Главная / Газета 13 Января 2006 г. 00:00 / Общество

Потерянный праздник

Почему дети перестали радоваться подаркам

ОКСАНА СЕМЕНОВА

Уже подсчитано, что на празднование Нового, 2006 года россияне потратили не менее 20 млрд. долларов. Львиная доля этой суммы ушла на подарки детям. Правда, многие из них наверняка остались недовольны тем, что им оставил под елочкой Дед Мороз. Нет, «спасибо», конечно, сказали, но... Психологи с тревогой замечают: дети перестают радоваться просто подаркам, зато все чаще диктуют взрослым, что именно они хотят получить на праздник. Причем любимым чадам зачастую важна в первую очередь стоимость презента, а не просто знаки родительского внимания. В результате столь потребительского отношения дети теряют ощущение праздника и просто используют Новый год или свой день рождения как очередной повод, чтобы заполучить интересующую их вещь.

Родители ломают голову над тем, что еще могут потребовать дети, попав в магазин.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Родители ломают голову над тем, что еще могут потребовать дети, попав в магазин.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Канули в Лету светлые времена, когда наши дети верили в сказку. И эта сказка в канун Нового года обязательно сбывалась. Раньше наши дети ворочались в своих кроватках и не могли заснуть, потому что мечтали о новогодних подарках под елкой, и ждали, чтобы скорее наступило утро первого января. Чтобы распотрошить пакет, добраться до сути и обалдеть от счастья.

Год от года подарки становятся внушительнее и дороже. А сказочное сознание детей уступает место меркантильному, потребительскому. Многие, даже совсем крохи, уже не верят в доброго Дедушку Мороза и его верную подругу Снегурочку. Они с первого класса выучивают назубок существительное «зарплата» и глагол «купить». Мы сами невольно приучаем их к этому: они еще не успевают захотеть, а мы уже покупаем. За «пятерку», хорошее поведение да и просто так – от приступа всепоглощающей родительской любви. А дети принимают наши дары как должное. Мобильник, игровую приставку, не говоря уже о горах сладостей. Все это сыплется на них, как из рога изобилия.

Стали ли наши дети счастливее оттого, что мы превращаем их комнаты в филиалы магазинов игрушек? Зачем мы задариваем своих детей? А может, мы сами, того не осознавая, лишаем их таким образом детства?

Правила опасной игры

Баловать своих детей подарками сверх всякой меры на Западе начали в 60-е годы прошлого века. Потом этому нашли убедительное объяснение – во всем виновато общество потребления, которое объявило обладание вещью синонимом всего хорошего и правильного в жизни. Извечная дилемма «Быть или не быть» неожиданно мутировала и стала восприниматься иначе – «Иметь, чтобы быть». А счастье, как уверяла реклама и общественное мнение, в изобилии, которое хорошие родители должны обеспечить своим детям.

Для добропорядочных родителей эта смена понятий была ударом «под дых». Первыми забили тревогу психологи, которым неожиданно прибавилось работы. К ним вдруг повалили несчастные папы и мамы, которые стали мучиться чувством вины, если вдруг не могли обеспечить своего ребенка всем, чего бы он ни пожелал. С маниакальным упорством они принялись осуществлять все мимолетные желания своего чада, боясь лишить его чего-то существенного. Им, поколению, росшему во времена военного недоедания, стало казаться, что их ребенок получит эмоциональную травму, если, к примеру, заметит, что его одноклассник получил больше подарков, чем он сам. И мамы с папами старались покупать еще и еще, понимая при этом, что происходит что-то не то.

«На людских комплексах проще зарабатывать, чем на добродетелях. Зарабатывать на комплексах родителей – вообще святое дело, – поясняет «Новым Известиям» маркетолог Валерия Филиппова. – Этот принцип всегда учитывается в формировании экономической политики любой компании. В результате этой политики в Штатах у людей постепенно стали формироваться только те потребности, которые экономика может с прибылью для себя удовлетворять. В результате современное общество, использующее маркетинг, сделало потребление чуть ли не обязанностью, повинностью человека. И сегодня в Америке от того, сколько купят подарков американцы перед Новым годом, напрямую зависят темпы развития экономики».

С 60-х годов прошлого века прошла уйма времени, но тенденция задаривания собственных детей подарками только усилилась. А несколько лет назад волна подарочного бума докатилась и до России.

«Маркетинг многих компаний, которые занимаются продвижением на российском рынке детских игрушек, тоже строится на слабостях взрослых, – рассказывает маркетолог Филлипова. – Только взрослых уже с российским менталитетом, на который оказали влияние и советский дефицит, и слово «нельзя». Поэтому мы и приобретаем железную дорогу, которой не было в детстве, компьютерную игру, в которую так давно хотелось самим сыграть. Россияне с азартом приняли эти правила игры и стали решать за счет своих детей свои давние детские проблемы».

Психология подарка

Конец декабря 2005 года. Суета, мишура, на столичных улицах пробки – предпраздничный марафон в самом разгаре. В супермаркетах и подарочных лавках ажиотаж. Эпицентр безумия – отдел игрушек универмага «Детский мир».

– Не нужна мне эта дешевка! – мелкая пигалица с русой косой бьется в истерике прямо посреди торгового зала. – Куклы эти у всех есть! Пойдем в другой отдел – новый плеер хочу!

– Ну посмотри, какие красивые у нее наряды! – не сдается мама.

– Скажи, что тебе просто жалко денег, ведь кукла в два раза дешевле, – не унимается дитя.

Мама застыла, как в немой сцене из «Ревизора». Не знает, что ответить, а ее дочка уже рыдает взахлеб.

«Если ребенок привык к бесконечным подаркам, то у него путаются понятия «любовь», «деньги», «подарок», – говорит детский психолог Алена Булатова. – Дети начинают думать, что если родители не дарят им дорогие вещи, то, значит, они их не любят. Они искренне обижаются, когда им преподносят просто какой-либо сувенир либо недостаточно дорогую вещь. Они уже не понимают, что подарок сам по себе – это ценность. «Задаренные» дети постоянно нуждаются в дорогих доказательствах родительской любви. Иначе им кажется, что родители перестали о них заботиться. Здесь и возникают конфликты. При таком подходе само понятие праздника сводится к нулю. А ребенок перестает мечтать и фантазировать и умеет лишь требовать. Это очень грустно, ведь только в детстве ребенок может научиться не только получать, но и отдавать».

Волшебная палочка

Психологи Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета пришли к выводу, что большинство современных игрушек, которыми задаривают своих детей взрослые, тормозят развитие ребенка. Большая часть современных игрушек вынуждает малыша реализовывать не свой замысел, а замысел производителя.

«Самыми популярными подарками на сегодняшний день являются всевозможные трансформеры, автомобили с радиоуправлением, интерактивные куклы, которые умеют ходить и разговаривать, – сообщили «НИ» в Центре игры. – Они препятствуют активности и самостоятельности ребенка. Хотя такие вещи и являются высокотехнологичными, но они не дают ребенку развиваться».

«Игрушка – это инструмент познания мира и в то же время игра – способ его познания, – говорит Алена Булатова. – Манипулируя доступными ему предметами, малыш познает мир, мыслит, развивается. От того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление. Представляете, какая ответственность лежит на взрослом, когда он выбирает игрушку малышу. После полутора лет в человеке начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ему нужно погрузиться в мир образов. Это – книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры. Но это совсем не значит, что игрушек должно быть много. У ребенка должна развиваться фантазия. В руках правильно развивающегося ребенка одна и та же палочка может быть просто волшебной. То она лошадка, а уже через минуту превращается в меч, клюшку, лопатку, деревце и даже Бабу-Ягу. Она может быть еще многим-многим другим, о чем мы с вами, взрослые, с высоты своего возраста даже и не подозреваем. Игры же современных детей, буквально по шею заваленных игрушками, зачастую скучны и однообразны. Нет в них ни блеска детской фантазии, ни искры креативности. А ведь именно это качество определяет будущее ребенка».

Так что психологи советуют основательнее подходить к выбору подарков и делать их дозированно, чтобы вернуть детям утрачиваемую веру в праздник.

«Истина в деталях – подарки должны быть адекватными, – сказал «НИ» психолог, кандидат философских наук Сергей Ключников. – Заваливая ребенка дорогими вещами, мы только имитируем родительскую заботу. И ребенок подсознательно чувствует, что мы от него откупаемся. Не надо дарить дорогие вещи, ведь смысл подарка в другом. Не в его материальности, а в том, что он должен нести праздник».


Какие подарки вы дарите своим детям?

Наталья СЕНЧУКОВА, певица:
– В письме Деду Морозу наш сын Вася попросил какого-то белого орла, как у одного его друга. Мы с мужем не один магазин объездили, чтобы такого найти, созванивались с мамой того друга, в итоге купили игрушку, подходящую по описаниям. Кажется, подошла. Я это капризом не считаю, это совершенно нормально. Мой сын будет радоваться любому подарку, это я точно знаю, но ведь всегда хочется угодить. Еще ему мой брат подарил мобильный телефон, но это была действительно необходимость. Я бы не стала утверждать, что дети стали более требовательны. Просто они живут в другое время, в других условиях, и это надо учитывать. Они перестали стесняться, у них меньше комплексов. Это прекрасно.

Владимир СОЛОВЬЕВ,
телеведущий, отец пятерых детей:
– Мои дети радуются всему, никогда ничего не требуют и не капризничают. Хотя, не буду скрывать, подарки я им дарю довольно часто и не только на праздники. На Новый год младшим Дед Мороз принес целую гору всевозможных машинок, дуделок и куколок, они были безумно рады. Старшим я подарил то, что они просили. Дочка сейчас учится играть на гитаре, так что ей я купил установку для обработки звука, а сын увлекается фотографией, он получил объективы и вспышку.

Ирина ЛАЧИНА, актриса:
– Своей дочери Маше на Новый год я подарила деньги. Она сама меня об этом попросила заранее. Дело в том, что она копит некую сумму на какую-то очень важную покупку. На что – не говорит. Мне кажется, как всегда, купит что-то для всей семьи или для дома. Вот такая у нее особенность. А вообще она радуется любому подарку во многом потому, что я умею угадывать ее желания. Я считаю, что нет ничего плохого в том, что ребенок просит какую-то понравившуюся ему вещь. Это нормально. Так было всегда, и мне кажется, ничего не изменилось. Просто игрушки стали другими, возможностей стало больше, выбор – тоже больше. На это изобилие дети и реагируют. Когда я была маленькая, то постоянно просила в подарок пластмассовых пупсов и одежду для них. С другой стороны, понимала, что бесконечно мне этих пупсов никто покупать не будет. Так и сейчас: дети не стесняются просить, но в то же время понимают, что их родители могут себе позволить, а что нет. Если же подросток закатывает истерику и требует телефон за тысячу долларов, – это просто проблемы воспитания.

Тина КАНДЕЛАКИ, телеведущая:
– Старшей, Мелании, я подарила лошадку и куколку, – младший Леонтий получил то, что просил, – своего разлюбимого спайдермена. Они, как и все их ровесники, несомненно, подвержены влиянию западной культуры. Все эти синдереллы, кока-колы, спайдермены делают свое дело. Это плохо, но не смертельно. Своим детям я стараюсь показывать русские мультики, сказки про черепаху и львенка. Но вместе с этим понимаю, что они не попросят Чебурашку, а попросят робота-трансформера. Леонтий, кстати, на следующий год уже заказал у меня белый «мерседес» и… Жанну Фриске. Он в свои 5 лет большой поклонник ее творчества и подумывает о том, чтобы на ней жениться. Так что я уже готовлюсь стать ее свекровью.


ПЯТЕРКА САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ДЕТСКИХ НОВОГОДНИХ ЗАКАЗОВ

1. Компьютер и компьютерные аксессуары, компьютерные игры – от 1 до 60 тыс. рублей.
2. Мобильный телефон – от 2 до 20 тыс. рублей.
3. Игрушки hi-tech (собаки-роботы, жидкокристаллические панели для рисования, рации, электронные записные книжки) – от 5 до 15 тыс. рублей.
4. Домашние животные – до 50 тыс. рублей.
5. Конструкторы, куклы, машинки – от 1 до 15 тыс. рублей.

Рейтинг «НИ» составлен по опросу продавцов московских магазинов

Опубликовано в номере «НИ» от 13 января 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: