Главная / Газета 4 Сентября 2006 г. 00:00 / Общество

«Эти уроки – шаг к социальному взрыву»

Публикация «НИ» о преподавании основ Православия в школе взбудоражила учителей, священников и политиков

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

Введение с 1 сентября в четырех регионах России «Основ православной культуры» (ОПК) в качестве обязательного школьного предмета стало одной из самых горячих тем на прошлой неделе. Вслед за «Новыми Известиями» (№ от 30 августа) об этом тихом перевороте в образовании написали все ведущие бумажные СМИ, передали специальные репортажи главные телеканалы, состоялись острые дебаты в эфире популярных радиостанций. В Министерстве образования и науки прошло совещание, на котором говорилось, что насаждение ОПК может способствовать разжиганию межрелигиозной вражды.

Учителя в рясах могут помешать воспитанию в школьниках терпимости.<br>Фото: ИТАР-ТАСС. ВАЛЕРИЙ БОДРЯШКИН
Учителя в рясах могут помешать воспитанию в школьниках терпимости.
Фото: ИТАР-ТАСС. ВАЛЕРИЙ БОДРЯШКИН
shadow
Статьей «Крест на школе» мы лишь констатировали ни для кого не засекреченный факт: в обход Минобрнауки «Основы православной культуры» вводятся в учебные программы как «региональный компонент». Причем в Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях – в обязательном порядке. Тем не менее публикация произвела эффект разорвавшегося фугаса. По горячим следам патриарх Алексий II и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов сделали заявления для СМИ. Глава РПЦ высказался в том смысле, что любой житель России, независимо от его национальности и вероисповедания, «обязан знать историю своей культуры». Г-н Болотов напомнил, что Россия – светское государство, поэтому «нужно изучать историю всех конфессий и всех религий».

Новость, которая, строго говоря, никакой новостью не является, прокомментировали видные российские политики. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что считает «глубоко ошибочными попытки введения православного предмета в школах России». Г-н Шаймиев уверен, что в школах надо преподавать «Основы мировых религий», не давая преимуществ ни одной из конфессий. По словам председателя комитета Госдумы по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергея Попова, «хотим мы это признать или нет, но основы, традиции русской культуры идут от Православия». В свою очередь, глава комитета Совета Федерации по науке и образованию Виктор Шудегов выразил опасение, что введение ОПК приведет к необходимости «делить классы в школах по религиозному признаку, а любое разделение детей по какому бы то ни было критерию вызовет социальное напряжение».

Реакция на принудительное введение в школах ОПК в основном подтверждает опасения, высказанные в нашей публикации: религиозная дисциплина в государственных школах при действующей Конституции не будет способствовать благородным целям, провозглашенным инициаторами этого образовательного проекта, – напротив, спровоцирует напряженность и подозрительность в обществе.

Представители протестантских церквей и Российской католической церкви выразили недовольство по поводу введения ОПК на совещании в Министерстве образования и науки 30 августа, посвященном проблемам государственной аккредитации духовных образовательных учреждений. Участники встречи заявили о том, что на местах преподавание ОПК способствует разжиганию межрелигиозной розни и вражды. В качестве примера были озвучены цитаты из учебника «Основы православной культуры земли Смоленской», изданного под редакцией главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). В этом учебном пособии фактически ставится знак равенства между оккультизмом, агрессивным сектантством и евангельскими церквями: «Огромными тиражами ввозилась, а вскоре начала издаваться и в России оккультная, протестантская литература... Всеми правдами и неправдами секты пытались закрепиться на территории России и создать себе наиболее благоприятные условия, понимая, что с окончанием эпохи вседозволенности таких возможностей у них больше не будет». Присутствовавший на этом совещании главный редактор журнала «Религия и право» адвокат Анатолий Пчелинцев задался вопросом: «Если подобные выпады позволяет себе «министр иностранных дел» Московской патриархии, то что же говорят на уроках по ОПК священнослужители в регионах, в районных центрах и деревнях?» Главный специалист департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Елена Романова заявила, что министерство никогда не пойдет на нарушение Конституции РФ: «Основы православной культуры» можно преподавать только на факультативной основе вне рамок учебной программы. Сегодня в каждом регионе, сообщила г-жа Романова, «существует огромное количество вариаций на тему преподавания религиозной культуры. Все эти предметы могут быть введены в качестве факультатива в некоторых отдельных школах, а могут быть введены в качестве регионального компонента в школьную программу субъекта РФ. Однако вводимый предмет должен быть культурологическим, уроки ни в коем случае не должны быть катехизацией учащихся».

Категорический протест в связи с насаждением ОПК выразили Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) и Совет муфтиев России. Замглавы Совета Дамир Гизатуллин высказался не только против введения ОПК, но и против предложений ввести в регионах с преобладающим мусульманским населением преподавание «Основ исламской культуры». Иначе, по его словам, под угрозой окажется воспитание толерантности. В свою очередь ректор Московского исламского университета Марат Муртазин заявил: «Сегодня уже в 75 регионах преподаются «Основы православной культуры». Позиция РПЦ достаточно твердая, и нам ничего не остается, как дать нашим детям возможность изучать культуру своей религии. Это скорее вынужденная мера, нежели наша инициатива».

Руководство КЕРООР обратилось к российским евреям и лидерам еврейских общин с просьбой информировать Главный раввинат о «фактах принудительного посещения занятий по православной культуре», «назначения экзаменов и зачетов в шаббат» и других проблемах, связанных с нарушением предписаний иудаизма.

Казалось бы: если ты считаешь себя иудеем – не учись вместе с православными. Но, как видим, одна крайность порождает другую. Действие равно противодействию…

Пожалуй, самую лаконичную оценку «ОПКизации всей России» дал представитель президента в Конституционном суде адвокат Михаил Барщевский: «Это хуже, чем преступление. Это глупость». С ним солидарны жители регионов, губернаторы которых по доброй воле или малодушию дрогнули перед натиском РПЦ. Так, прокуратура Белгородской области уже завалена исками граждан, чьих детей заставляют изучать новый предмет.

Сторонники введения ОПК, впрочем, тоже не пасуют. В День знаний Союз православных граждан (СПГ) распространил заявление, в котором говорится: «Битва за умы, попытка лишить молодежь России правды о великой русской православной культуре является важнейшей составляющей в борьбе за будущее нашей страны. Это прекрасно понимают недоброжелатели России, но это пора понять и тем, кто принимает решения в нашей стране... Светское не значит атеистическое. Да, все религии равны перед законом, но не перед историей и культурой России». СПГ утверждает: «Основы православной культуры» – это не «Закон Божий», а компромисс», но предупреждает: «Миллионы православных граждан России «прокатят» на предстоящих выборах в Государственную думу те партии, в списках которых обнаружатся противники «Основ православной культуры».

Не мог остаться в стороне от бурной дискуссии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами патриархии и куратор проекта ОПК. В субботу он выразил согласие с тем, что религиозное образование в светских школах – «это важный и необходимый вопрос, который следует решать всем миром». Но при этом счел нужным заметить: «Я не знаю, с какой позиции подходят противники преподавания в школе этого предмета, и поэтому лучше задам им вопрос: а какой вред будет нанесен нашей молодежи, если она с детства усвоит заповеди: не убей, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и матерь твою, возлюби ближнего твоего всем сердцем и всей душой?!» По мнению владыки, «только так можно решить проблему преступности в стране».

Возникает встречный вопрос: если речь идет о борьбе с преступностью, о присвоении Церковью функций полиции нравов, к чему тогда лукавые разговоры о «культурологическом характере» ОПК? Другое дело – можно ли с помощью одного урока в неделю построить рай на земле, пусть и в одном отдельно взятом регионе.



«ЭТО ПРОИСКИ ВШИВЫХ ГАЗЕТЕНОК»

Алла Бородина (на фото), автор написанного еще в середине 90-х учебника ОПК, по которому будет вестись преподавание в четырех областях, заявила в интервью корреспонденту Агентства национальных новостей (АНН), что это – «совершенно естественная ситуация, несколько даже затянутая. Социальный заказ давно формируется, и если в регионах курс сформирован хотя бы для нескольких учеников, то система образования обязана обеспечить его изучение». На вопрос «Почему и у кого ваш учебник вызывал нарекания?» г-жа Бородина ответила: «Он вызывал нарекания у некоторых вшивых газетенок. Недобросовестные газетчики, которым очень хотелось клеветать, а они делают это до сих пор, организовали травлю моего первого учебника, а потом писали, что «это вызывало нарекания со стороны педагогов», относя себя к педагогам... В профессиональной педагогической среде и у родительской общественности претензий никогда не было. Родители хотят, чтобы ребенок имел представление о традиционных ценностях, успешно социализировался в нашей культуре, а не искал, куда бы ему убежать, и не помирал здесь с тоски... Кроме того, православная культура дает богатый материал для творческого развития детей. Они заняты, им не нужны наркотики, они не болтаются, как беспризорные». Корреспондент АНН поинтересовался у Аллы Бородиной, с какими проблемами ей как автору учебника приходится в последнее время сталкиваться. «Все проблемы решаемы, никто помешать мне не может, – заявила создательница новорусского «Закона Божия». – Другое дело, что возникают вопросы, и их очень много. У меня до сих пор нет даже лаборатории. Я уж не говорю – института. Я подарила своему народу, государству вот такой прекрасный курс, обеспеченный учебно-методическими пособиями. Но я это сделала сама. А государство не предоставляет мне возможности работать более плодотворно». Что касается возможности преподавания в школах «Истории мировых религий», это вызвало у г-жи Бородиной приступ смеха: «О чем они говорят?! Мне никто не платил ни копейки. А я сидела и работала. А у них есть средства. Вот пусть напишут, тогда и будем говорить...»

Опубликовано в номере «НИ» от 4 сентября 2006 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: