Главная / Газета 24 Мая 2006 г. 00:00 / Общество

Не физики, а лирики

Россияне уверены, что выпускники школ должны быть настроены на прекрасное

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

В конце прошлой недели аналитический центр Юрия Левады опубликовал результаты опроса, проведенного в апреле среди 1600 россиян старше 18 лет. В ходе исследования социологи выясняли, насколько четки у наших сограждан представления о том, кого должна готовить школа. По сравнению с аналогичным опросом 2004 года гораздо больше людей видят в выпускниках людей культурных, образованных, чувствующих прекрасное, романтиков и энтузиастов. Гораздо меньше – полагают, что средняя школа должна готовить квалифицированных специалистов, людей, трезво смотрящих на порядок вещей, надежных защитников Родины.

Хотя представления россиян о том, кого должна готовить школа, меняются медленно и малозаметно, все же общая направленность перемен достаточно очевидна, считает эксперт Александр Голов. Комментируя результаты исследования «Левада-Центра», он подчеркивает: «За последние два года россияне стали меньше возлагать на школу утилитарные, сугубо практические задачи и больше – общекультурную, мировоззренческую функцию». Суммарно на 9 % увеличилось число респондентов, убежденных, что школа должна готовить культурных, образованных людей, ценителей прекрасного, романтиков и энтузиастов. Одновременно стало на 18% меньше тех, кто полагает, что образцово-показательный выпускник – это квалифицированный специалист, потенциальный хороший семьянин, трезво смотрящий на вещи и, что особенно примечательно, надежный защитник Родины.

Практически не изменилось число видящих в выпускниках школы мыслящих людей, дисциплинированных, но способных брать на себя ответственность, обладающих потенциалом для того, чтобы обеспечить свое благосостояние.

Как отмечает Александр Голов, наибольший пересмотр функций школы произошел в молодежной среде, в возрасте до тридцати. Причем самая резкая переоценка наблюдается не сразу после окончания школы, в 18–23 года, а в 24–29 лет – уже после вступления во взрослую жизнь и какого-то в ней закрепления. В 2004 году 49% молодежи в этом возрасте считали, что школа должна готовить культурных, образованных людей, в 2006 году таких уже 68%. «Чувствующих прекрасное» в выпускниках видели 8, а теперь 13%. Укрепились позиции «романтиков, энтузиастов» (2–6%), при том, что заметно снизилось число «квалифицированных специалистов» (40–31%), «людей, трезво смотрящих на вещи» (38–30%), «хороших отца, мужа, матери, хозяйки» (24–17%), «надежных защитников Родины» (28-14%).

Последнее, прямо-таки вопиющее двукратное снижение легко объяснить антиармейскими настроениями в обществе, «синдромом рядового Сычева». Правда, возможно, здесь сыграло роль и появление в опросе новой позиции «патриотизм» (23 %): любить Родину вовсе не означает защищать ее. Как и любить человека – необязательно подразумевает создавать с ним здоровую семью.

В целом же рост одних показателей и снижение других говорит о взгляде на школу не как на кузницу кадров и первую ступеньку социальной лестницы, а как на место – в общем, единственное на протяжении всей жизни, где можно провести время в свое удовольствие. Отсюда и «чувство прекрасного», и «романтизм», и «энтузиазм».

Короче, как поется в старой песне БГ: «Дайте мне мой кусок жизни, пока я не вышел вон».

Опубликовано в номере «НИ» от 24 мая 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: