Главная / Газета 21 Августа 2006 г. 00:00 / Общество

Бесценное золото

Школьных медалистов лишат льгот при поступлении в вузы

НИНА ВАЖДАЕВА

В минувшую пятницу министр образования и науки Андрей Фурсенко объявил, что с 2009 года школьные медалисты потеряют льготы при поступлении в вузы. Учителя в большинстве своем приветствуют отмену льгот, но вместе с тем они считают, что таким образом коррупцию в образовании искоренить не удастся. Ведь в скором времени все школьники обязаны будут сдавать единый государственный экзамен, а сейчас система ЕГЭ еще далека от совершенства, а в регионах с наиболее высокими показателями по числу медалистов явно завышен и процент школьников, сдавших Единый государственный экзамен на высший балл. Такие показатели уже давно шокируют специалистов, заставляя всерьез задуматься над методами борьбы со взяточничеством и предвзятым отношением к школьникам.

После отмены льгот количество медалистов резко сократится.<br>Фото: ИТАР-ТАСС. НИКОЛАЙ НИКИТИН
После отмены льгот количество медалистов резко сократится.
Фото: ИТАР-ТАСС. НИКОЛАЙ НИКИТИН
shadow
В 2009 году «золотые» и «серебряные» медалисты будут уравнены в правах с остальными абитуриентами при поступлении в вуз. С таким заявлением выступил в пятницу перед директорами астраханских школ министр образования и науки Андрей Фурсенко. Сейчас для зачисления в высшее учебное заведение медалисту достаточно сдать на «отлично» первый вступительный экзамен. Если же получить пятерку не получилось, отчаиваться не стоит. Во многих вузах медаль рассматривается как дополнительный балл при подведении итогов вступительных испытаний. «С введением на всей территории России Единого госэкзамена придется отказать в льготах медалистам. Сдавать ЕГЭ будет обязан каждый школьник»,– пояснил министр. По его словам, в течение ближайших двух лет льготы еще будут действовать.

По статистике столичного Департамента образования в этом году процент медалистов в столичных школах по сравнению с предыдущим вырос на 7,3%. В итоге 5 тыс. 207 выпускников получили возможность поступить в вуз на льготных условиях. Однако стремительный рост числа медалистов настораживает преподавателей высших учебных заведений и зачастую заставляет относиться к вчерашним отличникам более требовательно. И не случайно. Например, в ряде районов Северного Кавказа медали получают все без исключения ученики класса. Там же отмечаются и особо высокие показатели по результатам ЕГЭ.

Директор столичной гимназии Виктор Фертман рассказал «Новым Известиям», что был одним из тех учителей, которые активно выступали против льгот отличникам еще несколько лет назад. «Не секрет, что ряд вузов, в том числе и МГУ, откровенно валит медалистов, – добавил Виктор Фертман. – А возможность получить дополнительные привилегии при поступлении ведет к росту взяточничества в образовании и постоянной гонки за оценками, которая в конечном итоге плохо сказывается на здоровье учеников.

У нас в этом году медалистов не было вообще, потому что мы никого не вытягиваем. А ситуация с огромным количеством круглых отличников просто настораживает.
Школьников больше волнует не отмена льгот, а введение ЕГЭ.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Но в этом отношении переход на ЕГЭ в его современном воплощении тоже не выход. Я не противник единого экзамена, но сейчас механизм его воплощения еще далек до совершенства. Неадекватная система подсчета результатов тоже может привести к неверному определению способностей ученика. И уже зафиксировано достаточно много таких случаев».

Генеральный директор НПО «Школа самоопределения» Александр Тубельский также поддерживает отмену привилегий медалистов. «Известно, что всерьез освоить всю школьную программу нельзя. Ученики просто не могут знать все предметы на пять, – сообщил «НИ» директор. – Стремление к медали, наоборот, тормозит развитие увлеченных людей. Оно приводит либо к перенапряжению, либо к неизбежности поблажек со стороны учителей на экзаменах. Конечно, награждать нужно, но давать индульгенцию при поступлении в вуз, я думаю, не стоит». Александр Тубельский вспоминает слова последней медалистки, вышедшей из стен его школы: «Это было более десяти лет назад. После поступления на филологический факультет ко мне пришла наша медалистка. Она очень жалела о потраченных силах на выучивание предметов, которые ей не пригодились. Вспоминая о времени проведенном за учебниками по физике, она переживала, что могла бы потратить его на получение интересных ей профильных знаний». Сегодняшние ученики школы к пятеркам по всем предметам не стремятся. «Мы не собачки, зачем нам медали?» – удивляются выпускники.

Председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович говорит «НИ», что вокруг медалей процветает коррупция. Он задается вопросом: «Как иначе объяснить тот факт, что в небольших городках нестабильных регионов отличников больше, чем в столице?»

Работники образования сходятся во мнении, что медали можно заменить специальными грамотами по одному из предметов. Их можно было бы учитывать при зачислении в вуз. Именно поэтому учителя позитивно откликнулись на сообщение Андрея Фурсенко о предполагаемом увеличении возможностей поступления в институт по результатам олимпиад. «Я думаю, что любой вуз заинтересован получить студента, победившего в олимпиаде по профильному предмету», – убежден Виктор Фертман.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 августа 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: