Главная / Газета 8 Июля 2005 г. 00:00 / Общество

Камера хищения

Почему с сумками в супермаркет не пускают, а за оставленные вещи никто не отвечает

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН

«Новые Известия» продолжают расследование способов воровства в супермаркетах столицы. Мы уже рассказывали о том, как москвичей обвешивают и обсчитывают недобросовестные продавцы и кассиры (статья «Суперобман» от 18.04.2005). Сегодня речь пойдет о том, как покупатели воруют друг у друга. По утверждению специалистов, краж из камер хранения в магазинах в последнее время стало заметно больше. Милиция заверяет, что преступные группировки этим видом криминального бизнеса пока не занимаются. Но это, похоже, вопрос времени.

shadow
Наш читатель москвич Борис К. рассказал нам любопытный случай, произошедший с ним недавно в супермаркете «Квартал» на Авангардной улице. Зайдя в магазин, он, как положено, оставил сумку в камере хранения. Однако, вернувшись за ней, обнаружил, что на месте в ячейке № 6 (именно эта цифра была начиркана ручкой на брелоке ключа) ее нет. Не поддаваясь панике, он вспомнил о сходстве шестерки с девяткой и решил проверить ячейку № 9, не подумав, кстати, что замки и ключи должны быть разными. Однако шкафчик легко открылся, но и он был пуст. Тут Борис уже расстроился – в сумке были очень важные документы. Подумал было обратиться к охране, но потом понял, что раз в магазине нет камер наблюдения, доказать, что сумка вообще была, будет сложно.

Тогда наш читатель пошел на преступление, рассудив, что раз ключ подошел к двум ячейкам, то он может открыть и все остальные. Стал пробовать, и тогда охранник появился сам. Узнав, в чем дело, он, как и ожидалось, высказал предположение, что «небось, и сумки-то никакой не было», твердо порекомендовав «не поднимать бучу». Однако на счастье Бориса в магазин зашел его знакомый – человек достаточно решительный. Настоящая «буча», поднятая им, возымела результат. Охрана нашла сумку в ячейке №7, к которой ключ, кстати, не подходил. Как она туда попала – до сих пор остается загадкой для Бориса.

Воровать стали больше

Решив выяснить, насколько типично то, что произошло с нашим читателем, «НИ» опросили работников десятка столичных супермаркетов, и те, разумеется, «не под микрофон» рассказали, что Борису К. крупно повезло – сумка-то нашлась. Чаще хеппи-энда не случается. И случаи такие в крупных сетевых магазинах не редкость. Напротив, в последнее время их стало даже больше. Технология-то ведь проще некуда: в ячейку на пару часов кладется все что угодно, за это время в ближайшей мастерской делается дубликат ключа. За день-другой можно обзавестись их полным комплектом, а потом лишь выбирать покупателей с сумками побогаче…

Специалисты в области сетевой торговли также рассказали нам, что в большинстве европейских стран, где супермаркеты существуют уже не один десяток лет, тоже есть, разумеется, проблема воровства, но риск не найти оставленные вещи там куда меньше. Например, в Англии покупатели заходят в магазин свободно прямо с сумками – там все полностью доверяют видеонаблюдению. Во Франции в камерах хранения применяются электронные замки, которые вскрыть в принципе невозможно, однако чаще оклеивают сумки целлофаном. В некоторых столичных супермаркетах эта практика, кстати, уже успешно применяется, и там, как говорят специалисты, воруют поменьше.

Советы пострадавшему

Если у вас украли вещи из камеры хранения, то первым делом необходимо вызывать милицию. По крайней мере, такую рекомендацию «НИ» получили от адвоката столичной коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрея Князева. Также, по словам юриста, «очень грамотно сразу же поднять шум – не исключено, что ваша пропавшая сумка сразу же найдется». Впрочем, как отметил эксперт, ничего другого сделать в такой ситуации, строго говоря, и невозможно, «потому как формально магазин не несет никакой ответственности за действия вора, а обязанность его разыскивать лежит на органах внутренних дел».

Вместе с тем, отметил г-н Князев, безответственность магазина можно и оспорить. «Сдавая сумку в камеру хранения, вы заключаете с магазином договор, – поясняет он. – Согласно п. 2 ст. 887 Гражданского кодекса РФ, жетон с номером приравнивается к письменной форме заключения договора. Таким образом, администрация магазина принимает на себя обязанность хранителя и должна обеспечивать сохранность вверенной ей вещи». Однако, по словам юриста, доказать что-то в нашем суде действительно трудно. Это будет, как минимум, чрезвычайно накладно, а действенно – лишь в случае потери чего-то в самом деле очень ценного.

Статистика знает не все

Как выяснили «НИ», обращаться в милицию в случаях кражи вещей из супермаркетов граждане не очень-то и стремятся. В пресс-службе столичного уголовного розыска нам сообщили, что «слава богу, пока крупные преступные объединения в столице по этому направлению не работают», а за статистикой по единичным случаям лучше всего обратиться в окружные ведомства. Но и руководитель пресс-центра УВД ЮВАО Валерий Бузовкин, и сотрудники УВД САО сообщили «НИ», что граждане по этому вопросу практически не обращаются. А если и были подобные случаи, то они единичны, и их статистика не ведется.

С раскрываемостью таких краж все обстоит также сложно. По словам старшего следователя Зеленоградского УВД Дениса Долматова, «шанс раскрыть подобные преступления имеется лишь по «горячим следам», когда еще есть возможность оперативно опросить свидетелей и применить иные оперативно-разыскные методы». Более того, сотрудник милиции, пожелавший остаться не названным, рассказал «НИ»: «Был на паре подобных вызовов. Мы стараемся на тормозах подобные дела спускать, к чему нам лишние «висяки».

Навязанная услуга

А обязательно ли вообще сдавать свои вещи в камеру, которая нередко открывается буквально ногтем? Ведь магазин не может навязать эту услугу насильно. «Заставить вас положить сумку в камеру хранения никто не может – это нарушение ваших конституционных прав», – комментирует ситуацию адвокат Князев. Единственное, что может позволить себе охранник в подобном случае, – попросить показать на выходе сумку. Причем именно показать – сам он проводить досмотр не имеет права. Более того, обратиться к покупателю с такой просьбой сотрудник охраны может лишь при наличии серьезных подозрений в совершении кражи.

В отделе лицензионно-разрешительной работы (ОЛРР) УВД ВАО «НИ» подтвердили: «Досмотр не входит в компетенцию охранника, и производить обыск он не имеет права, а ссылки сотрудников служб безопасности на должностные инструкции неправомерны: в них не может быть прописано право на досмотр или обыск частных лиц». Действительно, в ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) четко прописано: «Производить досмотр может только сотрудник милиции».

«Если охранник досмотрел ваши вещи, вы вправе обжаловать его незаконные действия, – продолжает Андрей Князев. – Если дело ограничилось досмотром вашей сумки без применения насилия или угрозы его применения, все равно необходимо обратиться в ОВД по месту нахождения магазина (или по месту своего жительства) с заявлением». Жалоба будет направлена в ОЛРР округа, где зарегистрировано охранное предприятие, на сотрудника которого вы жалуетесь. По каждому обращению ОЛРР проводит проверку частного охранного предприятия (ЧОП). Если факт нарушения подтвердится, охраннику вынесут предупреждение, а также наложат штраф в соответствии с п. 4 ст. 20.16 КоАП РФ – за «оказание охранных услуг с нарушением установленных законом требований» – на сумму от 10 до 15 МРОТ (1–1,5 тыс. руб.). Если в течение года охранник получит второе предупреждение, он будет лишен права на работу на срок до трех лет. «Если же охранник требовал досмотра вещей и угрожал физическим



НЕ ТЕРЯЙТЕ НОМЕРОК

Если у вас украли сумку из камеры хранения, вы пройдете семь кругов ада, пока возместите утраченное. А вот если вы потеряли номерок, магазин возьмет с вас сполна. Как рассказал «НИ» адвокат Михаил Измайлов, «на сегодняшний день не существует нормативных документов, запрещающих организациям устанавливать плату за потерянный номерок от камеры хранения или гардероба». Однако, по словам юриста, объявления о штрафах правомочны только в том случае, «если это прописано во внутренних инструкциях заведения». По сути, номерок является имуществом организации, и она вправе оценить убытки от его потери. При этом размер компенсации за утраченный номерок «должен быть установлен в разумных пределах». Однако разумность этих пределов законодательно не установлена.

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ ПО-СУПЕРСКИ

Опрошенные нами сотрудники ЧОПов, охраняющих супермаркеты, в один голос уверяли: поскольку теоретически в камере хранения можно оставить и взрывчатые вещества для совершения терактов, ячейки тщательно контролируются и с помощью видеонаблюдения, и лично охранниками. Решив проверить, так ли это, корреспондент «НИ», зайдя в «Ароматный мир» на Ленинградке, оставил сверток в камере хранения, а выходя, «забыл» его. Сотрудник охраны догнал «испытателя» на выходе и сказал ему, что «вещь забыта». Зато в «Седьмом континенте» на Изумрудной улице сверток корреспондента «НИ» пролежал более суток, а в «Пятерочке» на Авангардной принимавший сумку сотрудник и ухом не повел по поводу громко тикавшего в ней механизма.
В супермаркете на Шелепихинском шоссе по-своему подошли к профилактике терроризма. Там перед камерой хранения висит объявление следующего содержания: «Телефонограмма! Во исполнение поручения мэра Москвы от 9.09.04 за № 1/1–210 «О принятии безотлагательных мер по предотвращению терактов в магазинах потребительского рынка. В целях недопущения взрывчатых веществ в магазин обратить внимание на проверку ценных вещей и сумок, сдаваемых в камеру хранения покупателей. Управа района «Пресненский». «НИ» так и не поняли, кому следует «обратить внимание» и кому вообще адресована вывешенная на видном месте телефонограмма.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 июля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: