Главная / Газета 28 Сентября 2006 г. 00:00 / Общество

Униженные и оскорбленные

Учительница, накричавшая на школьницу, должна будет заплатить ей 3 тыс. рублей

АННА СЕМЕНОВА

Мировой судья Амурской области приговорил учительницу физкультуры к крупному штрафу. Как стало известно вчера, педагог оскорбила ученицу, вдобавок отвесив ей пощечину. Эксперты отмечают, что из-за фактического отсутствия должной психологической подготовки учителей случаи их неадекватного поведения в последнее время превращаются в недобрую традицию. Правда, далеко не все доходят до суда. Ученики боятся доносить на всевластного учителя, да и доказать, что педагог оскорбил ребенка, а не пожурил его, не так и просто. Между тем психологи отмечают, что грубые высказывания учителя вполне могут навредить детской психике и даже превратить малыша в изгоя.

Отношение педагогов к ребенку серьезно влияет на детскую психику.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Отношение педагогов к ребенку серьезно влияет на детскую психику.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
На днях мировой судья по Мазановскому районному судебному участку вынес приговор Ольге Козловской, преподающей физическую культуру в Маргаритовской средней школе, по уголовной статье «оскорбление чести и достоинства». Осужденная должна будет заплатить штраф в размере 3 тыс. рублей. Инцидент произошел в здании школы. Во время урока учительница вызвала ученицу 10-го класса, с которой у нее давно был конфликт, из классной комнаты. Высказав свое мнение о девушке в форме нецензурной тирады, г-жа Козловская подкрепила свои слова парой пощечин. «Учитывая, что потерпевшая является несовершеннолетней и самостоятельно не может защищать свои права, прокурором Мазановского района было возбуждено уголовное дело за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Суд с нашими обвинениями согласился», – пояснили в прокуратуре Амурской области.

В московских школах такие случаи происходят реже, чем на периферии, но все-таки случаются. Правда, до суда практически никогда не доходит. «Наш учитель труда постоянно ругался матом. Называл нас сволочами, бездарями, – рассказал «НИ» ученик 9-го класса одной из столичных школ Евгений Малышев. – Мы терпели несколько месяцев. В общем, разрешилось все случайно. Директор случайно подслушал его тираду. Трудовика уволили».

«Проблема неподобающего поведения педагогов существует, – рассказал «НИ» директор школы №57 Сергей Менделевич. – Разные школы решают эту проблему по-разному. Например, мы стараемся брать учителя сразу только в самых крайних случаях. Всегда должно пройти какое-то время, чтобы дети и преподаватели присмотрелись друг к другу. Обычно это занимает примерно год. В свое время мне пришлось уволить военрука за клиническую идиотию. Этот подполковник был профессионально компетентен, но он выстраивал свои отношения со школьниками таким образом, что дальнейшее его пребывание в школе было просто невозможным».

Психологи уверены, причина грубости учителей по отношению к ученикам лежит на совести руководства самих школ. «Каждые два-три месяца учителя должны проходить психологические тесты, – поделилась с «НИ» детский психолог Ольга Моисеева. – Даже самый добрый, уравновешенный человек в определенные периоды своей жизни способен на неадекватные поступки. Затяжная депрессия вполне может спровоцировать учителя на агрессию в отношении учеников. На мой взгляд, учителя, длительное время находящегося в дурном расположении духа, необходимо на какое-то время отстранять от работы, отправлять в отпуск».

Иначе думают преподаватели педагогических вузов. По их мнению, все дело в разрушении советской системы подготовки учителей. «Преподаватели, занимающиеся подготовкой будущих школьных кадров, практически перестали обращаться к психологии, основам педагогики, – пояснила «НИ» доцент кафедры педагогики Московского педагогического университета им. Ленина Наталья Модестова. – Учебные планы были пересмотрены не в пользу этих предметов. Часы учебной практики по ним были серьезно урезаны. В результате новоиспеченные учителя просто не знают, как вести себя со школьниками. Возникают конфликты из-за того, что педагог не умеет донести свой предмет, а ученик не может понять новый материал. В стрессовой ситуации горе-преподаватели прибегают к самому простому и при этом самому варварскому выходу из положения –брани, оскорблениям».

Между тем психологический шок, который ребенок испытывает при оскорблении, может серьезно повлиять на его дальнейшую жизнь, убеждены психологи. «Малыш, подвергшийся оскорблениям со стороны учителей, испытывает чувство стыда, униженности, бессилия, – рассказала «НИ» детский психолог Оксана Старостина. – Это может сказаться на его дальнейшей жизни. Несомненно, это окажет сильное влияние на самооценку ребенка, восприятие внешнего мира и на развитие его коммуникативных навыков».

Иногда преподаватель изначально настроен на негативное восприятие ребенка, и тогда любое невинное замечание, безобидная насмешка может вывести его из себя. Если учитель дает своим негативным чувствам волю, психологический ущерб наносится не только тому ребенку, на которого направлена агрессия, но и его одноклассникам, которые присутствуют при этом. Тут есть два варианта развития событий. В случае, когда ученик считается аутсайдером, для его одноклассников дается «зеленый свет». Учитель как бы официально, личным примером, разрешает дальнейшие нападки ровесников, поэтому положение ребенка в школе становится все более тяжелым. Второй вариант – если ребенок ничем не отличается от других, пользуется каким-то авторитетом. Тогда дети сами испытывают стресс, они просто не понимают, что вдруг нашло на учителя, с чего он так «взъелся» на их друга, и начинают паниковать, думая, что в любой момент их могут оскорбить или побить.

Впрочем, такие поступки не должны оставаться без внимания, тем более что успешный процесс возмездия зафиксирован неоднократно. Недавний случай, когда дети просто сообщили своим родителям, что их обидела учительница, заставил привлечь ее к ответственности и заплатить 12 тыс. рублей штрафа. Выяснилось, что педагог назвала класс «детьми пьяной ночи».

Ситуация в Амурской области может быть классифицирована по двум статьям Уголовного кодекса, считают юристы. Это «ненадлежащее исполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего», что карается штрафом и последующей дисквалификацией, и «оскорбление», за что взимается простой денежный штраф, без смещения учителя с должности. «Такие случаи происходят каждую неделю. Основная их сложность состоит в том, чтобы доказать, что оскорбление было совершено, – рассказала «НИ» адвокат Оксана Туманова. – Если имели место побои – тогда все просто. Медицинское освидетельствование серьезно упростит суду дело. С оскорблениями все сложнее. В таком случае сильным аргументом являются свидетельские показания, причем как в пользу ученика, так и в пользу учителя. Но далеко не каждый школьник будет готов выступить против своего педагога и испортить отношения со школой, чтобы защитить одноклассника».


УЧЕНИКИ ПРОТИВ УЧИТЕЛЕЙ

4 апреля 2006 года в Санкт-Петербурге начался судебный процесс над учительницей 262-й школы Верой Новак. Она обвиняется в доведении до самоубийства своего ученика 14-летнего Романа Лебедева. В сентябре минувшего года он покончил с собой после того, как Новак подвергла его оскорблениям и издевательствам за то, что школьник не смог сдать 350 рублей на ремонт класса. Классному руководителю погибшего мальчика предъявлены обвинения по статьям «доведение до самоубийства», «оскорбление и унижение чести и достоинства в неприличной форме», «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Кроме Романа Лебедева по делу в качестве потерпевших проходят двое его одноклассников – Антон Кравченко и Максим Малаев.

28 марта 2006 года прокуратура Ленинского округа Тюмени возбудила уголовное дело в отношении 58-летней преподавательницы английского языка одной из школ города, которая обматерила и избила 16-летнюю ученицу, порвав при этом ей ухо.

16 марта 2006 года в городе Маркс Саратовской области вступило в законную силу решение суда о признании учителя музыки Константина Родикова виновным в причинении побоев и оскорблении ученика 8-го класса. На судебном заседании Родиков полностью признал свою вину, раскаялся в содеянном и пояснил, что ударил и обругал нецензурными словами школьника, потому что «сорвался». С учетом положительной характеристики учителя музыки и примирения с потерпевшим ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 4 тыс. рублей.

28 февраля 2006 года Белоярская межрайонная прокуратура Свердловской области возбудила уголовные дела в отношении директора и старшего воспитателя муниципального детского дома «Надежда». Следствие установило, что педагоги больше года заставляли воспитанников работать на своих дачных участках. Это сопровождалось побоями, оскорблениями и унижениями детей.

7 февраля 2006 года прокуратура Партизанского района Приморского края возбудила уголовное дело в отношении учительницы одной из районных школ. Ей вменяется несколько эпизодов жестокого обращения с детьми. В частности, в декабре 2005 года в присутствии всего класса она заставила семерых школьников в буквальном смысле слова вылизывать следы их обуви, оставленные на полу спортзала во время игры.

23 апреля 2004 года в городе Новошахтинске Ростовской области учитель физкультуры схватил за шею и ударил старшеклассника Евгения Веремеева, сопровождая свои действия ругательствами. Родители 14-летнего школьника подали в суд на преподавателя, выдвинув против него обвинения в «нанесении телесных повреждений» и «оскорблении».

Опубликовано в номере «НИ» от 28 сентября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: