Главная / Газета 28 Июля 2006 г. 00:00 / Общество

Метнуться до Луны

Летать на соседнюю планету будем с помощью космической «пращи»?

ОЛЬГА ЗАКУТНЯЯ

В минувшие полвека единственным средством, позволявшим преодолеть земное притяжение и передвигаться в космосе, служили ракеты. Однако общеизвестно: чем дальше надо отправить груз, тем более тяжелым и дорогим окажется носитель. Принципиально новая система доставки грузов на другие планеты и возвращения их на Землю разрабатывается сейчас в Институте космических исследований РАН.

shadow
Вся конструкция напоминает древнее метательное оружие – пращу, говорит ведущий научный сотрудник ИКИ РАН доктор технических наук Игорь Сидоров: «Представьте себе два аппарата, которые связаны между собой тросом длиной около 200 километров. Эта система вращается вокруг общего центра масс. Возникает центробежная сила, и трос натягивается. Мы предлагаем сделать его из кевлара – легкого композитного материала на основе углерода. Толщиной всего в один сантиметр, трос несет нагрузку примерно в 42 тонны».

Система, по словам доктора Сидорова, рассчитывается специально для более дешевой и эффективной доставки грузов на Луну и обратно. Работает она следующим образом. Для построения этого маршрута за пределы Земли должны быть выведены три космические связки. Одна останется на круговой околоземной орбите высотой в 400–500 км, другая – рядом с Луной на орбите в 150 км. Третья же будет летать между ними – по вытянутой эллиптической орбите вокруг Земли с апогеем приблизительно 15 тысяч км. Все эти три «пращи» рассчитаны на то, чтобы перебрасывать грузы между собой.

Происходить это будет примерно так. Ракета-носитель доставляет на орбиту корабль, который самостоятельно подплывает к нижнему концевому блоку первой «пращи». Происходит стыковка. «Праща» вращается, пока не раскрутит корабль до определенной скорости, после чего запускает его ко второй «праще». Та в свою очередь еще сильнее раскручивает корабль и запускает его уже к Луне. Две скорости – орбитальная и круговая – складываются, и груз достигает скорости, которая обычно придается ракетам. Путь до нашего спутника займет около трех суток. Достигнув орбиты Луны, груз стыкуется с концевым блоком третьей тросовой системы. После чего начинается торможение. Дальше – как обычно: при помощи ракетных двигателей корабль совершает посадку на Луну.

Главный плюс такой системы – экономия топлива. Фактически, ракетный способ доставки используется только дважды: для того, чтобы поднять груз к ближайшей к Земле или к Луне «космической праще». А далее двигатели понадобятся лишь для коррекций траектории. Впрочем, есть и недостатки. И главный из них – большая сложность при стыковке груза и «пращи». В отличие от стыковки космических аппаратов, которая длится около двух суток, в данном случае предстоит «зацепиться» всего за 1,5–2 минуты. Примерно так же акробаты перепрыгивают с трапеции на трапецию. Главное здесь – как можно тщательнее «прицелиться».

«Если реактивный принцип движения и работающие по нему ракеты стали триумфом механики в ХХ веке, – говорит заместитель директора Института космических исследований РАН Равиль Назиров, – то тросовые системы, использование которых требует невероятно сложных систем управления, стали возможны благодаря бурному развитию информационных технологий, которые именно к рубежу веков достигли определенного «порогового» уровня. И, возможно, за ними будущее».

Опубликовано в номере «НИ» от 28 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: