Главная / Газета 19 Сентября 2005 г. 00:00 / Общество

Прихожанам – скидки?

На церковных землях скоро можно будет купить водку и сходить в фитнес-центр

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

Московская патриархия в лице художественно-промышленного предприятия «Софрино» вместе с одной из частных бизнес-структур начинает большую стройку. Рядом с десятью храмами столицы на принадлежащей им земле будут возведены торговые центры и «магазины шаговой доступности». Строительство трех супермаркетов уже началось. В проект предполагается вложить 25–30 млн. долларов. Церкви в каждом из магазинов площадью от 3 до 10 тыс. кв. м будут бесплатно выделены торговые площади. Подтверждаются опасения, что РПЦ, получая землю в собственность, начнет использовать ее в отнюдь не богоугодных, а чисто коммерческих целях.

Торговцев теперь не изгнать из храма.
Торговцев теперь не изгнать из храма.
shadow
Теперь, наконец, понятно, зачем понадобилось Московской патриархии принимать год назад на VIII Всемирном русском народном соборе «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Седьмая из десяти заповедей этого документа гласит: «Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение должно быть только прозрачным и открытым». Следуя этой заповеди, РПЦ решительно открещивается от скандалов 90-х – беспошлинной торговли табаком и спиртным, получения квот на экспорт нефти и отлов ценных пород рыб, превращения иконно-книжных лавок в сеть по продаже изделий из контрабандного золота. К чему, право, наступать опять на те же грабли, когда в твоем распоряжении уникальный бренд? Если десять лет назад РПЦ приходилось изощряться, доказывая, что табачные махинации совершались в интересах сирых и убогих, сегодня благие намерения бизнесменов, в чьих проектах долевое участие принимает патриархия, не требуют доказательств.

При чем тут «Софрино»?

Десять торговых центров по соседству с храмами в Центральном административном округе Москвы – это только часть впечатляющего проекта РПЦ. А началось все с Тверской и Владимирской областей, где уже идет строительство сети гостинично-деловых комплексов. Специально под этот проект была создана таинственная организация «Фонд инвестиционных программ РПЦ» (наша газета писала о его деятельности в номере от 18 мая 2005 г.). Создавать новую структуру для возведения торговых центров на церковной земле в Москве не потребовалось – участие в проекте принимает художественно-промышленное предприятие «Софрино», возглавляемое Евгением Пархаевым. Прозванный «свечным олигархом», г-н Пархаев работает в хозяйственных подразделениях патриархии сорок лет: начинал простым маляром, а в канун 1000-летия крещения Руси занял пост гендиректора «Софрино». Казалось бы: где свечки – и где торговые центры? Секрет прост: Евгений Пархаев является по совместительству председателем совета директоров банка, инвестирующего «магазинный проект» и контролирующего 17 % уставного капитала фирмы-подрядчика, на счету которой коттеджный поселок на Рублевке, офисные центры на Полянке и в Замоскворечье... В общем, это вам не свечной заводик – розовая мечта отца Федора из бессмертных «12 стульев».

Пробным шаром в использовании церковной земли под строительство объектов недвижимости с торгашеским уклоном явилось возведение бизнес-центра «На Спартаковской». Согласно контракту, 30% его площадей должно было отойти правительству Москвы, 70% – инвестору. Но затем в контракт был включен еще и Богоявленский патриарший собор, и власти города передали ему свою долю. А теперь – сразу десять подобных центров под «крышей» РПЦ. И ведь ясно, что лиха беда – начало...

Золото и вино в ассортименте

Как всякое новшество, планы Церкви построить торговые центры при храмах вызвали у экспертов растерянность.
Офисно-торговый центр «На Спартаковской» – дочернее предприятие Московской патриархии.
shadow Одни говорят, что наличие земель в собственности РПЦ позволяет ей зарабатывать деньги для осуществления благотворительных программ и восстановления монастырей. Другие возражают: это, мол, никакие не магазины «шаговой доступности», то есть небольшие магазинчики, которые находятся внутри жилых кварталов и которые торгуют всем необходимым. Это в чистом виде большие торговые центры. А вот их-то строить церкви запрещается, потому что там присутствует развлекательный элемент.

Каждый торговый центр будет иметь площадь 3–10 тыс. кв. м. Часть площади (пока неизвестно, какую) патриархия получит бесплатно под иконно-книжные лавки. Впрочем, «иконно-книжными» они именуются условно: основную часть их дохода составляют ювелирные изделия, за ними следуют марочные вина. Последнее никого не удивляет: если бизнес-проекты, начертанные на бланке с православным крестом, заведомо непогрешимы, то и вино, на этикетке которого нарисован храм – как бы не совсем вино. То же и с ювелиркой: кольцо с молитвой и цепочка для крестика – как бы не совсем золотые украшения. С другими товарами в строящихся торговых центрах могут возникнуть проблемы: например, с колбасой в Великий пост или с видео- и аудиокассетами. Но ведь «шаговая доступность» не предполагает, что клиентура в магазинах будет та же, что в храмах по соседству...

Москва готовится к убыткам

Любопытно, что сообщение о начале строительства первых в Москве «церковно-торговых центров» совпало с заявлением руководителя департамента имущества столицы Владимира Силкина о недопустимости увеличения числа предприятий, которые имеют льготы по оплате аренды городской недвижимости. Г-н Силкин подчеркнул, что по проекту бюджета 2006 г. потери от льгот, предоставляемых арендаторам, должны составить 8,38 млрд. рублей, то есть рост «выпадающих доходов» на следующий год составит 34%. Тем не менее, по словам Владимира Силкина, департамент потребительского рынка и услуг предложил существенно увеличить перечень льготируемых категорий, включив в них, помимо социальных магазинов, социальные рестораны, предприятия бытового обслуживания и магазины «шаговой доступности». «Я хочу ответственно заявить о негативных последствиях принятия таких решений», – подчеркнул г-н Силкин. По его оценке, установление минимальной ставки для магазинов «шаговой доступности» привело бы к дополнительным потерям бюджета еще в 1 млрд. рублей. «Любая протекционистская политика, – заявил чиновник, – должна быть экономически разумна».

Вопрос: можно ли назвать протекционизмом государственную политику в отношении все новых бизнес-планов Московской патриархии? Не уместнее ли будет говорить о легализации неуемной финансовой деятельности РПЦ? Кстати, именно с ее расширением связывают эксперты назначение на пост управделами патриархии митрополита Климента (Капалина), все чаще заменяющего Алексия II на тех важных совещаниях, на которых святейший почему-либо не может появиться, а там, где может – неизменно его сопровождающий...

На очереди – Петербург

Случайность это или закономерность, но в конце прошлой недели парламент Санкт-Петербурга принял в первом чтении законопроект «О порядке передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Петербурга». Имущество будет передаваться бесплатно – причем не только храмы и кладбища, но и вся арендуемая сегодня земля. Впервые о том, что церковь бесплатно получит в собственность участки, на которых расположены ее здания и сооружения, заговорили год назад, когда был принят федеральный закон, вносящий изменения в Земельный кодекс. Предполагалось, что документ снимет напряженность, которая может возникнуть с 1 января 2006 г., когда в соответствии с требованиями земельного законодательства религиозным организациям, как и всем остальным, в обязательном порядке придется либо выкупать земельные участки, либо платить арендную плату. Уже тогда ведущие петербургские эксперты рынка недвижимости отмечали, что главной проблемой станет установление границ передаваемых церкви участков – сейчас их не существует, и бизнесу для их определения придется договариваться с Санкт-Петербургской епархией. Правда, в самой епархии затруднились четко ответить, каким количеством «строений» они владеют. На сегодняшний день выявлено 123 объекта, однако инвентаризация бывшего религиозного имущества продолжается, и перечень может быть изменен. Развитие событий, по мнению питерских наблюдателей, может пойти по московскому сценарию, и на дармовой церковной землице как грибы после дождя начнут расти торговые центры...

«Шаговая доступность» для иерархов

Финансовые новости патриархии, быть может, следовало бы оставить без комментариев, если бы не одно обстоятельство. Ни приходы, по соседству с которыми развернут бурную деятельность торговцы, ни бедные монастыри не получат ни копейки от прибыли «магазинов шаговой доступности». По той простой причине, что фирма «Софрино», участвующая в проекте, является главным источником содержания аппарата РПЦ. Бюджет патриархии давно не обнародуется, тогда как пастыри на местах все громче жалуются на своих архиереев, обдирающих приходы как липку. В этой связи представляются обоснованными разговоры о якобы готовящейся к рассмотрению в Думе поправке к Закону о свободе совести. Эта поправка может лишить приходы статуса юридического лица и сконцентрировать управление имуществом в руках высшего церковного руководства.

Такова логика событий. За возвращением храмов и церковных земель в современной России неизбежно должны были последовать офисы в аренду, продажа элитного жилья... а теперь – и супермаркеты.



МАГАЗИНЧИК – ЭТО НЕ ГИПЕРМАРКЕТ

Столичная программа развития магазинов «шаговой доступности» (они же «магазины у дома») была обнародована год назад. По прогнозам Департамента потребительского рынка и услуг, в столице может быть открыто до 2500 подобных магазинов. Стимулом для предпринимателей служат льготы по аренде помещений и коммунальным платежам, а также целевое выделение участков под магазины. По замыслу чиновников, эти магазины сделают торговлю в городе более цивилизованной, так как помогут избавиться от неэстетичных палаток и ларьков. Аналитики, впрочем, отмечают, что среди претендентов нет крупных сетей супермаркетов, и сомневаются в целесообразности регулирования строительства магазинов специальными программами. Судя по всему, Патриархию привлекло именно отсутствие сильных конкурентов в этом секторе столичной торговли. Однако предстоит еще доказать, что строящиеся при участии РПЦ торговые центры, площадью от 3 до 10 тысяч метров, являются магазинчиками «шаговой доступности», а не обычными супермаркетами.

Мечети и синагоги на супермаркеты не замахиваются

Первый в России специализированный исламский магазин, торгующий продукцией, дозволенной шариатом, был открыт в 2003 г. в Нижнекамске. Совершить покупки в нем вправе любой желающий. Здесь можно приобрести духовную литературу, культовые предметы, мусульманскую одежду и обувь, а также мясные продукты, приготовленные в строгом соответствии с предписаниями ислама. Подобные магазины позднее открылись также в Йошкар-Оле, Казани, Нефтеюганске и других местах традиционного проживания мусульман. Весной этого года в Москве был открыт магазин модной мусульманской одежды. Все эти предприятия торговли находятся в помещениях мечетей или по соседству с ними.

У российских иудеев нет специализированных магазинов, приносящих прибыль религиозным и общественным объединениям, – по крайней мере, таких, в которых долевое участие открыто принимали бы Федерация еврейских общин и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений. Другое дело – что среди практикующих иудеев немало владельцев магазинов и целых торговых сетей, но свою финансовую помощь синагогам и единоверцам они предпочитают не афишировать.

Единственным католическим магазином в столице можно назвать «Паолине», что на Б. Никитской улице, однако в нем торгуют литературой, аудио- и видеопродукцией не только по проблемам католицизма, но и православной, иудейской, мусульманской и буддистской тематики.

Что касается зарубежного опыта – там и в частной, и в общественной собственности разных церквей немало торговых предприятий. Ватикану принадлежат обширные земельные угодья, на которых построены и магазины, и гостиницы, приносящие Святому престолу солидную прибыль, однако,случаев размещения супермаркетов в церковной ограде не отмечено. Схожим образом, и даже еще строже, дело обстоит в исламских государствах.

Московская патриархия вторгается на рынок гостиниц и элитного жилья

Опубликовано в номере «НИ» от 19 сентября 2005 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: