Главная / Газета 5 Октября 2005 г. 00:00 / Общество

По рельсам, как по асфальту

Российские и английские инженеры пытаются скрестить автомобиль с паровозом

ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ

На екатеринбургском автозаводе в эти дни проходят испытания нового уникального грузовика, способного передвигаться как по обычным асфальтовым дорогам, так и по железнодорожным путям. Инженеры назвали новое чудо техники «локомобилем», ведь железнодорожный грузовик в состоянии тащить за собой поезд из 10 вагонов, общим весом в 225 тонн. Как это ни странно, созданием схожего агрегата заняты сейчас британские инженеры.

shadow
Новая машина создана на базе привычного грузовика «Урал». Конструктивно его железнодорожный аналог мало чем отличается от своего асфальтового прародителя. Неизменными остались двигатель, кузов и кабина. Правда, конструкторы немного поколдовали с настройками коробки передач, чтобы увеличить тягу, и сузили задний мост для того, чтобы колеса смогли эффективно опираться на рельсы. Кроме того, спереди и сзади были установлены дополнительные железнодорожные подвески с небольшими колесами и гидравлическим приводом. При необходимости они автоматически выдвигаются из-под грузовика и поднимают машину, опираясь на рельсы. Локомобиль движется по железной дороге, так же как и по обычной, с помощью задних колес, но с той единственной разницей, что выдвижные катки фиксируют грузовик на рельсах и не дают ему сползти в сторону. Причем, как утверждают разработчики, коэффициент трения резины по металлу в три-четыре раза выше, нежели металла по металлу, поэтому обычного двигателя в 260 лошадиных сил вполне достаточно для проведения маневровых работ или транспортировки десяти полновесных вагонов.

«Мы считаем, что данные гибридные грузовики будут востребованы различными службами по ремонту и эксплуатации железных дорог или там, где использование дрезины и электровоза не является целесообразным, – рассказал «НИ» пресс-секретарь автозавода Дмитрий Федечкин. – К примеру, в России масса отдаленных поселков, в которые добраться можно исключительно по железной дороге. А локомобиль, добравшись туда по рельсам, сможет съехать с них практически на любом железнодорожном переезде. Правда, чтобы управлять им, потребуются не только стандартные водительские права категории «С», но и удостоверение машиниста».

По данным разработчиков, уровень затрат на эксплуатацию, ремонт и обслуживание локомобиля на порядок ниже, чем на единицу локомотивного подвижного состава. Хранение универсального транспортного средства может быть безгаражным, в то время как дрезине, электровозам в большинстве случаев требуется отапливаемое депо. Максимальная скорость движения локомобиля по рельсовому пути – сорок километров в час, на асфальтовой дороге – 80 км/час.

Между тем российские инженеры – не единственные, кто умудрился скрестить локомотив и грузовик. Англичанин Карл Хендерсон из Ричмонда в 2004 году построил транспортное средство под названием Blade Runner длиной 16 метров, состоящее из тягача и полуприцепа. Для передвижения по рельсам у машины есть дополнительные железные колеса, выдвигающиеся из-под днища. При этом двигается и тормозит автомобиль все равно за счет своего основного шасси. На асфальтовых дорогах машина ведет себя как обычный грузовик. Изобретатель надеется, что его детище сможет заменить тяжелые магистральные тягачи и поможет освободить от них британские дороги.



В АМЕРИКЕ СОЗДАЮТ БЕСПИЛОТНЫЕ АВТОМОБИЛИ И ТАНКИ

В США в штате Калифорния начались гонки автомобилей-роботов. В автопробеге по пустыне участвуют 42 машины, среди них есть и переработанные внедорожники, и армейская бронетехника. Участники должны преодолеть расстояние в 150 миль и прийти к конечному пункту назначения в местечке Примм, штат Невада. Предстоит проверить, насколько машины-роботы способны ехать по бездорожью, делать резкие повороты и объезжать препятствия, такие как стога сена, мусорные бачки и разбитые автомобили. Участвующие в гонке модели оснащены сенсорами, радарами, лазерами и камерами, а также системой навигации. Выигравший гонку получит от Пентагона приз размером 2 млн. долларов. Заинтересованность последнего в этих машинах не случайна. Министерство обороны США уже к 2015 году планирует добиться того, чтобы не менее одной трети всех наземных машин американской армии управлялись без участия человека. Впервые гонка автомобилей-роботов состоялась в калифорнийской пустыне Мохаве в марте 2004 года. Все 15 ее участников быстро сошли с дистанции. Максимальное расстояние, которое удалось преодолеть двум наиболее «продвинутым» роботам, составило чуть более 10 километров. Главный приз в один миллион долларов, который обещал победителю Пентагон, так и не был разыгран. Кстати, Министерство обороны США в ближайшее время получит от одной из компаний 1200 новых наземных роботов TALON EOD. Несмотря на то, что эти роботы в первую очередь предназначены для разминирования, они также могут выполнять и другие задания – разведку, дозор, охрану различных объектов, спасательные миссии. Такой робот может быть оснащен различными приборами и даже стрелковым оружием. Эти машины работают в полуавтономном режиме – ими управляет оператор. Они способны действовать в любых погодных условиях, днем и ночью, передвигаться по любой поверхности и даже плавать. Любопытно, что в настоящее время в Афганистане и Ираке уже находятся 250 таких роботов, которые успели выполнить порядка 50 тыс. заданий.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 октября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: