Главная / Москва / 14 Апреля 2006 г.

Грязные деньги

Москва тратит на уборку города миллионы рублей, но остается одной из самых грязных столиц в Европе

АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА, ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ, ДАРЬЯ ОКУНЕВА, НИНА ВАЖДАЕВА

На этой неделе в столице началась операция «Чистый автомобиль». Через неделю москвичей позовут на традиционный апрельский (бывший ленинский) субботник. Все как обычно. Единственная примета нынешней весны – на дорогах стало чуть больше новой спецтехники. Но, несмотря на все потуги коммунальщиков, столица остается все такой же грязной и пыльной. Специалисты подозревают, что чиновники и дорожники заинтересованы не столько в улучшении результатов уборки, сколько в выбивании дальнейшего бюджетного финансирования. А то, что от пыли задыхаются миллионы жителей города, – так кого это волнует?

Из-за нехватки современной техники многие участки дорог убирают вручную.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Из-за нехватки современной техники многие участки дорог убирают вручную.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Специалисты уверяют, что за последние пять лет столичные улицы, по идее, должны были стать гораздо чище. Еще недавно на дорогах в качестве противогололедного средства использовалась смесь щебенки и соли. Весной щебенка смешивалась с кусочками резины и асфальта и образовывала грязевые наносы у бордюров. Теперь же со льдом на улицах борются химическими веществами. Так, для мытья московских дорог используют специальный шампунь «Чистодор». В этом году будет апробировано новое средство – «Прогресс».

«Эти шампуни гораздо эффективнее воды очищают улицы от зимней грязи, – сообщил «НИ» заведующий отделом содержания автомобильных дорог Российского дорожного научно-исследовательского института Юрий Розов. – Вот только в Москве нет специальных машин, предназначенных для использования этого шампуня. Приходится заливать его прямо в баки поливальных машин. Для чистки ограждений, шумозащитных экранов и мостов техники тоже практически нет. Я знаю, что лишь на МКАДе есть несколько машин, специально предназначенных для этого».

Из-за отсутствия необходимой техники шумозащитные экраны и опоры мостов могут долгое время копить на себе пыль и грязь. Эти объекты по старинке моют щетками рабочие, поднятые на нужную высоту в люльках. «Сейчас основными источниками грязи, оседающей на дорогах, являются машины и грузовики, – утверждает г-н Розов. – В столицу из области и регионов въезжают пыльные автомобили с заляпанными колесами. Не закрытые брезентом строительные материалы, которые перевозят грузовики, высыпаются на проезжую часть. Часто из бетономешалок вытекает бетон».

Нарушает чистоту города и крошащееся дорожное покрытие. «Москва – это гигантский мегаполис, через который проезжает огромное количество машин. Интенсивность движения не может не сказаться на дорожном покрытии. Шипованная резина трется об асфальт и изнашивает его, – добавляет эксперт Розов. – Кроме того, асфальт разрушается из-за плохого качества самого материала либо из-за несоблюдения технологии его укладки».

Убирать все это вменяется в обязанность сотрудникам ЖКХ, которые в последнее время пытаются пересесть с совковых «поливалок» на импортные «пылесосы».

Вакуумная революция

«Будь благословен тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса! – воскликнул Сергей Лаптев, бравый водитель сверхсовременного аппарата, нежно поглаживая руль своей мощной машины. – Уж до чего замечательная техника. Не ломается, не плюется водой с маслом, в кабине тихо и комфортно. Делать ничего не надо, а она знай себе сосет».

Огромный вакуумный мусоросборник – мечта многих работников спецавтохозяйств Москвы. На Третьем транспортном кольце работают всего шесть таких аппаратов. Еще около десятка трудится на МКАДе. «Если бы не моя девочка, вкалывал бы вот как они», – Сергей показывает на группу мужиков с метлами, сметающими с обочины Третьего кольца грязь, скопившуюся между металлическими разграничителями полос дороги. Мимо них с шумом проносился поток транспорта.

«Вакуумные «пылесосы» гораздо эффективней дорожных машин, которые применялись ранее, – рассказал «НИ» заместитель генерального директора ООО «Автодорстройсервис» Сергей Маркелов. – Импортные мусоросборники легко поглощают даже пивные бутылки, не говоря уже о целлофановой обертке и сигаретных окурках. Но, к сожалению, подобных машин в городе очень мало, да и работают они в основном на больших магистралях. На всю Москву такой техники катастрофически не хватает».

«Водные процедуры» не могут спасти город от пыли, грязи и мусора.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow И действительно, в десятке метров от вычищенной трассы Третьего кольца на газонах валяются горы пластиковых бутылок, какое-то тряпье, обломки пластмассовых ограждений и другой хлам, проступивший из-под снега. «Пылесос», пусть он и тысячу раз перспективный и современный, против них бессилен.

Пыль неистребима!

«В начале апреля мы вывозили с небольшого участка кольца по 20–30 тонн мусора ежедневно, – продолжает Сергей Маркелов. – Но пыли все равно везде полно». Толстый серый слой налета покрывает в столице практически все. Она лежит во дворах, на газонах, на заборах, на лавках, на окнах и стенах зданий и даже дома на подоконнике. Стоит лишь часок погулять по более-менее оживленным районам столицы, а впечатление складывается, что сутки напролет работал в поле на посевной. Пыль проникает повсюду, и, по мнению экспертов, бороться с ней без системного подхода просто невозможно.

«Московская пыль пока воистину непобедима, – рассказывает «НИ» кандидат биологических наук, начальник отдела НИИ экологии города Елена Корнева. – Химические реагенты, которыми обильно поливают дороги и тротуары, уничтожают траву и другую растительность. Засоленная земля перестает плодоносить и превращается в безжизненный песок. Это и есть основной источник пыли. По стандартам, в городе не должно быть ни одного газона без травяного покрова. В реальности же это далеко не так. Чтобы избавиться от этой проблемы, необходимо перезасадить все газоны новыми сортами травы, стойкими к соленым растворам и дорожным химикатам. На озеленение города тратятся миллионы рублей из бюджета, но кардинально эта проблема все равно не решается».

Собачья работа

Весной серьезно портят лицо города и московские дворы. Стаявший снег проявляет ужасную картину: горы бытового мусора и кучки, что успели оставить на прогулках собаки за долгую зиму. Столичные власти давно говорят о том, что собачников, не убирающих за своими любимцами, по примеру западных стран нужно штрафовать. Однако никаких серьезных шагов в этом направлении до сих пор не сделано. По-прежнему не принят закон «О содержании домашних животных в г. Москве», запрещающий выгул собак на детских площадках, территориях здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Законопроект уже прошел два чтения. Однако если учесть, что в первом чтении законопроект был принят еще три года назад, то можно предположить, что в силу он вступит еще не скоро. Да и принятие закона вряд ли изменит ситуацию. Вопрос о контроле за соблюдением правил собачниками остается открытым. Ведь к каждому псу милиционера приставить невозможно.

Пыльные доходы

«Москва и так не блещет чистотой, а по сравнению со многими городами Европы она оказывается в явном проигрыше, – рассказывает помощник депутата Мосгордумы Надежда Игнатова. – Причины этому найти несложно. Мусорный бизнес – это очень прибыльная штука, и чиновникам самим выгодно такое положение вещей».

Несмотря на кажущуюся неприглядность мусорного бизнеса, деньги в нем крутятся немалые. До сотни миллионов рублей ежемесячно выделятся на обеспечение чистоты столицы. Но чище в городе все равно не становится. По словам пресс-секретаря Комплекса городского хозяйства Аллы Карповой, это происходит из-за сложных погодных условий и частых перепадов температур, которых нет ни в одном мегаполисе мира.
Москва серьезно проигрывает в чистоте другим мегаполисам Европы.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Однако специалисты уверены, что чиновники не спешат очищать город от грязи, чтобы выбить из бюджета дополнительные деньги на дополнительную уборку и закупку дорожного оборудования. Байки о невиданном мздоимстве, завышении стоимости тарифов, услуг и различного рода «откатах» давно гуляют по Москве. Работа по уборке улиц поделена между различными мусорными кланами, и новичкам – частным фирмам со стороны, у которых и оборудование лучше, и расценки ниже – пробить чиновничью монополию распределения госзаказов просто невозможно. К освоению средств бюджетного финансирования допускаются только свои проверенные люди и фирмы.

«В конце прошлого года в Мосгордуме был принят закон, способный немного улучшить ситуацию с уборкой мусора, – продолжает Надежда Игнатова. – Он позволяет привлекать к мусорному бизнесу больше частных структур, которые бы на конкурентной основе взялись бы за его переработку». По мнению г-жи Игнатовой, частник, получив контракт на уборку улиц, будет стараться провести свою работу как можно качественнее и дешевле. А это прямая дорога к увеличению эффективности труда. Но, несмотря на все амбициозные заявления директора департамента ЖКХ, дело движется довольно туго. Такое впечатление, что чиновники всеми силами стараются не дать закону хода.

Сами виноваты

Впрочем, винить одних чиновников в том, что город буквально задыхается от мусора и грязи, тоже неверно. В борьбе за чистоту Москвы значительную роль играет и общая культура граждан, проживающих в столице. Точнее, их бескультурье. «Просто диву даешься, когда видишь, как ведут себя москвичи на улицах, – недоумевает Сергей Лаптев, водитель вакуумного уборщика. – Бывает едешь на своем «пылесосе» и видишь вокруг себя прямо на трассе горы разбитых бутылок, пустые пачки из-под сигарет, окурки, пивные банки, кожуру от бананов и другой мусор. Сразу понятно, что здесь была пробка, и каждый, кто не поленился, выбросил из машины прямо на дорогу ненужный хлам».

Опубликовано в номере «НИ» от 14 апреля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: