Главная / Газета 20 Октября 2005 г. 00:00 / Общество

Выйти из зоны молчания

Как наказать мобильную компанию за то, что ваш телефон глушат

ИРИНА ВЛАСОВА

Материал «Зона молчания» («Новые Известия» от 13.10.05), который рассказывал о незаконном использовании блокираторов мобильной связи государственными учреждениями и частными фирмами, вызвал шквал откликов читателей. Жители столицы возмущены произволом властей и бездействием сотовых компаний. По воле государства москвичи вынуждены платить деньги мобильным операторам лишь за треск и шипение в трубке, а фирмы и предприятия – нести крупные убытки из-за отсутствия устойчивой связи с клиентами. «НИ» начинают кампанию за отстаивание прав клиентов мобильной связи на качественные услуги.

Подключая новых абонентов, сотовые компании «забывают» предупредить их о проблемах со связью.
Подключая новых абонентов, сотовые компании «забывают» предупредить их о проблемах со связью.
shadow
Многочисленные письма и звонки в редакцию «НИ» лишний раз доказали, что телефонный голод испытывают в основном кварталы, расположенные вокруг следственного изолятора «Матросская тишина» и Бутырской тюрьмы. Именно в этих учреждениях установлены специальные устройства, заглушающие сигнал мобильной связи. Блокираторы сотовых телефонов были установлены весной этого московским управлением федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН). Вместо того чтобы просто отобрать мобильные телефоны у заключенных, связь решили глушить. Однако под действие электрического поля блокираторов попадали не только «трубки» сидельцев, но и мобильные телефоны вполне законопослушных граждан, живущих в неприятном соседстве с тюрьмами или даже за несколько кварталов от СИЗО. Между тем сами зэки спокойно продолжают выходить на связь. Как рассказал «НИ» специалист коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Александр Арутюнов, заключенные звонят ему с мобильных телефонов по нескольку раз в сутки, слышно их превосходно, а разговор никогда не прерывается.

Зато вполне законопослушный автор одного из писем в редакцию «НИ» утверждает, что может позвонить куда-то по мобильнику, только прислонившись к стене офиса.

«Наша компания арендует офис на территории Электрозавода. Связь там просто ужасная, – пишет Вадим Литвинов. – Если захотите позвонить нашим сотрудникам, либо получите ответ «абонент недоступен», либо звонок сорвется. Прозвониться можно, только прижав мобильник к стене, потому что арматура приглушает сигнал самого блокиратора. Всем давно известно, что связь глушат тюремщики, но зачем же ввергать в убытки законопослушных граждан? Как будто с луны свалились и не знают, что вокруг люди живут!»

По словам г-на Литвинова, аккумулятор, заряда которого в нормальных условиях хватает на четыре дня работы, из-за постоянного поиска сети телефоном садится за день, в итоге его срок службы сокращается в три-четыре раза. Звонки срываются, а ведь каждый звонок фиксируется сотовыми компаниями как минута разговора. Чтобы прозвониться сотруднику Электрозавода или людям, работающим в арендуемых на его территории офисах, часто приходится звонить на городской телефон с мобильного и платить за переговоры внушительные суммы.

Как выяснили «НИ», при всей кажущейся правоте обманутого абонента восстановить справедливость очень непросто. Операторы сотовой связи на жалобы отвечают лишь извинениями. И то не все.

«В настоящее время мы пытаемся урегулировать проблему помех последовательными и настойчивыми письмами в ГУФСИН, – рассказала «НИ» менеджер по связям с общественностью компании «Вымпелком» (сеть «Билайн») Евгения Демина. – У нас есть успешный опыт сотрудничества с правоохранительными органами – это и наше участие в оперативно-розыскных мероприятиях при террористических актах, и мобильный доступ сотрудников ГАИ к федеральным базам данных посредством услуги GPRS. Так что есть большая надежда на то, что решить проблему удастся цивилизованными методами, не доводя дело до суда».

Представители компании «Мегафон» ответили на претензии «НИ» теми же словами. Судиться с ГУФСИНом никто не намерен. А вот сотрудникам оператора МТС, похоже, и вовсе безразличны проблемы их клиентов и собственная репутация. Корреспонденты «НИ» ждали ответа на официальный запрос неделю, но никаких объяснений так и не последовало.

«А что вы еще хотите написать? Тема-то старая, я вам особенно ничего сказать не смогу», – сказал «НИ» менеджер по связям с общественностью МТС Павел Нефедов.

Получается, что рядовой абонент просто бессилен перед безразличием как частных компаний, так и государства. Ведь в ГУФСИНе о проблемах плохой сотовой связи и слышать ничего не хотят.

Чтобы не оказаться в безвыходном положении, юристы советуют глядеть в оба еще на стадии заключения договора с сотовой компанией и внимательно вчитываться в документ, который предлагает подписать менеджер. Как выяснилось, в договорах предусмотрена и возможность появления помех, и неустойчивое качество связи.

«Предоставляемая оператором радиотелефонная связь в силу естественных условий распространения радиоволн может ухудшаться, прерываться или сопровождаться помехами вблизи зданий, в туннелях, в подвалах и других подземных сооружениях, из-за локальных особенностей рельефа и застройки, метеорологических условий и иных причин», – гласит «Договор о предоставлении услуг связи «Билайн». – Оператор освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств возникло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пожар, стихийные бедствия, военные действия, указания органов государственной власти и управления и др.)». По всей видимости, помехи от глушилок – это как раз и есть обстоятельства непреодолимой силы, то есть указ органов государственного уведомления.

Согласно статистике, редкий покупатель прочитывает до конца написанный скучным, сухим языком документ. Разумеется, продавец салона связи вам об этом ничего не скажет. Вы же его не спросили!

Перед заключением контракта лучше перестраховаться и запросить в сотовой компании карту базовых станций (вышек), на которой будут отмечены также зоны устойчивого и неустойчивого приема. Если продавец уверяет вас, что мобильник будет ловить везде и при любых обстоятельствах, не верьте ему.

Если договор уже подписан, но ваша трубка отказывается ловить сигнал без видимых причин, жалуйтесь оператору. Претензию нужно отправить по почте заказным письмом с уведомлением. В течение двух месяцев на нее обязаны ответить. Однако операторы сотовой связи могут заявить о невозможности что-либо исправить. В таком случае остается только подавать в суд. Как минимум от сотовой компании можно потребовать возмещения материального ущерба. Доказательством послужит распечатка телефонных звонков – такую услугу предоставляют сами операторы. Но чтобы убедить суд в том, что в вашем доме или офисе действительно не ловит мобильник, придется за свой счет заказать независимую техническую экспертизу. Но если суд признает вашу правоту, то расплатиться за услуги экспертов придется ответчикам.

«При желании и определенном упорстве можно вернуть и стоимость телефона, – рассказала «НИ» юрист Конфедерации обществ прав потребителей Диана Сорк. – Зачем вам телефон, если он не принимает сигнал ни одного из операторов?»

Сложнее всего будет судиться представителям фирм и компаний, которые из-за некачественной связи потеряли клиента, не подписали важный контракт и понесли убытки. В юридической терминологии это называется «упущенная выгода». Но доказать ее, как признаются самые опытные юристы, очень трудно.

«Нужно потратить не один год жизни на то, чтобы собрать доказательства, результаты экспертиз. Это очень сложно, к сожалению, – сказала «НИ» Диана Сорк.

Скорее всего, сотовый оператор, получив ваш иск, «переадресует» его представителям УФСИН. И отвечать на вашу претензию будут уже обе эти организации. В ближайшее время весь этот путь попытаются проделать корреспонденты «НИ», ведь в нашей редакции из-за близости к «Матросской тишине» мобильники тоже плохо принимают сигналы.


Опубликовано в номере «НИ» от 20 октября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: