Главная / Газета 22 Марта 2006 г. 00:00 / Общество

Слезы текут рекой

В России мироточение икон приобрело массовый и коммерческий характер

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

В храме апостолов Петра и Павла в поселке Лог Волгоградской области из лика Казанской иконы Божией Матери не так давно стала обильно течь маслянистая жидкость цвета крови. Подобных случаев в последние годы зафиксировано сотни, а может, и тысячи. Духовенство говорит о некоем знаке, подаваемом России свыше, ученые теряются в догадках, а простые верующие колесят по стране, обращаясь к мироточивым иконам за решением своих проблем. Не дожидаясь выводов специальных епархиальных комиссий, настоятели храмов и монастырей, приводя случаи исцеления богомольцев, объявляют иконы чудотворными.

Икона Царя-мученика Николая, источающая миро, с триумфальным успехом гастролирует по всей России и за ее пределами.
Икона Царя-мученика Николая, источающая миро, с триумфальным успехом гастролирует по всей России и за ее пределами.
shadow
На официальном сайте Волгоградско-Камышинской епархии РПЦ в списке святынь Казанская икона Божией Матери из небольшой церквушки в поселке Лог не значится. Однако неформально она в последнее время стала главной епархиальной достопримечательностью. Подогрел ажиотаж вывод комиссии, созданной митрополитом Германом (Тимофеевым), в которую вошли не только священники, но и сотрудники областного кардиоцентра. Изучив икону, из которой сочится маслянистое вещество красного цвета, врачи заявили, что «контуры пятна на лике Богородицы абсолютно точно повторяют анатомическую карту кровеносных сосудов на лице человека». В Лог потянулись паломники, в основном отчаявшиеся получить помощь от тех же врачей. Как утверждают в епархии, одной богомолке икона вернула зрение, вторую избавила от язв на ногах, а совсем недавно в Лог приезжала супружеская чета с десятилетним сыном-эпилептиком, и после многочасовых молитв перед иконой болезнь отступила. Теперь для сбора письменных свидетельств чудес в храме завели толстую «книгу отзывов».

Чудо – нечто сверхординарное. И совершаться чудесам полагается нечасто – иначе это уже не чудо, а норма. Однако в России в последние пять-шесть лет зафиксировано множество случаев мироточения. Причем, как подчеркивает академик РАЕН, профессор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, председатель научной комиссии по описанию чудесных знамений Московской патриархии Павел Флоренский, «подобное происходит исключительно с «молодыми», новыми иконами». Вот лишь несколько свежих случаев, широко разрекламированных СМИ.

В Свято-Никольском храме Ростова-на-Дону замироточили накануне Великого поста 8 икон в нижнем ряду главного иконостаса. До этого там же мироточила икона святителя Николая... В храме Покрова Пресвятой Богородицы и Святых Царственных мучеников, что в башкирском ауле Языково, источают миро икона того же Николая-угодника и Большое распятие... Во Владивостокской епархии, на учебной базе ВМФ, Русском острове, колоритно изображенном Евгением Гришковцом в моноспектакле «Как я съел собаку», в одном из храмов Свято-Серафимовского монастыря «плачут» 4 иконы: преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского и две архангела Гавриила... В Свято-Покровском храме города Новошахтинска Ростовской области мироточат сразу 12 икон, некоторые из них начали источать миро в канун трагических событий. Например, на лике святителя Тихона Задонского оно появилось за день до того, как в августе 2004 года над территорией области был взорван террористкой-смертницей самолет Ту-154. А за неделю до захвата школы № 1 в Беслане «заплакала» икона Спасителя...

Можно гадать, к добру или к несчастью то здесь, то там начинают «плакать» иконы. Также можно гадать о размерах пожертвований, оставляемых паломниками в местах, где иконы «плачут». А вот вопрос, какова природа этих слез, – не праздный. И еще: почему в старину «плакали» считанные иконы, и это всегда расценивалось как знамения накануне каких-то судьбоносных событий, а сегодня, по словам академика Флоренского, мироточат несколько тысяч (!) иконописных изображений? Ученый обращает внимание на то, что миро, вещества, по составу схожие с оливковым маслом, не выделяются иконами, а оседают на них, подобно росе. То есть берутся откуда-то извне. Откуда? Каким образом? «Мы подсчитали, – говорит г-н Флоренский, – что для появления капелек масла на поверхности иконы высота насыщения воздушного столба должна быть 10 километров! Объяснить такое невозможно. Можно только описать. И это меня как ученого смущает...»

Смущен и Александр Московский, ответственный секретарь комиссии по описанию чудесных знамений Московской патриархии: «Вы мне задаете вопрос, на который может отвечать только богослов. Я как ученый не могу дать вам ответ – это было бы чистой воды фанфаронством. Я кандидат наук, впрочем, как и все члены нашей комиссии – ученые, но будь я хоть генерал, на подобные вопросы и генералы не отвечают. Комиссия по чудесным явлениям, созданная шесть лет назад, фиксирует подобные факты. Вы можете набрать словосочетание «мироточит икона», и вам из Интернета высыплются сотни ссылок. Вы меня спросите: «Почему так часто?» Соглашусь: часто. Но почему – не знаю...»

На последних Рождественских чтениях г-н Московский так объяснил задачи комиссии: «Мы называем себя «следователями районной прокуратуры». К нам поступает первичное сообщение, и нужно проверить: было событие или нет. Если мы констатируем, что оно было, то наша задача – описать событие, его проверить и дать научный анализ. Сделанные выводы мы направляем богословской комиссии, которая дает им духовное осмысление».

Однако в большинстве случаев почитатели новоявленных чудотворных икон, не дожидаясь выводов комиссий, устраивают шумные шоу. Самый яркий пример связан с иконой Николая II, точнее, с цветной репродукцией этой иконы, написанной в США. Репродукция, принадлежащая хирургу одной из московских больниц Олегу Бельченко, по его словам, начала мироточить 7 ноября 1998 года. Об этом г-н Бельченко поспешил рассказать настоятелю храма святителя Николая в Пыжах протоиерею Александру Шаргунову. В середине 80-х тот разместил в своем храме икону царя-мученика, уже прославленного Зарубежной Церковью, но еще не признаваемого за святого в РПЦ. Викарий патриарха епископ Арсений (Епифанов), наведавшись в храм, устроил о. Александру выволочку, а икону приказал спрятать с глаз долой. Теперь, обретя мироточивую репродукцию, протоиерей взял реванш: с его благословения эта икона побывала в более чем тридцати епархиях, на самолете крестным ходом облетела вдоль границ России, объездила весь мир – и повсюду принимается с поистине царскими почестями.

Так что не лишен резона уже не богословский и не научный вопрос: не оттого ли плач икон приобрел сегодня в России массовый характер, что и на внутрицерковную жизнь распространяются законы рынка? Спрос рождает предложения. А дальше – начинает работать, принося хорошие дивиденды, «принцип домино»...


ТИМОШЕНКО ТОЖЕ ЗАМИРОТОЧИЛА

Из Черновцов пришло сообщение о том, что на днях начал мироточить... предвыборный плакат с изображением Юлии Тимошенко. Речь идет о биллборде, установленном на пересечении улицы Головной и проспекта Независимости. На нем то ли из-за осадков, то ли из-за особенности наклеивания материала возник оптический эффект, в результате которого кажется, что по лицу «оранжевой леди» текут слезы. Сотрудник областного избирательного штаба Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) сделал снимок «слезоточивого» плаката, который сейчас является предметом пристального анализа в штабе. По мнению руководителя пресс-службы областного штаба БЮТ Марьяны Ходыкиной, «сторонники Юлии Тимошенко далеки от того, чтобы называть черновицкий биллборд чудотворным и объявлять паломничество к нему, но знают, что в своих действиях Тимошенко полагается на Бога».

Опубликовано в номере «НИ» от 22 марта 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: