Главная / Газета 19 Июля 2005 г. 00:00 / Общество

Всевышний на линии

РПЦ обзаводится сетью «телефонов доверия»

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

В Нижегородской епархии Русской православной церкви начал работать круглосуточный «телефон доверия». Отныне, как сообщается, «любой желающий сможет проконсультироваться по спорному вопросу, выяснить порядок церковных таинств и обрядов, укрепиться в вере». В других епархиях подобные услуги носят прикладной характер: в Ставрополе с помощью «доверчивых» борются с сектантами, а в Барнауле на «горячей линии» вместе с пастырями дежурят врачи из центра по борьбе со СПИДом.

Cвященник – профессия, внушающая в современной России наибольшее доверие.
Cвященник – профессия, внушающая в современной России наибольшее доверие.
shadow
Комментируя новшество, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) отметил: «Мы знаем, что у людей есть огромное количество вопросов, которые они не всегда могут задать в храме на исповеди». Один из дежурных «телефонных батюшек», отец Олег, уточнил: «Не стоит путать: разговор по телефону – это не исповедь. Отпущение грехов по телефону невозможно. Ведь никакой телефон не застрахован от того, что его могут прослушать, а значит, таинство исповеди может быть нарушено».

И все же большая часть звонков – исповеди в чистом виде. Так, вчера во время своей вахты отец Илья, с которым удалось пообщаться «Новым Известиям», долго утешал верующую средних лет, которая в свое время не окрестила троих своих детей. Теперь они выросли и ни о каком крещении слышать не хотят. Понятно, что дать женщине по телефону разрешение от застарелых педагогических грехов отец Илья не дерзнул, но в меру сил и технических возможностей утешил – объяснил, кому и как в данном случае молиться.

По словам отца Ильи, «телефон доверия» приходится использовать и в миссионерских целях: объяснять абонентам азы вероучения. Звонят ли хулиганы? Прямого ответа на этот вопрос мы не получили, но, как сообщил отец Олег, «православный» телефон – с определителем номера. Не только чтобы отслеживать хулиганов или жаждущих дискуссии сектантов: «Так мы сможем поддержать обратную связь – я подумаю над вопросом, а потом по возможности перезвоню».

Кстати, о сектантах. Зазвонивший в феврале в Ярославле, при храме Сретения Господня, «телефон доверия» оказывает услуги людям, попавшим в зону внимания членов «нетрадиционных религиозных групп».

Настоятель храма отец Алексий говорит, что звонков поступает много и дежурным телефонистам в рясах приходится не только информировать о деятельности сект, но и оказывать скорую помощь по психологической реабилитации тем, кому довелось побывать в одной из сект. Организовала бесперебойную работу «антисектантского телефона» и Ставропольская епархия РПЦ. «Если вы сами, ваши близкие пострадали от деятельности тоталитарной секты или располагаете сведениями о готовящихся противоправных действиях сектантов, сообщите нам по телефону №...» – обратились к землякам инициаторы акции. После чего информация будет доведена до специалистов отдела безопасности городской администрации.

Рука об руку со светскими властями работают и телефонисты Омско-Тарской епархии. На вопросы омичей в течение восьми часов отвечают трое священнослужителей. Номер омского «телефона доверия» тот же, что и у региональной медико-психологической службы.

Не секрет, что во всем мире «телефоны доверия» часто используются спецслужбами. Так что не может не вызывать вопросов сотрудничество РПЦ со светскими властями в деле усиления «телефонной доверчивости» (у других конфессий в России подобных служб нет). Но с другой стороны, здесь все на полном доверии и построено, за язык никто не тянет.

Любопытно, что «телефонизация» РПЦ началась в 2001 г. в рамках церковной программы по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа и оказанию духовной поддержки людям, живущим с этим заболеванием. По оценкам оптимистов, православные сегодня составляют около трети от общего населения России, по расчетам пессимистов – 3–5 %. В любом случае работы у патриарших политтехнологов – непочатый край. Осуществлять ее без применения научно-технических новшеств невозможно. К слову, правящий нижегородский архиерей Георгий в прошлом году удостоился Государственной премии «за разработку научно обоснованной технологии воссоздания исторических архитектурных памятников». Теперь он внедрил еще одно техническое новшество в процесс общения с паствой. На очереди, как сообщает сайт епархии, «горячая линия» в Интернете.



ПОКАЯТЬСЯ, НЕ СЛЕЗАЯ С ДИВАНА

Вопрос об исповеди по телефону и в Сети давно обсуждается пастырями христианских церквей. Не так давно комиссия Ватикана по связям с общественностью распространила заявление, в котором указывается, что отпущение грехов не будет производиться по Интернету в режиме on-line. Это заявление представители Церкви вынуждены были сделать в связи с тем, что в последнее время к ним постоянно поступают просьбы от желающих исповедоваться, что называется, на дому. Римская Католическая церковь всячески приветствует Всемирную сеть, указывается в заявлении, однако считает, что по церковным канонам исповедь возможна только при непосредственном, живом общении со священником.

В последнее время почтовыми интернет-службами размещается реклама сайта Олега Моленко. Бывший священник Зарубежной Церкви, живущий в Торонто, возглавляет созданную им секту, именуемую Вселенской Церковью Иоанна Богослова. Правда, «Церковь» эта все более виртуализируется. Отец Олег совершает богослужения, проповедует и отпускает грехи, не отходя от компьютера. Соответственно, паства его – те, кто предпочитает исповедовать веру, не слезая с дивана. «Конечно, – говорит «интернет-поп», – исповедание грехов по электронной почте не самое удобное дело. Но приходится выбирать между душевной пользой, которая связана с некоторым неизбежным неудобством, и «удобным» пребыванием в грехах. Исповедь посредством Интернета – мера вынужденная, но вполне допустимая». Главный аргумент отца Олега в пользу допустимости «электронного таинства» – то, что «если, скажем, спецслужбы захотят узнать нечто о прихожанах данного священника через прослушивания их исповедей, то им легче и удобнее поставить «жучок» прямо в месте исповедования и слушать все исповеди, чем взламывать сотни почтовых электронных ящиков в надежде прочитать среди десятков писем каждого прихожанина возможную исповедь. Вот почему исповедь по Интернету предпочтительнее, чем в храмах».

Опубликовано в номере «НИ» от 19 июля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: