина социальной успешности

АЛЕКСАНДР ПОЗДНЯКОВ

Популярность и привлекательность детям в школе или в детсаде приносят не развитый интеллект или активность, а деятельное сострадание. К таким выводам пришли российские психологи по результатам экспериментов. Исследования показали, что популярные ребята всегда внимательны к деятельности сверстников. Любимчики всегда стремятся ободрить, поддержать, похвалить, в то время как непопулярные дети предпочитают осуждать и навязывать свою точку зрения.

Два месяца назад российские психологи вплотную занялись проблемой популярности тех или иных малышей среди сверстников. «Одни дети становятся привлекательными для ребят в группе, другие вызывают неприязнь, – рассказывала «НИ» автор исследования, заведующая лабораторией института Российской академии образования Елена Смирнова. – Чтобы ответить на вопрос, почему, мы сравнили интеллект, общительность, инициативность в игре и некоторые прочие характеристики популярных и непопулярных ребят».

Выяснилось, что в детском сообществе есть две крайние группы: замкнутых и совершенно пассивных, с одной стороны, и чрезмерно общительных, стремящихся к лидерству – с другой. Таких малышей отвергают. Популярные дети занимают промежуточную позицию по этим показателям. Однако средняя степень общительности и инициативности отмечается и у многих других детей, то есть сама по себе она не обеспечивает популярность ребенка. Отличительная особенность любимчиков, как выяснили психологи, лежит в совершенно неожиданной области – сострадании.

«Я» популярных детей не замкнуто в себе, а открыто для других и внутренне с ними связано. Именно это дает им возможность испытывать искреннее сочувствие и сорадование. Если другому ребенку удалось отличиться, любимцы публики способны поддержать его без зависти и злобы на то, что почет достался другому. Именно это и привлекает к ним сверстников, которые на интуитивном уровне чувствуют расположение к себе.

«Парадоксально, но факт, дети на подсознательном уровне используют распространенный в психологии текст на сорадование, то есть отношение к чужим успехам и неудачам. Понаблюдайте, как человек реагирует на происходящее с другими, это многое вам расскажет о его нравственном развитии. Неразвитый человек может испытывать раздражение, зависть, подозрение и даже злость, тогда как нормальными реакциями должны быть радость и сочувствие», – заявила Елена Смирнова

В свою очередь, как выяснили психологи, способность к состраданию закладывают в малышей их мамы и папы. «Дети, которые получали поддержку родителей и наставников, росли с ощущением своей ценности, постигают искусство сочувствия, – пояснила «НИ» детский нейропсихолог Татьяна Муха. – Они вырастают с установкой на помощь другим. Если ребенку не давали исправить свои ошибки, унижали, не поддерживали, то вероятность того, что он научится состраданию и сочувствию, минимальна. Человек, испытавший в детстве эмоциональное неблагополучие, ощущает, что ему недодали, и пытается восстановить чувство собственной ценности за счет других».

Опубликовано в номере «НИ» от 15 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: