Главная / Газета 24 Мая 2006 г. 00:00 / Общество

Нарушай на всю сумму

МВД предлагает автовладельцам заранее оплачивать будущие штрафы

ИРИНА ВЛАСОВА, АНДРЕЙ ПАНКОВ

Не успели остыть споры на тему тотальной замены «синих» милицейских номеров на обычные, «белые», как у москвичей появилась новая тема для обсуждения, а у автомобилистов – повод для очередных акций протеста. Заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин озвучил революционный метод борьбы с неуплатой штрафов водителями-нарушителями. Замглавы МВД предложил всем российским автовладельцам заранее оплатить будущие правонарушения, вернее, держать «штрафные» деньги на депозитных счетах в банке, чтобы в любое время инспектор мог списать оттуда нужную сумму. Эту абсурдную идею не могли не поддержать в ГИБДД. Поэтому она вполне может пройти все инстанции и стать законом. В конце концов, в возможность внедрений ОСАГО тоже никто не верил.

Инициатива Чекалина может стоить водителям кругленькой суммы.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Инициатива Чекалина может стоить водителям кругленькой суммы.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Тот факт, что нынешнюю систему оплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения разбил глубокий паралич, никто не оспаривает. На деле разговор с дорожным милиционером быстро заканчивается сакраментальным «договоримся». В отдельных случаях инспектор ДПС выписывает квитанцию «о наложении административного штрафа», которую по правилам нужно оплатить в банке в течение 30 дней. Но, как правило, квитанции копятся у автомобилистов в бардачке и, в конце концов, обретают вечный покой в мусорном ведре.

«Автомобилист может порвать квитанцию прямо на глазах у сотрудника ГИБДД, и тот ничего не сможет с этим поделать», – констатировал Александр Чекалин в разговоре с журналистами.

По данным управления ГИБДД Москвы, реально оплачиваются только 20 % мелких штрафов. Общая статистика по России – опять же приблизительная – 30% от общего числа штрафов. Однако сами автомобилисты говорят и вовсе о 10%.

Свой выход из положения предложил Александр Чекалин. По его мнению, каждому автомобилисту было бы неплохо иметь свой депозитный счет в банке, средства с которого будут списываться автоматически, сразу после какого-нибудь правонарушения. Это избавит от бумажной волокиты и увеличит процент выплат.

И хотя замминистра особенно подчеркнул, что предложенная им мера является его личным мнением, вполне очевидно, что дорожная милиция к словам чиновника прислушается и в ближайшее время вопрос об изменении «штрафной» системы может стать основным на милицейских брифингах и совещаниях. Тем более что вопрос этот для гаишников наболевший.

«Штрафы московские водители действительно практически не платят, – заявили «НИ» в отделе пропаганды УГИБДД ГУВД Москвы. – По нашим данным, водители оплачивают лишь 20% штрафов, в которых фигурируют небольшие суммы и 50–60% крупных штрафов. Относительно благоприятная обстановка с крупными штрафами связана с тем, что законодательство позволяет применять к нарушителям различные санкции вплоть до лишения прав, и водители стараются не доводить дело до крайностей. Мелкие штрафы – наша головная боль. Может быть, дело в том, что неуплата мелких фактически не влечет за собой никаких санкций».

Комментировать слова замминистра в ГИБДД России отказались, однако рассказали, что реформировать алгоритм оплаты денежных наказаний и изменить статистику в свою пользу дорожные милиционеры пытаются давно.

«Идея безналичного расчета в области штрафов витает в воздухе уже лет десять, – рассказали «НИ» в отделе дознания и административной практики ГИБДД РФ. – Еще в середине 90-х годов предлагали оплачивать штрафы через пластиковые карточки. Но тогда от этой идеи отказались. Слишком много «но». Вообще-то и нынешнюю систему можно реанимировать – просто надо ужесточить контроль за выплатой штрафов. Ведь судебным приставам, которые должны взыскать их в случае хронической неуплаты, просто невыгодно этим заниматься – сумма, как правило, меньше, чем расходы на взыскание».

Заметное оживление вокруг темы штрафов легко объясняется еще одним обстоятельством: в конце прошлого года на заседании президиума Госсовета Владимир Путин поручил «разработать автоматизированную систему учета и оплаты штрафов». Один из вариантов такой системы и предложил на днях замминистра.

Впрочем, на это предложение уже обрушились с критикой защитники прав автомобилистов.

«Никаким требованиям здравого смысла предложенные господином Чекалиным меры не отвечают, – считает президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Я понимаю, что это крик души, все-таки проблема неуплаты штрафов стоит как никогда остро. Однако со стороны властей просто аморально видеть в каждом водителе нарушителя, заставляя его заранее оплачивать еще несовершенные правонарушения. Следуя этой логике, можно и на 15 суток всех сажать – для профилактики. Наше правительство в очередной раз демонстрирует незнание Конституции и презумпции невиновности в частности. Кроме того, руководствуясь тезисом «уплачено», водители будут без зазрения совести превышать скорость, выезжать на встречную и так далее. Это, по сути, индульгенция нарушителю».

К слову, проиграет или выиграет ГИБДД, если нововведение найдет свое место в законодательстве, – большой вопрос. Финансово – выиграет, несомненно. Причем не только в части увеличения процента штрафных выплат. В условиях процветающей коррупции автомобилисты вряд ли будут спокойны за сохранность своих средств. Налицо выгода банка, активы которого пополнятся баснословными денежными средствами. Учитывая количество автомобилей в России, порядка 35 млн., и среднюю величину штрафа, общая сумма, которую получит на хранение банк в виде депозитных вкладов, огромна – порядка 105 млрд. рублей.

«По сути, предложение замминистра – это аналог того, что творилось в середине 90-х годов, когда государство держало бюджетные средства в банках, и банкирам не надо было ничего делать, лишь получать гигантские проценты с этих вкладов, – сказал «НИ» экономист Михаил Делягин. – Теперь хотят сделать то же самое, только с деньгами налогоплательщиков. Нетрудно предположить, что за право получить эти «штрафные вклады» развернется настоящая битва, и мы увидим, с каким банком дружит ГИБДД. Беда в том, что государство не видит разницы между своими деньгами и деньгами народными. Это не совсем цивилизованный метод».

В проигрыше, как всегда, останется лишь автомобилист. Даже самые законопослушные водители будут наблюдать, как утекают деньги с депозита, хотя бы ввиду инфляции. Не говоря уже о различных механизмах воровства.

Как считают специалисты коллегии защиты прав автомобилистов, инициатива Чекалина имеет все шансы стать законной нормой, правда, в немного измененном виде. Обязаловки, – считают автозащитники, – скорее всего не будет. Это невозможно.

Однако активисты движения «Свобода выбора» хорошо знают, что в правительстве ничего невозможного не бывает, и уже готовятся высказать свой протест. «27 мая в Москве состоится акция «Нет мигалкам», в рамках которой мы проедем по городу с ведрами на крышах автомобилей, – сказал «НИ» руководитель движения Вячеслав Лысаков. – Не исключено, что наряду с этой проблемой, мы поднимем еще и тему штрафных депозитов».


КАК БОРЮТСЯ С НЕПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ШТРАФОВ В США

В США водителям, нарушившим правила дорожного движения, выписывается штраф на квитанции, с помощью которой его можно оплатить в любом банке. Оплата штрафа является автоматическим признанием водителем своей вины. Неоплата назначенного штрафа приведет к приостановке действия водительских прав нарушителя. Автовладельцы, несогласные с наложенным наказанием, могут обратиться в суд, который уже сам решит, было ли нарушение и какого наказания заслуживает водитель. Неявка в суд автоматически ведет к максимальному наказанию, предусмотренному за допущенное нарушение. Но и приход в суд не всегда расценивается в пользу нарушителя. Как показывает практика, нередко штраф, наложенный судьей, оказывается выше вынесенного офицером дорожной полиции.

Опубликовано в номере «НИ» от 24 мая 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: