Главная / Газета 1 Августа 2005 г. 00:00 / Общество

Деньги на песке

Убогий сервис и взвинченные цены могут похоронить вспыхнувшую любовь россиян к отечественным курортам

АЛЕКСАНДР БОГОМОЛОВ, ИРИНА ВЛАСОВА, АЛЕКСЕЙ ТЕРЕХОВ

В этом году российские черноморские пляжи победили курорты Турции, Египта и Туниса. Рекордную высоту взяли, правда, количеством. Так, Краснодарский край уже посетили свыше 7 млн. человек, а к концу сезона эта цифра, по прогнозам специалистов, возрастет до 10 млн., что на 25% больше, чем в прошлом году.

Феномен популярности наших незатейливых пляжей не могут объяснить даже специалисты в области туризма.
Феномен популярности наших незатейливых пляжей не могут объяснить даже специалисты в области туризма.
shadow
Феноменальный успех объясняется исключительно субъективными причинами – например, наши люди до сих пор боятся покидать пределы Родины. Но если хозяева российских курортов не закрепят успех и не возьмутся за улучшение незатейливого сервиса, ситуация может кардинально измениться. Ведь по соотношению «цена-качество» наши курорты уже давно проигрывают и Турции, и Египту, и Тунису.

Туристический бизнес на Черноморском побережье России развивается поистине бешеными темпами. Вдоль всей линии прибоя денно и нощно стучат молотки: строители возводят частные гостиницы. Задача не из легких, на минимуме площади разместить максимум «коммерческой недвижимости» – номеров для приезжающих на юг соотечественников. Три, четыре, даже пять этажей – хозяева надеются втиснуть туда как можно больше комнат. Игра стоит свеч, с каждым годом на море приезжает все больше отдыхающих. В 2003 году, например, в Краснодарском крае отдохнули около 6 млн. человек, в 2004-м – 7,1 млн. человек. Данных этого года пока нет, но уже ясно, что цифра будет намного больше.

Постичь логику туристического рынка на российском побережье Черного моря невозможно. Он живет по каким-то своим, неведомым законам. Поездка на российский юг для семьи из трех человек на две недели обойдется (с учетом билетов) тысячи в полторы долларов. Это если брать по минимуму, без столь приятных на отдыхе излишеств. В лучшем случае удобства в номере. Кондиционер, сауна, бассейн, шведский стол, спортивные площадки – все это за отдельную и очень высокую плату. Бесплатного нет ничего. Так, в Анапе в парке аттракционов даже на искусственных пластиковых водопадиках, присобаченных к стенкам уличных кафе, висит гордая бумажка: «Снимок у водопада на ваш фотоаппарат – 10 рублей». Тут же вспоминается незабвенный Провал Ильфа и Петрова, тем более что к водопадикам тянутся очереди из тех, кто жаждет запечатлеть себя на фоне водопроводных струй.

Участники туристического бизнеса крайне неохотно рассуждают на тему взвинченных цен и низкого уровня сервиса. В охотку идут лишь рассказы о беспределе чиновников и бандитов. Объяснить, почему фрукты на местных рынках стоят в полтора-два раза дороже, чем в Москве, не может никто. Хозяев всевозможных «приютов усталого туриста» понять можно. Спрос сейчас значительно превышает предложение: все номера в пансионатах, домах отдыха и частных гостиницах забиты отдыхающими согражданами. А если они готовы платить столько, зачем снижать цены? Вот и выходит, что средний доход с отельчика средней руки (30–35 номеров) в один из «горячих» месяцев составляет от 30 до 60–70 тыс. долларов.

Но все же главная загадка Черноморского побережья – почему сюда все же едут люди? Переплачивая в два раза по сравнению с той же Турцией? Ютясь среди окурков и кукурузных объедков на пляже? Плавая в кишащем хищными аквабайками море? По полчаса ожидая болтающего с приятелями официанта в кафе?

Ответить на эти вопросы не смог ни один из специалистов в области туризма, опрошенных «Новыми Известиями». В основном все они сводились к неким предположениям и догадкам, ведь ни одного серьезного исследования предпочтений российских курортников до сих пор – и это тоже странно – не проводилось.

«Многие едут на наш юг просто по привычке, приобретенной еще в Советском Союзе, – сказал «НИ» пресс-секретарь Федерального агентства по туризму Сергей Синицын. – У нас в стране также осталось много «невыездных». Кто-то пасует перед языковыми проблемами, у некоторых вообще боязнь заграницы, свой внутренний железный занавес».

Наши курорты проигрывают турецким, в том числе и по анимации.
shadow «Очень много людей не смогли оформить загранпаспорт, – сказала «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Люди просто не хотят стоять в очередях».

Еще одна причина популярности российских курортов – ничем не подкрепленная уверенность туристов, что отдых в Анапе обойдется дешевле, чем в Анталье. «И таких людей практически невозможно переубедить в обратном, – рассказала «НИ» менеджер одной из крупных московских туркомпаний Юлия Рыбакова. – Они просто отказываются верить, что с учетом билета на самолет, а по России летают только регулярные рейсы и это стоит значительно дороже турецкого чартера, отдых в пансионате уровня трех звезд обойдется в среднем в два раза дороже аналогичного отдыха в Турции или в Египте».

В то же время эксперты легко объяснили неоправданно высокие цены на отдых в Краснодарском крае. Главная причина – дефицит мест и отсутствие конкуренции. «Гостиничная застройка на Черноморском побережье идет очень медленными темпами в масштабах страны, – сказала «НИ» Ирина Тюрина. – Причин несколько, но основная – нестабильность инвестиционного климата. Люди предпочитают вкладываться в строительство жилых домов, потому что прибыль практически моментальная и гарантированная. Гостиница может начать приносить прибыль лет через десять. А у нас неизвестно, что будет в ближайшее время, вот мало кто и рискует ввязываться в гостиничный бизнес».

То, что высокие цены держатся исключительно на дефиците, подтвердили и туроператоры. «Очень много запросов на элитный отдых, так что на всех желающих не хватает мест, – рассказала «НИ» сотрудница одного из крупнейших туроператоров Виолетта Тарасова. – С чем связан такой ажиотаж, честно говоря, сказать трудно. Возможно, всему виной изменения в системе выдачи загранпаспортов. Многие, чтобы избежать проволочек в оформлении документов, решили ехать на российские курорты».

Парадокс популярности заключается еще и в том, что наши курорты просто не могут конкурировать с заграничными. «На 1500 долларов на двоих в России практически нереально получить тот же набор удовольствий, что в Турции или в Египте, – сказал «НИ» эксперт информационной службы Банко Дмитрий Даниленко. – И инфраструктура проигрывает. Если за границей на территории отеля есть практически все, что нужно для отдыха, то у нас таких гостиниц пока единицы».

В то же время в администрации Краснодарского края уверяют, что к ним едут исключительно из-за низких цен. «Приезжайте к нам, походите по отелям, частному сектору, и вы увидите, что цены туроператоров и цены здесь – это, как говорится, две большие разницы, – заявил «НИ» пресс-секретарь департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Александр Левченко. – Я бы не сказал, что у нас сильно высокие цены. Персики на рынке стоят 50 рублей, яблоки 20. Я сам вчера ходил. Вот за жилье частники действительно дерут втридорога, но и с этим мы боремся. Наценку обычно назначают посредники, от них мы всячески стараемся избавиться».

Но популярность российских курортов, не подкрепленная реальной конкуренцией, может сыграть с ними злую шутку. Все завоевания падут перед постоянно увеличивающимися ценами.

«У российской туриндустрии было три шанса. Первый – дефолт 1998 года, когда у людей не было денег, второй – 11 сентября 2001 года, когда люди просто боялись летать, и 2003 год – война в Ираке, тогда тоже обстановка была крайне неблагоприятной, – отметила Ирина Тюрина. – И надо сказать, что наша туриндустрия этими шансами воспользовалась. Поток туристов на черноморском направлении с каждым годом только увеличивается. Но обстановку в целом нельзя назвать безоблачной. Вместе с увеличением числа туристов растет и стоимость внутреннего турпакета. Только за последний год она поднялась на 25%. На это влияет и рост цен на бензин, и инфляция, и возросшая стоимость пассажирских перевозок. И если эта тенденция сохранится, то все, что было завоевано за последнее время, просто рухнет и народ опять потянется к той же самой Турции. Ведь цена турпакета если и не снижается, то, по крайней мере, не так сильно дорожает».



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ПРОТИВ ТУРЦИИ

По данным администрации Краснодарского края, в 2004 году на курортах Черноморского и Азовского побережий отдохнули 7,1 млн. человек, что на 16,4% превысило показатель предыдущего года. При этом «неорганизованно» отдохнули 4,5 млн. человек, а по путевкам приехали почти в 2 раза меньше – 2,6 млн. Прямые поступления в бюджет края от туристической отрасли составили 2,7 млрд. рублей. Общий объем услуг санаторно-курортного и туристического комплекса превысил 21 млрд. рублей. В 2005 году регион планирует принять 10 млн. отдыхающих и увеличить поступления в бюджет от туризма на 20%.

По данным Российского союза туриндустрии, в 2004 году за рубежом побывало 6,6 млн. туристов из России, что на 880 тысяч больше, чем за год до этого. Наиболее популярными направлениями в прошлом году для россиян были Турция (1,4 млн. туристов), Китай (941 тыс. человек с учетом челноков), Египет (586 тыс.), Финляндия (377 тыс.), Польша (322 тыс.), Германия (256 тыс.), Испания (191 тыс.), ОАЭ (175 тыс.), Италия (156 тыс.).

ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ТУРЦИЮ

Попасть на турецкий курорт с каждым годом все проще. Если раньше туристов смущало, что надо добираться до аэропорта «Шереметьево-2», что неудобно, то теперь нет проблем: чартеры летают уже и из «Домодедово», и из «Внуково». Бронируя тур, можно уже выбрать и авиакомпанию, которая тебе нравится, и наиболее подходящий аэропорт, и удобное время вылета. Говорить о великолепном сервисе на чартерных рейсах пока нельзя, но он, замечено, улучшается с каждым годом. Если еще 3–4 года назад выпивший стюард был вполне обыденным явлением, то теперь это нонсенс. Многим нравится и то, как отлажен процесс встречи туристов в аэропорту турецкой Антальи. Никаких часовых ожиданий багажа, минут через 15 после приземления ты уже сидишь в автобусе, через 30 минут селишься в отель.
Отдыхающие любят Турцию еще и за то, что за свои 100 долларов в сутки они получают весь набор удовольствий, необходимых усталой душе. Что включено в этот набор? Да все. Человек знает, что будет жить в просторной комнате, что ежедневно эту комнату будут мыть и убирать, менять белье и комната после уборки будет пахнуть свежестью и заботой. Эта забота, желание сделать человеку приятность ощущается в Турции ежедневно. Вы проспали завтрак? Не беда, есть так называемый поздний кофе. Приходите хоть в 11 утра. В Турции в каком-то смысле как в армии. Не надо ни о чем думать, это можно оставить для дома. Здесь все уже продумано, просчитано, проверено. Известно, например, что детям не хочется в обед отрываться от моря и бассейна, переодеваться и брести в ресторан. Подавляющее большинство турецких отелей построили открытые кафешки, куда можно прийти, накинув на себя только футболку. Заметили, что отдыхающим не хочется носить с собой на пляж деньги, чтобы заплатить за катание на каком-нибудь катамаране – пожалуйста, теперь эти услуги во многих отелях бесплатны. Вы приехали с детьми разного возраста? Пожалуйста, повсюду есть аниматоры и для малышей, и для подростков.
Так год от года Турция расставляет для тех, кто в нее влюблен, маленькие ловушки-приманки. Попадешь, не убежишь и вернешься сюда еще и еще.

Где вы отдыхаете – в России или за рубежом?

Марк РОЗОВСКИЙ, режиссер, руководитель «Театра у Никитских ворот»:

– Я собираюсь ехать в Карловы Вары, там хорошее лечение и мягкий европейский климат. Люблю традиционные курорты Черноморского побережья – раньше я всегда там отдыхал. Но теперь стоимость отдыха там резко повысилась, а условия остались на прежнем уровне. Платишь те же деньги, что и за западные курорты, а получаешь хамство, грязь и жлобство. Все, что было при Союзе, одряхлело, индустрии отдыха нет. Хотя я считаю, что у нас природа лучше, чем на каких-нибудь Канарах.

Аркадий ИНИН, писатель-сатирик:

– Этим летом рассчитываю отправиться в круиз. Но вообще привык отдыхать в России. Я советский человек. Я прошел все: и палатки, и турбазы, и туалеты на улице. Я привык и люблю отдыхать в России, тем более что сейчас отдых здесь стал более цивилизованным.

Людмила НАРУСОВА, сенатор от Тувы:

– Сейчас отдыхаю на даче недалеко от финского залива, скоро собираюсь в Австрию. Давно полюбила отдых в Альпах, зимой катаюсь на лыжах, а летом гуляю вдоль озер. Я предпочитаю простой отдых, без излишеств. Важно не место отдыха, а те люди, с которыми этот отдых разделяешь. В хорошей компании везде хорошо.

Александр ГОЛОБОРОДЬКО, актер:

– Я всю свою жизнь отдыхаю в Крыму, и этим летом тоже туда отправлюсь. Ерунда, что там нет комфорта, вопрос только в деньгах. Правда, если отдыхать зимой, лучше ехать в Египет или на Кипр. Бывал в Италии, Хорватии, в других странах Европы, но, на мой взгляд, все разговоры о благоприятности европейского климата – сказки, нигде в мире нет такого уникального сочетания природы и моря, как в Крыму.

Лариса УДОВИЧЕНКО, актриса:

– Я работаю и об отдыхе пока только мечтаю. Собираюсь поехать в Одессу к родственникам, а потом в санаторий в Сочи, где помимо отдыха можно еще и подлечиться. Безусловно, хочется отдыхать там, где есть цивилизованные хорошие условия, но приходится выбирать, либо отдохнуть хорошо, но мало за границей, либо отдыхать дольше на российских курортах. Хотя проще поехать в Турцию. Но и там сервис уже не тот – наши туристы развратили турков.

Андрей РОДИН, барабанщик группы «Тайм-аут»:

– Этим летом я отдыхал в Турции. Главное для меня – комфорт. На российских курортах его нет. Нет условий для нормального человеческого отдыха.

Записали Анна БАЛАШОВА, Александра ХОДОНОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 1 августа 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: