Главная / Газета 3 Апреля 2006 г. 00:00 / Общество

Карточные фокусы в законе

Верховный суд защитил метрополитен от назойливых пассажиров

ДАРЬЯ ОКУНЕВА

В конце прошлой недели Верховный суд подтвердил право столичного метрополитена ограничивать срок действия проездных билетов. Таким образом, борьба за отмену кабальной системы оплаты проезда, о которой «Новые Известия» писали в номере от 23 марта, продолжается. В ближайшее время карточными вопросами займется Европейский суд по правам человека. А пока миллионы москвичей и гостей столицы по-прежнему будут терять деньги на неиспользованных в срок поездках.

Отсутствие альтернативы столичному метрополитену позволяет его руководству устанавливать свои правила игры.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Отсутствие альтернативы столичному метрополитену позволяет его руководству устанавливать свои правила игры.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
По мнению юристов, руководство столичной подземки грубо нарушает права потребителей, устанавливая ограниченный срок действия проездных билетов. Так, карточки на 1 и 2 поездки работают только 3 дня с момента продажи, а на 5 и более поездок – всего месяц. При этом никакой компенсации за неиспользованные поездки не предусмотрено.

Оспорить систему оплаты прохода в метро уже несколько лет пытается адвокат Александр Симанчев. Он хочет доказать, что никаких законных оснований на ограничение сроков действия билетов не существует и что карточки проезда должны действовать, пока не будут использованы все поездки.

Между тем ранее на защиту интересов столичной подземки встали Мещанский районный суд, а потом и Мосгорсуд. А в конце прошлой недели своих коллег поддержал и Верховный суд РФ. Свое решение он мотивировал статьей 406 Гражданского кодекса РФ «Просрочка кредитора». «Кредитор (в данном случае пассажир. – «НИ») считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником (метрополитен. – «НИ») надлежащее исполнение...», говорится в тексте статьи. Так что фактически суд всю ответственность за то, что неиспользованные поездки «сгорают», возложил на пассажиров.

«У меня вызывает удивление, почему судья, воспользовавшись неподходящей к делу статьей, проигнорировал нормы, которые были указаны в исковом заявлении, – сказал «Новым Известиям» Александр Симанчев. – Это статья 310 Гражданского кодекса, из которой следует, что после того как обязательство возникло (как мы оплатили наши 1, 2, 5 или 20 поездок и т.д.), должник не может отказаться от его исполнения. И статья 408 ГК РФ – обязательство прекращается надлежащим исполнением. Таким образом, под предлогом истечения срока годности карточки метрополитен в одностороннем порядке расторгает сделку с пассажиром. Получается, что распоряжение мэра Москвы, которое ввело временные ограничения на действие билетов, прямо противоречит федеральному законодательству».

В ближайшее время адвокат намерен написать жалобу на имя заместителя председателя и председателя Верховного суда, чтобы отменить определение судьи Кнышева и добиться пересмотра дела. Впрочем, надежды найти справедливости в России у г-на Симанчева немного, поэтому он терпеливо ждет рассмотрения своего дела Европейским судом по правам человека. «Нарушаются сразу два основополагающих принципа Конституции РФ и Европейской конвенции по правам человека: право на справедливый суд и уважение к частной собственности, – считает адвокат. – Не важно – идет речь о потерянных 15 рублях за использованные по временным ограничениям поездки или о миллионах долларов. Важно то, что это несправедливо и незаконно».

«Пускай адвокат жалуется куда хочет, – заявила «НИ» пресс-секретарь Московского метрополитена Екатерина Морозова. – Мы полностью уверены в том, что наши действия соответствуют закону. Нашу правоту уже не раз подтверждали служители закона всех уровней. Приятно осознавать, что и Верховный суд у нас в России руководствуется исключительно соображениями справедливости, иначе бы он не встал на нашу сторону».

Словом, тяжба продолжается. А пока суд да дело, москвичи по-прежнему будут соглашаться на несправедливые правила пользования проездными билетами, установленные московским метро и мэрией. Ведь альтернативы метро в Москве попросту нет.

Опубликовано в номере «НИ» от 3 апреля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: