Главная / Газета 25 Августа 2006 г. 00:00 / Общество

Много отдыхаем

У российских школьников могут отобрать один месяц из долгих летних каникул

ИРИНА ВЛАСОВА

К началу нового учебного года с новой силой разгорелась дискуссия об организации процесса обучения. Специалисты в области образования спорят о том, как не перегружать школьников, не сжимая при этом годовую программу, и в этих спорах все чаще звучат предложения сократить летние каникулы. По мнению экспертов, целых три месяца отдыха не идут на пользу школярам и только прибавляют работы учителям – почти весь сентябрь им приходится тратить на повторение уже пройденного материала, а новые главы учебников буквально пролистывать в спешке. Правда, отказаться от одной из главных традиций российского среднего образования раз и навсегда школы еще не готовы, но руководители отдельных учебных заведений не против поэкспериментировать.

Первого сентября школьники мучительно вспоминают, чему их учили всего три месяца назад.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Первого сентября школьники мучительно вспоминают, чему их учили всего три месяца назад.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Почему советским детям было выделено три месяца летних каникул, никто уже и не помнит. Специалисты в области образования ограничиваются объяснением: так сложилось традиционно. Однако на этот раз сломать традицию готовы – в пользу сокращения каникул раздается все больше голосов.

Идея сократить летний отдых школьников обсуждается не первый год. Перестроить каникулярное время предлагали и специалисты московского департамента образования, и депутаты Госдумы, и даже мэр столицы Юрий Лужков. По мнению градоначальника, сделать несколько недель июня учебными необходимо хотя бы потому, что далеко не все родители способны обеспечить ребенку подходящий досуг на три месяца. В результате школьники бесцельно «шатаются по улицам города». Безусловно, это прибавляет работы и милиционерам, в первую очередь сотрудникам ГИБДД, ведь именно на период школьных каникул приходится всплеск ДТП с участием детей-подростков.

«Российские летние каникулы – одни из самых длинных в мире, – рассказал «НИ» депутат Московской городской думы Евгений Бунимович. – И эта продолжительность едва ли идет на пользу ученикам. Те перегрузки, о которых так много говорят и педагоги, и детские врачи, образуются именно за счет слишком долгого отдыха. Каникулы распределены неравномерно, поэтому нет никакого криминала в том, чтобы сделать учебным один из летних месяцев или хотя бы его часть. Вместе с тем с этим вопросом не надо спешить. Имеет смысл изучить зарубежный опыт организации каникул. Например, можно поучиться у французов. В разных частях этой страны школьники отдыхают по очереди. Делается это для того, чтобы чрезмерно не нагружать детские лагеря, базы отдыха, транспорт. По-моему, это очень разумно».

Пока специалисты видят один вариант перестройки каникулярного периода: половина июня превращается в учебное время, зато весной или зимой школьники гуляют на две недели дольше. Разумеется, разом перевести все российские школы на иной распорядок учебного года невозможно. По словам специалиста Министерства образования Тамары Федотовой, вопрос об изменении или перераспределении сроков каникул на министерском уровне пока никак не обсуждается. По оценкам экспертов, почва для таких изменений будет готова только через три-четыре года. А за это время нужно хорошенько все проверить на практике.

«В Москве проводились эксперименты по сокращению летних каникул, – рассказал «НИ» пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов. – Некоторые школы приняли этот опыт, некоторые – нет. Камень преткновения – городская инфраструктура. Увеличивая каникулы весной, мы обрекаем школьников на те же самые шатания по улицам – в театрах не идут детские спектакли, нет скидок в домах отдыха – в общем, детей нигде не ждут. Летом же, напротив, для них открыты все двери. Чтобы изменить ситуацию, нужны годы».

Впрочем, дело не только в невозможности организовать детский отдых. Наладить учебу в июне представляется педагогам весьма непростым делом. «Как педагог с большим опытом могу сказать, что работать с детьми в июне бесполезно, – поделился с «НИ» президент Российского фонда образования Сергей Комков. – Даже в мае они уже не способны воспринимать информацию. Поэтому занятия в июне должны представлять собой практические, познавательные уроки, походы и экскурсии. Но мы ведь сами уничтожили все дома творчества и спортивные базы. Так что хлопоты по организации подобного досуга лягут на плечи рядовых учителей, которые вовсе не обрадуются дополнительной работе».

Действительно, при средней зарплате учителя размером в 8–9 тыс. рублей со всевозможными надбавками дополнительная работа летом выглядит форменным издевательством.

«Мы категорически против сокращения летних каникул! – выразила «НИ» мнение практически всех педагогов директор московской школы № 1273 Светлана Заблудина. – Во-первых, это дополнительная нагрузка на детей, во-вторых, еще одна головная боль для учителей. Ведь практически все лето в школе идут сплошные проверки, надо заниматься ремонтом, составлять новый учебный план».

Тем не менее отдельные школы готовы взять на вооружение новый опыт распределения каникул, благо у них есть на это полное право. Согласно санитарным нормам и правилам, количество каникулярных часов не должно быть меньше 120 дней в году. Однако дробить это время по своему усмотрению могут сами руководители школ. Пользуются этим правом немногие, в основном те учебные заведения, в которых налажено сотрудничество с каким-нибудь вузом. Факультативные занятия в таких учебных заведениях проходят и в июне. Кроме того, многие школы постепенно переходят на систему деления учебного года по триместрам вместо четвертей, соответственно, время каникул немного сдвигается. Так что отныне при выборе школы для своего ребенка не лишним будет поинтересоваться не только расписанием уроков, но и узнать расписание выходных дней и каникул.


СПРАВКА

КАК ОТДЫХАЮТ ШКОЛЬНИКИ ЗА РУБЕЖОМ

В Германии сроки и продолжительность летних школьных каникул устанавливаются земельными правительствами самостоятельно. Вся Германия поделена на несколько зон (которые могут объединять и несколько земель), где каникулы начинаются в разное время. Это сделано для того, чтобы уменьшить пробки на автобанах в южном направлении и избежать дефицита билетов. Как правило, летние каникулы в Германии длятся шесть календарных недель и приходятся на июль – август. Кроме того, почти три недели продолжаются рождественские каникулы, примерно по 20 дней – пасхальные и майские, и по неделе школьники отдыхают в ноябре и марте.
В последние годы разработкой аналогичных графиков каникул на общеевропейском уровне занимается европейская комиссия. Во Франции, Великобритании, Ирландии и большинстве других стран Европы летние каникулы составляют всего два месяца – июль – август. Кроме того, дети отдыхают на Рождество три и на Пасху две недели.
В американских школах на обучение приходится в среднем 180 дней в году. А в некоторых штатах (Алабама, Висконсин и Вайоминг) школьники учатся 175 дней в году. В большинстве американских школ учебный год разделен на два семестра. Учебный год начинается в конце августа или начале сентября и заканчивается в июне. Во время учебного года бывают каникулы в ноябре (на День благодарения), декабре (на Рождество) и в апреле (на Пасху).
Самый напряженный учебный график в школах Японии, Южной Кореи и Тайваня – по 220 дней
в году.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 августа 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: